Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 8 (3697), 25 апреля 2005 года

Вспоминая
Рудольфа Фердинандовича Итса

Я попрощался с живым Рудольфом Фердинандовичем в апреле 1990 г. в Варшавском аэропорту «Окенче». Он приезжал в Варшаву на международный семинар по этнографическим проблемам, который состоялся в Академии наук Польши. Выступал с докладом. Побывал у нас в Вилянове и подарил нам с женой свою последнюю книгу «Женский лик Земли» с теплой и лаконичной надписью. В июле того же года по приезде в Ленинград в отпуск я стоял у его гроба в Малом зале здания Академии наук СССР на Университетской набережной. В очередной поездке во Владивосток его сердце не выдержало… Его друзьям и коллегам по работе было известно, что несколько лет тому назад он перенес инсульт с частичной потерей речи. Благодаря большим личным усилиям Рудольф Фердинандович практически восстановил речь и на вопросы о здоровье неизменно отвечал: «Все нормально».

Р.Ф.Итс

Р.Ф.Итс

Мои научные интересы далеки от этнографии. Но меня всегда завораживал этот беспокойный, жизнелюбивый, теплый и улыбчивый человек. Каждая встреча с ним была праздником. А встреч и разговоров было много – и официальных, и дружеских. Он умел создавать непринужденную атмосферу в общении с любым человеком: будь это его коллега или незнакомый, впервые пришедший на его зов.

В один из приездов в Ленинград прославленного летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Владимира Александровича Шаталова, который был депутатом Верховного Совета СССР по Василеостровскому избирательному округу, мы напросились к директору Института этнографии Академии наук СССР в гости. С величайшей благожелательностью и радушием Рудольф Фердинандович рассказывал о своих этнографических путешествиях и богатой коллекции первого музея в России – Кунсткамеры, а затем пригласил посмотреть отдельные экспонаты, в том числе скелет человека-гиганта Буржуа, привезенного Петром I из Голландии, рост которого был 217 см. Космонавт заметил: «Легенда о великане Буржуа живет более 260 лет, а меня, слетавшего трижды в космос, лет через 20 никто не вспомнит». Оба собеседника договорились о следующей встрече в Звездном городке, назначили дату. Обменялись авторскими экземплярами книг: «Трудные дороги космоса», «Камень солнца». Что-то символически общее было в названии самих книг этих двух замечательных людей. Мне так и не удалось узнать – состоялась ли их следующая встреча…

Я убежден в том, что Рудольф Фердинандович неукоснительно следовал заповеди – «этнограф должен быть «своим» с первой, самой сложной минуты знакомства с людьми, с отдельным человеком» – не в силу своей профессиональной обязанности, хотя это очень важно, а по причине открытого и общительного характера. Читаю его императивные требования о работе этнографа в полевых условиях в книге «Века и поколения»:

  • надо стать для собеседника-информатора другом, надо дать ему понять, что узнаваемое никогда не будет использовано ему или его близким во вред;
  • практика работы с людьми не допускает участия в ней человека, обуреваемого гордыней собственного превосходства, безразлично и безучастно относящегося к происходящему в жизни изучаемого народа;
  • наша работа убеждает и в том, что никогда не добьется успеха человек, заискивающий перед информатором, безудержно восхищающийся всем увиденным или намеренно подыгрывающий отсталым представлениям и суждениям. Такой человек будет призван за глупца или злонамеренного обманщика;
  • профессия этнографа требует самопожертвования, доброжелательства, высокого гуманизма и ответственности за собранные материалы и выводы;
  • беседа, соучастие, наблюдение – три кита методики полевой работы этнографа, которая опирается на надежное основание – на такт, еще раз на такт (Итс Р.Ф. «Века и поколения» Л., 1986). Лучше не скажешь. Добавлю только, что эти требования важны и для нашей профессии – для социологов.

Возможно, по прошествии времени мало кто знает, особенно молодые коллеги, что профессор Р.Ф.Итс был членом Союза писателей СССР, чем он очень дорожил. Многие его книги по этнографии написаны в стиле художественной беллетристики. Назову некоторые из них: «Цветок лотоса» М., 1962; «Последний алгиш» М., 1964; «Стрелы немой скалы» М., 1966; «Камень солнца» Л., 1974; «Золотые мечи и колодки невольников» Хабаровск, 1983; «Женский лик Земли» Л., 1988. Выше упоминавшаяся мною книга «Века и поколения» имеет подзаголовок «Этнографические этюды». Такой стиль нисколько не умаляет их научной ценности, а наоборот, увлекает читателя в неизвестный жизненный мир больших и малых этносов, их историю, культуру и быт. Люди прошлого, прошлых эпох, исчезнувших народов и цивилизаций в книгах Рудольфа Фердинандовича разговаривают между собой на своем языке, рассказывают о традициях и обычаях, священно хранимых в отношениях друг с другом и с внешним миром.

Он пересказывает легенды, услышанные им от старожилов той или иной местности во время многочисленных экспедиций. Легенды, как правило, проверяются с помощью вещественных доказательств или реально увиденным. В легенде «О великом шамане Дохе», которую он воспроизводит со слов старейшего из кетов поселка Пакулиха Красноярского края, в художественной форме рассказывается об исчезнувшем народе югов, который в далеком прошлом вместе с предками кетов входил в кетско-котскую этническую общность. Отдельные факты легенды о двух родственных народах подтверждаются реальным существованием двух старых стойбищ – югского и кетского, на которых побывал Рудольф Фердинандович с экспедицией. Правда, как он замечает, «наш приезд задержался не менее чем на два столетия», ибо в результате естественной ассимиляции с окружающими народами удалось сохранить всего несколько десятков оригинальных югских слов (Там же, с. 173-194).

Было бы странным и непонятным, если бы профессор Р.Ф.Итс не написал о своем народе – эстонском. В новелле «Долгая дорога домой» он рассказывает о поездке эстонских детей в крымский Артек, о начавшейся Великой Отечественной войне, о возвращении повзрослевших ребят в родные края. Художественное повествование перемежается с этнографическим описанием характера, материальной культуры эстонцев. Приведу цитату из его книги «Женский лик Земли»: «В характере эстонцев есть некая сумрачность, молчаливость, что ведет к замкнутости даже в семье. Сами эстонцы любят рассказывать о себе такую байку: вышли отец с сыном из Тарту пешком и направились в Таллин. На окраине Тарту – колосящиеся поля. Сын и говорит: «Отец, смотри, пшеница ничего!» Подходят через несколько дней к Таллину, отец отвечает сыну: «Да, но и рожь хороша!» Вот так и поговорили в многодневном пути». В другом месте он приводит легенду о возникновении природы Эстонии: «Когда бог творил землю, он всюду бросал с неба глину, песок, лес, траву и камни. Устал бог, сел отдохнуть, но вдруг увидел около себя кучу камней. Вздохнул бог и с досады бросил все камни в одно место. А летел он тогда на облаке над Эстонией». («Женский лик Земли», с. 201-202).

В 75-летие Р.Ф.Итса на факультете социологии состоялась научно-практическая конференция «Культура и менталитет сибиряков», посвященная его памяти. Ее инициатором и главным организатором был профессор А.О.Бороноев. За круглым столом собрались друзья, ученики, студенты. Произносились теплые слова, вспоминались незабываемые минуты, часы, годы общения с замечательным человеком, выдающимся ученым и педагогом Ленинградского – Санкт-Петербургского университета Рудольфом Фердинандовичем Итсом.  

В.Д.Виноградов,
профессор факультета социологии

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков