Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 6-7 (3695-96), 11 апреля 2005 года

Дорога сна
продолжается
за перевалом

Есть один простой способ понять, есть ли между тобой и другим человеком настоящая общность. Даже если вы читали семантически несовместимые книжки или праздновали победу над первой сессией в разных общагах. Этим методом первичного узнавания друг друга активно пользуются подростки всех возрастов – противоречивая, но далеко не самая худшая часть человечества. Достаточно спросить: «А тебе нравится музыка группы Имярек?». Для такого узнавания лучше подходит группа малоизвестная, клубная: чем реже ее показывают по ящику, тем выше вероятность того, что ваша настоящая общность окажется духовной близостью.

Солистка «Мельницы» Наталия О’Шей (Хелависа)

Солистка «Мельницы» Наталия О’Шей (Хелависа)

Одна из таких групп – «Мельница». На сайте заявлено, что эта московская команда играет только акустическую музыку и определяет свой стиль как «нео-фолк-мидивал-этно-фэнтези-рок». Новый альбом группы, который «мельники» недавно привезли в Петербург, заставляет задуматься о пересмотре обоих тезисов. Судя по всему, команде не долго оставаться внутренним феноменом сообщества ролевиков и фольклористов. Законы развития – и шоу-бизнеса – возьмут свое.

24 марта по поводу диска «Перевал» случилась пресс-конференция в музыкальном салоне «505» на Большой Конюшенной, с выходом в прямой эфир «Радио Рокс». А на следующий день был концерт в клубе «Старый дом». На пресс-конференции присутствовала только часть состава: солистка Наталия О’Шей (Хелависа), бас-гитарист Алексей Сапков (Чус) и директор группы Алексей Переверзев.

Кто заказывал ярлычок?

Каждый охотник желает знать не только где сидит птичка, но и как она называется. Потому что от этого зависят дальнейшие отношения с нею. О том, как вести себя с существами фантастическими, памятка молодого охотника стыдливо умалчивает. Остается одно: наблюдать. Но это долго. И, возможно, опасно. Поэтому лучше как можно быстрее определиться с видовой принадлежностью вашего визави.

Некоторая интрига пресс-конференции развернулась вокруг точных определений. Журналистам очень хотелось понять, кто же перед ними сидит. Странные какие-то: позиционируют себя как фолк-роковая группа, а новый альбом записали на цифровом оборудовании.

Вообще-то дело не в технологиях, а в людях, которые с ними работают. На самую крутую студию «мельники» поехали бы только со своим саунд-продюсером. А качественное цифровое оборудование дает больше возможностей. Новый альбом задумывался как более тяжелый, роковый. Вот, например, ударных добавили. И бас-гитару.

Ну вот и называли бы себя рок-фолковой группой!

А что такое вообще фолк?

Хелависа рассказывает, как к ней однажды пристала строгая журналистка с вопросом, суть которого сводилась к следующему: «Почему не по форме?» Солистка «Мельницы», действительно, меньше всего похожа на стереотип «фольклорной девушки». Современная стрижка, гламурный топик. А где же косы русые да сарафан полотняный? Да еще ручки в фенечках, глазки долу и куча комплексов. На что эмансипированная девушка Хелависа молвила: «А где это написано, что я должна выглядеть именно так? При чем тут вообще сарафан?».

К слову сказать, сарафан у Наталии когда-то был. Точнее, не сарафан, а костюм богатой женщины из Дублина десятого века. В общей сложности три платья, надетые одно поверх другого: рубаха, собственно платье, и подобие сарафана, который шнуруется на боках. Все закреплено фибулами и украшено тремя нитками бус и поясом, к которому прикреплены ножик и ножницы. «Петь во всем этом невозможно! – говорит Хелависа. — Можно только степенно ходить – чем, собственно, и занимались богатые скандинавские женщины». Фотография этого великолепия до сих пор дрейфует в Интернете. За свои костюмы Наталия даже получала премии на конкурсах.

Чус, в свою очередь, читает краткую лекцию о превратностях терминологии: «В американском понимании фолк – это вся та музыка, исполнение которой не требует долгих лет тренировки и специальных навыков. Все, что может прижиться в народе. Даже песни Боба Дилана, которые можно исполнять на улице под гитарку, считаются фолком». И музыка «Мельницы» по этой логике – натуральный фолк. Есть еще европейское понимание термина – традиционные, пришедшие из глубины веков мелодии, зашифрованные в рукописях мрачных веков. По мнению Чуса, «мельники» объединяют обе ипостаси фолка.

Но «Мельница» — это не только мелодии, но и сказочные баллады и лирика. На первом диске «Дорога сна» есть песни на стихи Николая Гумилева и Роберта Бернса. «Мельники» нежно относятся к профессору Толкину и его «Сильмариллиону». Они пользуются схожим приемом миротворчества: берут мифологические мотивы и общие образы, и через них создают свою собственную реальность. Хелависа до сих пор хранит серебристое платье, в котором она была Арвен на «Хоббитских играх» 1997 года. Иногда надевает его на концерты. А Чус признался, что «Властелина колец» осилил от корки до корки сравнительно недавно. В студенческие годы Алексей Сапков избежал влияния ролевиков – эта волна прошлась по молодежи чуть позже. Концептуальному юноше Алексею, который очень вдохновился «Сильмариллионом», «Властелин колец» показался детской сказкой. Конечно, прежде чем браться за написание песен, пришлось освоить и серьезную научную литературу. Например, словарь русской мифологии.

Где происходит действие песен «Мельницы»? Где-то. «Мельники» творят свой собственный мир, не ограничиваясь границами эпох и территорий.

– Ах, где-то? – встрепенулись журналисты. Ну вот и писали бы на вкладышах к дискам: «фэнтези-рок»!

Новая музыка старого мира

Кстати, в мире фэнтези «мельников» давно считают своими. В издание первого альбома «Дорога сна» вложился Ник Перумов – в буквальном смысле слова. Причем на концертах группы он еще не замечался ни разу – в России он бывает не часто. Встретившись с музыкантами на станции метро «Филевский парк», писатель передал им конверт и исчез.

О названии группы на официальном сайте сказано следующее: «Придумала Хелависа, объяснив это примерно так: «Очень милое сказочное сооружение, нам подходит». Это потом уже объяснение обросло всякими подробностями того, что подразумевается под словами «милое сказочное сооружение», а именно – «обиталище красноглазого мельника-колдуна из славяно-балтийского фольклора; некий демиургический механизм, не только превращающий зерно в муку, но и творящий свой необыкновенный мир, как мельница Сампо» и т.п.»

Кстати, псевдоним Наталия взяла из книги Томаса Мэлори «Смерть Артура». Хелависа – это имя ведьмы, которая пыталась соблазнить сэра Ланселота. Почему-то безуспешно.

Музыкальные пристрастия членов группы так же разнообразны, как и мифологические мотивы их текстов. Чус вырос на русском роке 80-х — Цой, «Аквариум», «Чайф» — и вошедшем тогда в моду зарубежном металле, вроде Iron Maiden и Metallica.

А Хелависа – на классической музыке барокко. В школьном и раннеуниверситетском возрасте увлекалась роком 60-70: Queen, Джоплин и мелодии в стиле Вудстока. До сих пор хранит коллекцию такой музыки. Из современных зарубежных исполнителей предпочитает Тори Эймос, слушает мэйнстрим – DairStraits. А все восемь человек, которые и составляют команду «Мельницы», сходятся в уважении к Apocaliptica, Blackmores Night, Баху и Перселу.

О проблемном
Многие поклонники «Мельницы» любят питерскую группу «Тролль гнет ель», и давно интересуются увидеть их на одной сцене. Группы дружат, «тролли» даже перепели песню «мельников» «На север». Но, по словам «мельников», совместному концерту препятствуют некоторые организационные моменты. В маленьком клубе такой праздник жизни не устроишь – будет давка и много обиженных, которые в принципе не поместятся внутрь. С большими площадками другая проблема – там все решают организаторы концерта, которые платят аренду и решают, кто будет играть, а кто нет.
Чьего-либо соперничества «Мельница» не боится. «В музыке конкуренция вообще невозможна, в творчестве нет такого понятия: «занимать одну нишу», — говорит Чус.
Записи «Мельницы»долго распространялись через агентство «Один мужик дал послушать». Конечно, этот процесс значительно ускорился бы, если бы песни попали на радиостанцию федерального масштаба. Но, увы – у группы нет радиохита, то есть «достаточно короткой и тупой песни», которую можно было бы ротировать, не особенно нарушая общий гомеостаз радиоэфира. «Неформат» — это неизлечимый диагноз. Потому что никто толком не знает, что такое «формат». А был бы радиохит – нашлись бы спонсоры, которые дали бы денег на съемки клипа. Был бы клип, увеличились бы продажи дисков. Выросла бы аудитория. Можно было бы выступать в больших залах. В «Октябрьском», например. А там атмосфера цивильная до зубовного скрежета. Разве что к креслам не привязывают.
Пес с ним, с радиохитом.

О личном
Известно, что Хелависа живет в Ирландии, в Москве, а иногда, как выяснилось, может жить и в Петербурге. А где же тогда дом? И что же тогда – дом? «Дом для меня – это пространство, как в книгах Макса Фрая… — говорит Хелависа. — В некоторых аспектах я не чувствую себя дома нигде, и меня это не напрягает. А иногда – везде мой дом. Ведь Европа – очень маленькая часть света. Есть города, где я чувствую себя дома: Москва, Питер, Таллинн, Прага, Лондон, Копенгаген. Самые любимые – Тбилиси и Барселона. Кружевные балкончики Тбилиси и сумасшедшие дома Гауди в Барселоне… Клетки с птицами на улицах… Хорошо, когда на улицах есть народ, и есть ритм в архитектуре.
Никак не воспринимаю Стокгольм. Дублин – так себе, терпимо, но только если выезжать за город время от времени».
Наталия Николаева знает несколько иностранных языков: английский, французский, датский, ирландский, может изъясняться по-испански, по-валлийски, по-исландски. В словесном творчестве увлекается звукописью, словообразованием, мифотворчеством. В одном из сборников ирландских саг Ульстерского цикла есть семь ее переводов.
Под занавес кто-то из журналистов растроганно поинтересовался: «А вас не приглашали сниматься в кино? Вы такие симпатичные! И мы даже знаем, в каком фильме вы могли бы сняться»…
А Хелависа сказала, что давно мечтает сняться в фильме про агента 007. «Хочу быть плохой девушкой Бонда. Там они всегда бывают двух видов: темненькая и светленькая. Светленькая – добрая, наивная, и ее быстро убивают. Я бы сыграла роль брюнетки».

«Дорога сна», первый альбом, вышел в 2002 году. Диск получился сказочный, барочный и подчеркнуто акустический. Есть песни на стихи Николая Гумилева и Роберта Бернса – самые ранние, первые пробы Хелависы, которая тогда еще «не умела писать своих текстов, а только музыку». Но даже сейчас, когда выяснилось, что она все умеет, она иногда обращается за текстами к своим друзьям, которые пишут стихи. У самой Хелависы процесс творчества довольно тяжек. Прежде чем нужные слова выстроятся в нужном порядке, она долго страдает, даже проваливается в состояние стресса. У Чуса с этим полегче. Он считает, что мир сам по себе довольно трагичен для человека, хотя объективно - нейтрален. Но если задуматься – мы ходим по останкам живых когда-то существ. Действительно: осознаешь эту простую истину, и никакой дополнительный стресс как стимул творческого процесса уже не понадобится.

Состав «Мельницы» – это маленький симфонический оркестр. По крайней мере, четыре классических музыкальных инструмента есть. Зачем так много? Конечно, во время концерта все и сразу не требуются. Музыканты сменяют друг друга, кто-то может уйти за кулисы – воды попить. Кстати, Хелависа постоянно пьет воду во время выступления. А еще у нее аллергия на табачный дым, о чем убедительно и неоднократно предупреждают всех присутствующих. Во время одного концерта солистка едва не задохнулась от сдерживаемого кашля, и допевала песню со слезами на глазах. Поклонники решили, что это от избытка эмоций.

Поет Хелависа восхитительно. Во всяком случае, в той среде, где сейчас существует группа, этот вокал не знает конкуренции. Наталия владеет несколькими вокальными техниками: кантри, роковым-эстрадным исполнением и ирландским фолковым. Последнее в Ирландии и осваивала. А еще может петь сокрушительные казачьи песни. Прямо на пресс-конференции она спела американскую народную песню сапожника начала века. И как пример другой техники – ирландскую песню на текст XVII века, которую переняла от исполнительницы «старой традиции» Мэри Блэк. Обычно, когда человек поет, даже в его мимике чувствуется некоторое напряжение. А тут голос мягко шел откуда-то изнутри. И никакой мистики в этом нет: известно, что хороший исполнитель поет не горлом, а животом. Точнее, «работает диафрагмой».

«Мельники» часто и с удовольствием ездят в Петербург: знают город хорошо и давно. У Хелависы есть даже квартира здесь, на улице Гороховой. Во время ремонта в ее дворе трансформаторную будку «закамуфлировали» под мельницу. Это вышло совершенно случайно. Видимо, произошла материализация мифа.

В Питере, по словам Хелависы, публика более адекватна. На концерты петербуржцы ходят не только потанцевать, но и послушать, что поют. Эмоциональных москвичей происходящее на сцене, как правило, не отвлекает.

Кроме традиционных площадок, «мельникам» доводилось играть в настоящей крепости – в Выборге — и в настоящем античном театре –в Крыму, на фестивале нео-фолк музыки «Археология-2004». Этот античный театр, единственный на территории СНГ, закрылся 1700 лет назад. Поперек арены остался неф старинной христианской церкви, которую построили, разрушив театр. Впрочем, ее тоже потом разрушили. Археологи неф не стали сносить – тоже ведь памятник. То выступление стало еще одной материализацией мифа, точнее, слогана группы: «Новая музыка древнего мира».

«Перевал». Что дальше?

Новый альбом «Мельники» делали долго и мучительно. Хелависа до самого конца относилась к работе критично, без иллюзий. Но когда прослушала уже завершенный диск, поняла, что это есть хорошо… во всяком случае лучше, чем она ожидала.

Совершенно новых песен на диске немного. Давно сочиненные тексты и мелодии ждали своего часа, и когда в наборе инструментов появился бас и ритм-секция, этот час настал.

Второй диск по сравнению с первым получился «маскулинным». Более энергичное звучание, жесткий ритм – мелодии врезаются в память с первого прослушивания. Изменилось общее настроение текстов. При желании можно даже провести смысловые параллели. Романтическая до безволия «Рапунцель» с первого альбома превратилась в роковую «Пряху», которая прядет чью-то смерть. Рефлексирующий «Оборотень», для которого превращение – процесс скорее физиологический и неуправляемый, стал «Вороном» — сумасшедшим беглецом, который, тем не менее, сам решает, быть ему человеком или кем-то еще. Так что напрашивающаяся реминисценция из Пушкина: «Я – ворон, а не мельник» — верна лишь отчасти. А «Воин вереска», одна из самых мелодически сложных песен первого альбома, переосмыслена в речитативе «Вереск». Как минимум дважды в новых песнях звучит тема предательства и своенравия, тогда как лирическая героиня первого альбома либо послушно умирала под дверью возлюбленного, «простив его вину», либо до седых волос ждала его возвращения. Новые истории «Мельницы» стали динамичнее и страшнее. Вот уж действительно – в сказочном сооружении завелся красноглазый колдун. Вернее, он там с самого начала был. А до «станка» дорвался только теперь.

На диске наконец-то появился мужской голос. И, соответственно, песни сочинения Алексея Сапкова. Утяжеление общего звучания – видимо, его влияние. Вообще, группе стоило бы и дальше развивать свое мужское начало. А заодно и мужской вокал.

Концерт-презентация альбома в клубе «Старый дом» собрал раза в полтора больше народу, чем обычно. Народ ликовал, даже несмотря на отвратительно выстроенный звук и технические шумы в мониторах. В условиях, приближенных к боевым, «мельники» сработали профессионально – играли как ни в чем не бывало, что бы ни вытворяла техника.

Хелависа была счастлива, как ребенок. Смотрела в толпу и видела, что ее здесь любят. В толпе было душно и жарко. Но даже это можно пережить ради того, чтобы увидеть вблизи, какая она – Хелависа, увидеть ее лицо и руки в малиновом свете прожекторов, через узкий просвет между чьими-то головами и плечами.

На концерте стали заметны откровенно эстрадные моменты. Наложение ритмических ударов сделало некоторые песни похожими на благообразные медляки, какие крутят на школьных дискотеках. Избежала этого, пожалуй, только песня «Королевна» – одна из лучших в альбоме.

В толпе, как это всегда и бывает в результате удачной рекламы, оказалось больше обычного тех, кто пришел потолкаться и попотеть.

Дальше будут пророчества в духе истерички-Кассандры.

Когда ты раскручен, число людей, которые тебя понимают, растет гораздо медленнее, чем число потребителей тебя. Через медные трубы массовой популярности никто не проходил без необратимых изменений личности и творчества.

Хелависа — сильная. Это то, что привлекает в ней поклонников обоих полов. Царственная осанка и чувство собственного достоинства, гордость, которая, увы, граничит с гордыней… Ладно, я умолкаю и прячу истерзанный хитон обратно в нафталин.

Новый шаг сделан, и это шаг вперед. Теперь важно, в каком именно направлении группа пойдет дальше, что предпримет. И предсказывать это бесполезно – остается лишь наблюдать. Только так и можно себя вести с фантастическими существами.

Главное, чтобы «Мельница» не задерживалась на перевале слишком долго.  

Венера Галеева
Фото Юлии Жаворонковой

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков