Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 6-7 (3695-96), 11 апреля 2005 года

Покорение вершин, или Ferienakademie 2004



Вот уже четвертый год подряд русские студенты – математики, физики, программисты – принимают участие в немецкой научной школе под названием Ferienakademie. Ferienakademie в переводе с немецкого означает “каникулярная академия”. “Каникулярная” – потому что проводится она в дни немецких студенческих летне-осенних каникул – в последние 2 недели сентября, а “академия” – так как она представляет собой учебное мероприятие, предназначенное для поддержки и продвижения одаренных и хорошо успевающих студентов. Организованная тремя ведущими баварскими университетами (Техническим университетом Мюнхена и университетами Штуттгарта и Эрлангена) и спонсируемая такими известными фирмами, как Siemens, BMW, Vodafone, Alcatel и другими, каждую осень, начиная с 1984 года, школа проводится на севере Италии, в Сарнтале (Южном Тироле), прямо в Альпийских горах.

В этом году на покорение Альпийских вершин посчастливилось отправиться, восьми российским студентам: Ольге Сергеевой, Константину Первышеву, Александру Пименову (математико-механический факультет), Юлии Павловой (ПМ–ПУ), Льву Наумову (СПбИТМО), Илье Агаеву, Ирине Бобковой и Екатерине Эльц (физический факультет).

“Ребята, что такое для вас Ferienakademie?” – спрашиваю я участников. “Пулково-Мюнхен-Октоберфест-автобан-Альпы-Италия-Мюнхен и снова Пулково, родной Петербург. Масса впечатлений! А ещё и учиться приходится, ” – улыбается Костя.

Но обо всем по порядку.

Часть первая: Пулково-Мюнхен-Октоберфест

“Уважаемые пассажиры, пристегните, пожалуйста, ремни безопасности, самолет приземляется, – раздался голос стюардессы. – Сейчас 9 часов утра. Температура воздуха в Мюнхене 12°С”. Еще 15 минут полета, радостные аплодисменты благодарных пассажиров, и мы – в столице Баварии.

Позади остался дождливый осенний Петербург, университетские лекции и семинары, работа. Впереди – “кусочек лета” — двухнедельное пребывание в солнечной Италии, новые впечатления и знакомства и … наши презентации и доклады.

В первый день нас поселили в студенческий хостел (общежитие) в центре Мюнхена и, подробно проинструктировав по всевозможным вопросам, до утра следующего дня предоставили самим себе. Разумеется, мы сразу же пошли знакомиться с городом. Что поражало в Мюнхене, так это обилие людей в национальных баварских, итальянских и австрийских костюмах. Оказалось, что наш приезд пришелся как раз на открытие знаменитого пивного фестиваля Octoberfest, когда в Мюнхен изо всех городов Германии, а также из соседних Италии и Австрии съезжается народ, чтобы отдохнуть, повеселиться и напиться пивом на весь оставшийся год. Так что в первый же день нашего путешествия мы очутились на немецком “празднике жизни”, мероприятии красочном и впечатляющем своим размахом.

Множество огромных пивных дворцов, скромно называвшихся палатками, несметное количество всевозможных аттракционов и сувенирных лавочек, расположившихся в центре города, представились нашим взорам. Люди, одетые большей частью в баварские шляпы и кожаные штаны, направлялись к пивным шатрам, откуда то и дело доносились обрывки песен; сноровистые официантки едва успевали подносить пиво.

Вечером, полные впечатлений, усталые, но довольные, мы наконец-то добрались до хостела. А утром следующего дня, вместе со студентами из Штуттгарта, Эрлангена и Мюнхена, мы уже ехали в Сарнталь– лыжный курорт на севере Италии, место проведения Ferienakademie.

Часть вторая: Альпы-Италия, или мы на Ferienakademie

В этом году Ferienakademie отметила своё двадцатилетие. Уже 20 лет одаренные немецкие студенты имеют возможность не только интересно и весело провести время на каникулах, но и научиться чему-то новому, узнать что-то полезное из какой-либо области физики, математики или информатики. При написании заявления на участие в Ferienakademie каждому студенту предоставляется возможность выбрать курс, относящийся к интересующей его научной области, после чего, согласно высказанным пожеланиям, происходит комплектация учебных групп. В этом году таких групп было 12, занятия в трех из них проводились на английском языке, что и дало возможность принять участие в Ferienakademie не только немецким студентам, но и нам, студентам российским, и ребятам из других стран: Индии, Испании, Чехии, Кореи, Пакистана.

“Какая-то пара сотен метров вверх — и ты словно паришь над Альпами. Вокруг – горы. Одна в снегу, другая — как вертикальная стена, нет ни одной похожей”.

Это еще не настоящие Альпы, но и такие вершины покорять непросто.

ПоЭто еще не настоящие Альпы, но и такие вершины покорять непросто.

Утренняя поверка в горах. Крайний слева — почетный доктор СПбГУ профессор Ценгер, крайний справа – профессор
С.Ю.Славянов.

Утренняя поверка в горах. Крайний слева — почетный доктор СПбГУ профессор Ценгер, крайний справа – профессор С.Ю.Славянов.

“Итак, что такое Ferienakademie для вас?” — не унимаюсь я.

“Для меня — это уникальная возможность познакомиться с методами обучения студентов за границей, получить новые знания и навыки обращения с целым рядом программных продуктов,” — отвечает Саша. “А ещё, это и возможность поделиться своими результатами с другими, а также познакомиться с теми людьми, которые могут сформировать новое поколение научного общества”, – добавляет Лёва.

Мы были участниками трех разных курсов: “Полиномы: эффективные алгоритмы и применение” (Ольга Сергеева, Ирина Бобкова), “Context-awareness” (Юлия Павлова, Александр Пименов, Екатерина Эльц) и “ Численное моделирование и гидродинамика” (Илья Агаев, Лев Наумов, Константин Первышев), поэтому в Италии нас развезли по разным отелям, и совместное пребывание российской группы закончилось фактически до самого возвращения в Германию, хотя мы иногда пересекались во время “общешкольных” мероприятий, таких как встреча всех курсов на вечере, посвященном рассказу об Италии и истории организации Ferienakademie, шахматные и теннисные турниры.

Поселили всех в уютных отелях, расположенных в небольших деревушках прямо в Альпийских горах, и сразу же объявили расписание занятий и распорядок дня. Распорядок дня, на первый взгляд, показался довольно суровым и совсем не похожим на тот, который могли бы ожидать немецкие студенты, находившиеся на каникулах, да и русские, на старших курсах отвыкшие вставать в такую рань: в 7:30 – завтрак, в 12:00 – обед, в 19:00 – ужин. Промежутки между завтраком и обедом, обедом и ужином заполняли либо занятия, либо прогулки в горы – в зависимости от погоды и решения профессоров и организаторов.

Вечером — игры, просмотры фильмов и другие всевозможные развлечения.

Занятия и семинары на каждом курсе проходили по-своему, но они всегда подразумевали активный вклад всех участников. Курс насчитывал около пятнадцати студентов и, как правило, каждый из студентов должен был сделать доклад и подготовить презентацию на подготовленную им заранее тему. Но доклады эти не имели ничего общего с теми, что обычно делают на конференциях. Во-первых, темы были, в основном, чисто учебные и не подразумевавшие рассказ о научных достижениях и разработках выступающего (особенно это касалось докладов с немецкой стороны), а во-вторых, продолжительность доклада – формально 1 час – увеличивалась в 2-2,5 раза из-за того, что выступление постоянно прерывалось вопросами слушателей, замечаниями и разъяснениями профессоров.

Профессоров (Dozenten) на каждом курсе было, как правило, два, но кроме них присутствовали еще и приглашенные профессора (Gastdozenten) – это или уважаемые ученые, или же представители крупных фирм (BMW, Siemens, и т.д.). От нашего университета на курс “Численное моделирование и гидродинамика” был приглашен профессор, доктор физико-математических наук Сергей Юрьевич Славянов.

Вот что рассказывают ребята о своем участии в работе курса и о поставленных перед ними целях:

Лев Наумов и Константин Первышев, курс “Численное моделирование и гидродинамика”

Лёва: Курс наш получился весьма серьёзным и требовал некой предварительной подготовки студентов, которая у нас (русских) была, а вот некоторые немцы страдали от недопонимания неких аспектов. Моё участие заключалось в первую очередь в моём докладе, а также в участии в обсуждениях других докладов и решении нескольких задачек, связанных с кривыми Пеано (темой одного из докладов и обширных обсуждений в кулуарах).

Костя: Я думаю, цель нашего курса была следующая: дать возможность прикладным математикам понять физиков, и наоборот. Мне, программисту, легче оказалось понять физиков.

Юлия Павлова, Александр Пименов и я – Екатерина Эльц, курс “Context Awareness”:

Юля: Руководителем нашего курса был профессор Брюгге из Технического университета Мюнхена. А более подробно рассказать не могу, так как спонсоры из Vodafon взяли с нас подписку о неразглашении – секрет фирмы, короче.

Саша: Мы предпринимали попытку за две недели разработать приложение для мобильных устройств,  знающее контекст, в котором оно работает. Мой вклад состоял в создании транспорта моделей из 3DMAX в формат, доступный для разбора и импорта в OpenGL движок визуализации. А также подготовка моделей к такому транспорту.

Нужно заметить, что курс “Context Awareness” сильно отличался от всех остальных курсов Ferienakademie. Задача, поставленная перед участниками, заключалась в следующем: нужно было разработать проект для корпорации Vodafon, мобильный ассистент-тренер по занятиям йогой.

В настоящее время йога становится всё более и более популярной в западных странах, считается, что она способствует укреплению здоровья и поднятию жизненного тонуса. Ученик, посещающий занятия йогой, делает упражнения под присмотром своего учителя, который контролирует и корректирует его действия. Дома, пытаясь выполнить позу йоги (асану) самостоятельно, ученик не может проверить её правильность. Для того чтобы устранить этот недостаток, и было задумано создание приложения Personal Yoga Instructor. К разрабатываемому приложению предъявлялись следующие требования: оно должно было давать инструкции и советы пользователю, помогать в выборе нужного упражнения и контролировать правильность выполнения поз.

Студенты из Санкт-Петербурга вместе с немецкими друзьями радуются горному солнцу перед началом занятий.
Студенты из Санкт-Петербурга вместе с немецкими друзьями радуются горному солнцу перед началом занятий.

Участники нашего курса были разделены на группы по 2-3 человека, каждая из которых была назначена ответственной за определенную область (Image understanding, image manipulation, blue screening, augmented reality tracking, film editing, audio processing, DVD creation), необходимую для разработки прототипа системы. Все студенты должны были предварительно ознакомиться с предлагаемыми программными пакетами, средами разработки программ и библиотеками и, используя их, выполнять определенную задачу. Например, наша российская группа отвечала за визуализацию в данном проекте, мы разрабатывали и анимировали трехмерные модели. Все группы постоянно контактировали между собой, советовались и обменивались наработанным материалом, ведь одной из наиболее важных целей нашего курса было научить студентов работать в команде, без чего сейчас, пожалуй, не обходится создание ни одного серьёзного проекта.

Семинары, как уже было сказано, были не единственным нашим времяпровождением. В свободное время (жалко, что его было не так уж много) мы ходили в горы, ездили на экскурсии, играли в теннис и шахматы, общались со своими сверстниками и с уважаемыми и известными профессорами.

Считаем ли мы участие в Ferienakademie полезным для нас, и в чем именно?

Саша: Да, безусловно, участие в FA дало мне массу знаний по управлению проектами и современным тенденциям в области мобильных устройств и “носимых” компьютеров.

Костя: Это опыт общения с людьми других культур, опыт интернационального научного общения.

Лёва: Несомненно, это было очень полезно. Во-первых, как практика в английском языке, технике публичного выступления и т.п. Во-вторых, было интересно оценить, насколько ясно можно изложить мою весьма специфическую разработку для людей, которые этим не занимаются. В-третьих, было полезно узнать мнения специалистов (профессоров) и получить предложения совместной работы.

Юля: Я считаю, это дает очень мощный стимул к дальнейшему профессиональному росту: все участники Ferienаkademie – безумно талантливые и умные люди, с огромным потенциалом и замечательным будущим.

А ещё, конечно, очень хочется отметить тот факт, что появились новые друзья, люди, которым на самом деле можно доверять и на которых можно положиться. Это, наверное, даже более ценно.

Что больше всего запомнилось? Каковы наши самые яркие впечатления?

Юля: Впечатлений масса! Как выразить всё и сразу?

Горы – просто великолепны, достаточно только на фотографии посмотреть. Итальянский городок Боцен, пара дней в Мюнхене и Октоберфест. Занятия йогой в 6:30 утра. Великолепная кухня в Южном Тироле. Настоящее немецкое пиво. Чистая вода и безумные цены на транспорт.

А ещё качели во дворе нашего отеля с видом на горные Альпы.

Каждый coffeе-break с яблочным пирогом и чашкой какао был особенным.

Каждый день был как маленький праздник, который никогда не забудешь.

С Ferienakademie лично я увезла: пару настоящих друзей, теплые и светлые воспоминания, один свитер и кучу фотографий.

Лёва: А мне запомнилось, когда профессор Ценгер (директор Ferienakademie), ученик профессора Бауера, изобретателя стека, сказал мне, что уважает меня за мой труд. У меня почему-то сразу вспотели уши.

Саша: Самых ярких случаев в рамках курса было два: формальный – провал разрабатываемого проекта (конечно, не всего курса: negative experience is still the experience). Шучу, конечно. На самом деле не провал вовсе, а, скорее, осознание соответствия полученного результата требованиям заказчика. Неформальный – покорение вершины Белый Рог. Еще была масса впечатлений в свободные дни – ночное посещение Венеции и Пивного фестиваля.

Часть третья и заключительная: Мюнхен - родной Петербург

К сожалению, всё хорошее когда-нибудь кончается, мигом пролетели и 12 дней в Италии. Но на этом наше путешествие не закончилось, у нас в запасе было еще 3 дня. Кто-то за это время успел посетить Венецию, кто-то съездил в Нойшванштайн, кто-то продолжил осматривать Мюнхен.

“Уважаемые пассажиры, пристегните, пожалуйста, ремни безопасности, мы взлетаем, – раздался голос стюардессы.– Через 2,5 часа мы прибываем в Санкт-Петербург”. И за окном прощально замигали огни гостеприимного города.

До свидания, Мюнхен, до свидания, Бавария!

Эпилог

Ну, вот и всё. На этом история о нашем пребывании на Ferienakademie заканчивается. А от себя лично очень хочется пожелать всем участникам как этой, так и будущих Ferienakademie удачи, научных достижений и покорения всё новых и новых творческих вершин.

Кстати, для будущих участников: информацию о Ferienakademie можно получить на сайте http://www5.informatik.tu-muenchen.de/FA/

Дерзайте!  

Екатерина Эльц

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков