Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 6-7 (3695-96), 11 апреля 2005 года

Ах, какой был изысканный бал,
Бал, какого еще не бывало

Впервые, пожалуй, со времен Октябрьской революции в университете был организован настоящий бал. Инициатива исходила от руководства Мариинского театра, который считается патроном Санкт-Петербургского государственного университета в области культуры. Впервые ежегодный фестиваль Мариинского театра «Масленица» завершился студенческим балом – задуманным по образу и подобию балов российского дворянства.

Подготовка заняла всего две недели. За это время была тщательно продумана и отрепетирована программа бала. Балетмейстер и артисты театра не только исполнили танцы перед студентами, но и провели для них мастер-класс, после которого Актовый зал Главного здания заполнился кружащимися парами. Конечно, отпущенного времени хватило на освоение лишь основных элементов полонеза, мазурки и вальса. От польки, которая отличается сложностью, пришлось отказаться.

Оформление пригласительных билетов и афиш придумали студенты кафедры графического дизайна филологического факультета. Судя по внешнему виду билетов, стержнем мероприятия должен был стать праздник Масленицы. Правда, планировалось не совсем так.

Пригласительные билеты на праздник распространялись бесплатно, через отдел внеучебной работы и деканаты. Часть билетов была разослана в другие вузы города: Политехнический институт, Педагогический институт имени Герцена, Институт технологии и дизайна, Университет экономики и финансов, Академию художеств имени Репина. Желающих нашлось очень много, всего же в Белоколонном зале собралось около тысячи человек. Предпочтение старались отдавать тем, кто занимался хореографией и умеет двигаться в такт музыке.

Особое внимание приглашенных обращали на строгий дресс-код. И это естественно: единственная допустимая форма одежды на балу – вечерняя. Конечно, далеко не каждая студентка хранит в шкафу длинное вечернее платье. Но проблем не возникло: пригодились наряды со школьного выпускного вечера. Некоторые сотрудники СПбГУ – представители старшего поколения универсантов — наблюдали за происходящим с хоров. Блистательная панорама пробуждала лучшие чувства эстетического характера.

По словам очевидцев, хорошо показали себя студенты факультета международных отношений – как потенциальные дипломаты, они знакомы с правилами проведения светского раута.

Ажиотажа в прессе по поводу мероприятия не возникло, но сюжет о студенческом бале появился в программе «Вести».

Бал начался с появления праздничного эскорта – мужчин почтенного возраста в ливреях, которые внесли канделябры с зажженными свечами и обозначили тем самым начало праздника.

Балетные паузы и оперные арии перемежались рассказом ведущего о том, как проводились настоящие дворянские балы в былые времена.

Прозвучали «именные» арии из опер «Евгений Онегин» и «Война и мир». Эти номера программы были посвящены всем присутствовавшим в зале Татьянам и Аннам, которых, для усиления эффекта, просили выйти в центр зала.

А современные бальные танцы показали студенческие пары университета – с химического факультета и факультета социологии.

Самым интересным моментом бала стал, пожалуй, танцевальный мастер-класс, во время которого артисты кордебалета Мариинского театра вставали в пары со студентами, что сделало процесс обучения особенно захватывающим. После артисты отметили лучшие студенческие пары вечера. За успехи в освоении танцевальных па их наградили билетами в Мариинский театр. А самая блестящая пара получила приглашение в гранд-отель «Европа» на ужин стоимостью 150 у.е.

В своем желании сделать такой праздник, который наверняка понравится всем студентам, организаторы рискнули соединить несоединимое. Программа распадалась на три части. После собственно бала выступил фольклорный ансамбль университета под руководством Екатерины Головкиной. Масленичные песни Русского Севера звучали около пятнадцати-двадцати минут – надо было срочно переходить к последней трети. В том же Белоколонном зале началась дискотека, правда, с аппаратурой вышла заминка – «электричество кончилось». (К счастью, техническую паузу закрыл ансамбль, спев еще несколько хороводных песен. Это было довольно рискованное мероприятие для вокалистов – совершенно неожиданно им пришлось громко петь на большую аудиторию.) Позже все привычные атрибуты клубной дискотеки наличествовали: и стильный диджей, и сотворенные им джазовые аранжировки. Но все равно последняя часть особого успеха не имела. Зато студенты около полутора часов с удовольствием водили хороводы вместе с фольклорным ансамблем. Этот процесс оказался таким захватывающим, что из рекреации перед Актовым залом пришлось перейти в коридор Главного здания. Только представьте себе хоровод из трехсот человек! Предпочтения молодежи оказались непредсказуемы.

Была и уличная программа с сожжением Масленицы напротив здания Института генетики и с фейерверком. А перед этим – раздача блинов и глинтвейна во дворе Главного здания. Внес свой спонсорский вклад в создание праздничной, масленичной атмосферы Манеж кадетского корпуса. Но прислал он не конных кадетов, как можно было бы предположить, а фургончики с угощением – блинами и глинтвейном – и фейерверки, под залпы которых сожгли чучело Масленицы.

Цивилизованно расправиться с угощением, стоя на лестнице, удалось не всем. Кое-кого все-таки занесло в Актовый зал, о чем свидетельствовали забытые там одноразовые тарелочки и стаканчики.

Все это удалось уместить в четыре часа реального времени. Приходилось строго следить за регламентом, чтобы светские развлечения успевали сменить одно другое.

Переход от светской части к фольклорной, по словам очевидцев, прошел гармонично. Правда, кто-то из студентов слишком глубоко погрузился в атмосферу светского раута и при виде людей в русских национальных костюмах спросил: «А кто пустил на бал крестьян близлежащих деревень?» Шутка получилась с довольно глубоким смыслом.

В целом мероприятие могло быть испорчено чрезмерным пафосом. Но этого не случилось. Студенты были счастливы.

Совместный проект Санкт-Петербургского государственного университета и Мариинского театра, можно надеяться, станет ежегодным. Глобальные задачи этого мероприятия очевидны и повлияют на будущее не только университета, но и общества. В соответствии с этими задачами Петербург – это город дворянской культуры, а не столица трех революций, как думают туристы. И студентам надо прививать правильное понимание любимого города. Им, как будущей элите, надо с младых ногтей привыкать к соответствующим ритуалам. И решить, что им больше по душе – церемонно общаться с нарядными дамами и причесанными господами под звуки оркестра Мариинского театра или перебивать учебный и рабочий стресс угаром дискотек и рок-концертов, оставляя после себя кладбище пивных бутылок.

Но студентам-отличникам точно пора запасаться вечерней формой одежды. Следующий бал планируется провести для выпусников-краснодипломников уже в этом году и с еще большим размахом. Место проведения пока не определено. Возможно, это будет Константиновский дворец в Стрельне.  

Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков