Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 8 (3697), 25 апреля 2005 года

Основа будущего

В 1905 году молодой человек, работавший тогда в Бернском патентном бюро, выпустил три публикации: по квантам света, по специальной теории относительности и по размерам и движению молекул. Этим молодым человеком был, конечно, Альберт Эйнштейн, а 1905 год был назван позднее его annus mirabilis (лат. – «чудесным годом») . Теории, последовавшие за этим, явились основой нашего взгляда на Космос, на элементарные частицы и на состояния вещества. Они также проложили путь к нашему сегодняшнему пониманию Материи и Вселенной. Но кроме того, эти работы помогли заложить основы сегодняшней экономики, и это является той причиной, по которой мы должны рассматривать Международный год физики-2005, имея в виду скорее будущее, чем прошлое.

 

100 лет назад Эйнштейном в его работе двигало внутреннее желание понять окружающую Вселенную. Исследования, вызванные таким любопытством, создают новые, «переломные» знания – открытия с потенциалом последующего продвижения, революционные эффекты во всех сферах человеческого интереса – от телевидения и электронных микроскопов до систем глобального позиционирования (GPS) и мобильных телефонов. Существуют многочисленные примеры прорывов, которые не могли бы произойти за счёт одних лишь прикладные исследования и технологии.

И сегодня многие из фундаментальных вопросов физики продолжают относиться к структуре Вселенной. Мы можем описать особенности вещества, которое мы знаем во Вселенной, со значительной степенью точности, но мы также знаем, что это «видимое» вещество составляет лишь 5% энергии всей Вселенной. Мы почти не имеем сведений об остающихся 95%, – о темной материи и темной энергии. Расширение нашего знания об этих неизвестных процентах само по себе является хорошим поводом для продвижения фундаментальных исследований в этом направлении; и ЦЕРН с проектом Большого адронного коллайдера возглавляет одну из попыток в развитии этого понимания. Более важным, однако, является то, что сегодняшний потенциал данных фундаментальных исследований должен привести к технологическим инновациям завтрашнего дня, – возможно, таким же неожиданным, какими казались бы GPS и Всемирная Паутина WWW в 1905 году.

Год Физики предлагает также важную возможность подчеркнуть, почему продолжение фундаментальных исследований, в частности, в области физики, существенно для XXI века в решении ключевых проблем, таких как воспроизводство энергии и охрана окружающей среды, а также для вклада в здравоохранение и образование, – и не только в развитых странах, но и во всем мире. Абдус Салам, Нобелевский лауреат по физике, верил, что разрыв между бедными и богатыми нациями состоит в науке и технологии («ЦЕРН Курьер», апрель 2003, стр.46), он писал: «В итоге созидание, развитие, управление, и использование современной науки и технологий, – это то, что в основном отличает Юг от Севера. От науки и технологии зависят стандарты жизни нации».

Европейский Союз признал эту точку зрения на важность науки и технологии. Европа до конца данного десятилетия собирается создать наиболее развитую, основанную на знании экономику планеты. Если говорить о США, то они верят, что будут лидировать в обозримом будущем в любом случае. А что в развивающемся мире? ООН, при поддержке большинства стран, декларировала восемь «целей развития тысячелетия», которые направлены в ближайшие 10 лет на сокращение наполовину мирового уровня бедности и на спасение в ходе этого процесса миллионов жизней. Однако, как заявил Калестус Джума, координатор ресурсов задач по науке, технологии и внедрению Проекта ООН-2005: «…Немыслимо, чтобы восемь целей развития тысячелетия могли бы быть достигнуты к 2015 году без сфокусированной научной, технологической и инновационной политики».

Такое сконцентрированное усилие требует воли многих наций работать вместе. Пятьдесят лет назад, сразу после Второй Мировой войны, возник Европейский Центр ядерных исследований (ЦЕРН). Несколько ученых и политиков из Европы и Америки сгенерировали идею и обладали достаточной энергией, чтобы запустить уникальное начинание: организовать этот превосходный физический исследовательский центр в Европе. Сегодня ЦЕРН известен как лаборатория, открытая для всего мира. Забыв свои какие-либо различия в национальности, религии или культуре, ученые со всего света собираются в ЦЕРНе для совместной работы, разделяя общую цель. Этот плавильный горн является одним из ключей успеха лаборатории. Члены научных сообществ – коллабораций, базируясь в своих собственных странах, не только обеспечивают работу большинства своих экспериментальных приборов, но и вносят вклад в новую, глобальную, мощную информационную и коммуникационную инфраструктуру, используя промышленность своих стран и свои таланты в честном и конструктивном партнерстве. А мотивацией всего этого является физика переднего края (Физика на рубеже Знания).

 

Такие совместные усилия могут быть, очевидно, применимы к сегодняшним целям развитого мира. Сходные глобальные партнерские научные усилия также должны быть использованы и странами, находящимися в числе менее удачливой половине мира.

Но в основе всего должны лежать желания вести исследования, основанные на любознательности, они обязательно принесут неизвестные пока преимущества. Мы должны позволить ученым продолжать задавать вопросы и искать ответы. Процитируем Эйнштейна: «Мы должны требовать существенно новой манеры мышления, если человечество собирается выжить». 

 
www.physics2005.org
www.un.org/millenniumgoals/
www.unmillenniumproject/org/reports/index/html

 

Перевод статьи Манжита Досанжа и Ганса Хоффманна, которая была опубликована в журнале «ЦЕРН-Курьер» том.45,№2, март 2005 Европейского Центра Ядерных Исследований (Женева) под рубрикой: «Точка зрения». Статья печатается с разрешения журнала ЦЕРН-Курьер

 

От редакции «СПбУ»: материал М.Досанжа и Г.Хоффманна принёс в редакцию сотрудник теоретического отдела НИИФ им. В.А.Фока Г.А.Феофилов.

С 1992 года он – руководитель работ СПб коллектива по проекту ALICE, член Совета международной коллаборации ALICE на Большом адронном коллайдере в ЦЕРНе. Григорий Александрович согласился дать интервью журналу «СПбУ» об опыте работы в масштабном международном проекте. Материал читайте в одном из майских номеров журнала.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков