Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 9 (3698), 5 мая 2005 года
страницы памяти

Труды историка остаются в строю

В канун 60-летия победы в Великой Отечественной войне профессору А.Ф.Бережному за создание трех книг об универсантах – участниках этой войны в серии «Они сражались за Родину» (1995–1997, 2003) была присуждена университетская премия. Это был закономерный итог научной деятельности историка.

Александр Феодосеевич Бережной

Александр Феодосеевич Бережной

Более 10 лет он посвятил написанию исторической портретной галереи санкт-петербургских универсантов, своих боевых товарищей, защищавших от фашизма нашу страну и цивилизацию. Вместе с профессором В.Ф.Барабановым он активно работал над первым выпуском этой серии (1992). Остальные были подготовлены самим Бережным. Каждая книга имеет объем 12 – 13 печатных листов.

А.Ф.Бережным были проведены тщательные и скрупулезные исследования архивов и документов по истории университета, его подразделений; состоялись беседы с ветеранами, проработаны их личные архивы; изучены мемуары, периодика тех лет. Каждая книга представляет собой цикл документальных очерков. В связи с этим автору пришлось провести значительную работу по проверке и уточнению полученной фактографии. Отличаясь большой трудоспособностью, отменной эрудицией и знанием источников, высокой степенью организации научного труда, А.Ф.Бережной проделал такую значительную и емкую работу, которая под силу только целому исследовательскому коллективу. Он – ученый и фронтовик – рассматривал ее как долг перед памятью о тех универсантах, с которыми вместе отстаивал Родину. Его книги стали составной частью истории Санкт-Петербургского университета. Они имеют не только научное, но и воспитательное значение.

Разговор об историках 1960 – 1990-х годов, к которым относится и Бережной, – это разговор об их наследии. Имея определенный опыт по освоению отечественной истории, не могу согласиться с теми, кто выступает в качестве опровергателей исследований предшественников. Помню, когда началась перестройка, и первые ее шаги были связаны с полным неприятием советского прошлого, большинство «неперекрасившихся» ученых испытывало не только тревогу за личную судьбу, но и горькие сомнения: останется ли хоть что-то из созданного и выстраданного? Время устроило жесткую и порой жестокую проверку. Впрочем, настоящий ученый всегда сомневается в ценности сделанного им. Тем более это касается обществоведческих дисциплин, столь привязанных ко времени.

Первая в стране докторская диссертация по журналистике, защищенная А.Ф.Бережным, в условиях 60-х годов, естественно, была посвящена ленинскому этапу развития журналистики. Вспомним, до сих пор в каждом нашем городе и городке в центре есть площадь Ленина, Ленинский проспект, на крайний случай – улица его имени. Журналистика и наука о ней шли в ногу с эпохой. Диссертация представляла собой четыре солидных тома, показывавших, как в условиях подполья и эмиграции развивалась социалистическая мысль, опиравшаяся на мировой опыт и обогащавшаяся общением политиков, философов, публицистов разных стран на западноевропейском пятачке. Именно в это время русская политическая мысль усилиями Плеханова, Кропоткина, Л.Толстого, Струве, Ленина, Милюкова, Троцкого вышла на мировую арену и получила признание. В ряду перечисленных деятелей нашей культуры Ленин занимает выдающееся место своей практической ориентированностью, что сказалось и на его подходе к журналистике, актуализации им ее организаторской функции.

Труд Бережного отличался не только тем, что было тогда присуще многим работам обществоведов, – политизацией, но и аналитичностью, мощной фактологической базой, многосторонней эрудированностью автора, его умением полемизировать, быть возможно более объективным в тех сложных условиях. До сих пор часть этой диссертации Бережного, посвященная цензуре, входит в активный научный оборот. Завершение этой работы проходило уже на моих глазах, и меня поражала способность Александра Феодосеевича – тогда декана факультета журналистики – трудиться в сутки 25 часов.

Широта охвата исторических событий в докторской диссертации Бережного была такова, что дала большой побочный, если можно так сказать, результат, причем очень существенный. Одна за другой выходили его новые книги, брошюры, учебные пособия, статьи. Часть из них переводилась на иностранные языки. Ученый получил мировое признание. Даже накануне нового века Американский биографический институт бомбардировал Бережного письмами-запросами.

Мне, молодому тогда человеку, довелось рецензировать, пожалуй, наиболее интересное из этих произведений – монографию «Русская легальная печать в годы Первой мировой войны». В ней впервые рассказывалось о печати кадетов, прогрессистов, энесов, эсеров, меньшевиков. Большой раздел отведен проблеме «Война, правительство и печать», где использован богатейший документально-архивный материал. До сих пор это единственная книга о журналистике России той сложной и трагической поры. И она по-прежнему стоит на полках преподавателей, читающих курс истории отечественной журналистики начала XX века.

Конечно, не все выдержало испытание временем. Но у А.Ф.Бережного как ученого запас прочности был такой, что и в 90-е годы, когда исследователи смогли писать о том, о чем нельзя было ранее писать, он создавал новые произведения и увлекался новыми возможностями и сюжетами. Так, несколько лет назад кафедра истории журналистики, на которой Александр Феодосеевич работал, приступила к созданию учебника истории журналистики русского зарубежья XIX – XX веков. Бережной настолько окунулся в новую тему, что не только представил положенную часть учебника, но и выпустил в 1999 году книгу «По страницам неисследованных изданий русской периодики (Из истории русского зарубежья)». В ней одним из первых он раскрыл историю журналов толстовцев, «Жизни» В.А.Поссе, «Рассвета» В.Д.Бонч-Бруевича, «Освобождения» П.Б.Струве, газеты Л.Д.Троцкого «Правда» и др.

И последние свои дни историк А.Ф.Бережной оставался на посту: он правил текст, вычитывал гранки выходящей в университетском издательстве новой книги.  

Г.Жирков,
профессор, зав. кафедрой истории журналистики

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков