Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 5 (3694), 25 марта 2005 года

Вторые Торчиновские чтения

До него было невозможно дозвониться по телефону. Доброжелательный голос в трубке обычно просил отправить факс, либо… выходить в интернет и общаться в режиме on line. Человек исключительно коммуникабельный, Евгений Алексеевич предпочитал общение на личном интернет-форуме в силу большей оперативности и более широкого охвата аудитории. Профессор, доктор наук, востоковед мирового уровня, он никогда не жалел своего времени, уделяя каждому — будь то академик или студент — столько внимания, сколько требовалось. К сожалению, самому ему времени не хватило. 12 июля 2003 года Евгения Алексеевича Торчинова не стало.

— Его смерть стала для нас полнейшим шоком еще и потому, что была совершенно неожиданной, — говорит координатор Вторых Торчиновских чтений Сергей Владимирович Пахомов. — Евгений Алексеевич умер на пике своей научной формы, когда его идеи получили признание не только в отечественном, но и в западном научном мире. На момент смерти в печати находились многие его работы, включая продолжение капитального труда «Религии мира». Останься он с нами, польза для науки была бы огромной.

Большое количество людей, включая меня самого, были многим обязаны Евгению Алексеевичу. Без его поддержки и советов я бы просто не состоялся как ученый. Поэтому после скоропостижной смерти Е.А.Торчинова мне очень хотелось, чтобы дело, которое он начал, не пропало, чтобы его идеи получили развитие. Все, что мы могли сделать — это организовать научную конференцию, которая стала бы регулярной и объединила людей так, как объединяла их вокруг себя фигура Евгения Алексеевича. Первые Торчиновские чтения я провел практически в одиночку. Почтить память ученого собралась лишь небольшая горстка участников, а все научные дебаты, одновременно проходившие в трех отдельных аудиториях, уложились всего в шесть часов. По сути, это был такой «междусобойчик» кафедрального уровня.

А вот нынешние, вторые по счету Торчиновские чтения проходили уже в течение трех дней (с 17 по 19 февраля 2005 г.), в трех разных аудиториях и в очень интенсивном режиме. К нам приехали около 70 участников из 13 городов и 6 государств. В первый день работали две секции: индологии, а также гебраистики, арабистики и исламоведения. Во второй день секций было три: Востока и Запада, теоретических аспектов религиоведения и буддологии. Наконец, сегодня (19 февраля. — И.М.) прошли заседания секции древних и новых религий, а также секции дальневосточных религий. На завтра у нас запланирована вынесенная за рамки конференции ознакомительная экскурсия по Петербургу для желающих. Конечно, проведение такой масштабной конференции было бы просто невозможно без поддержки администрации философского факультета. Также я очень хочу поблагодарить за помощь аспиранта философского факультета Петра Нешитова, без активнейшего содействия которого я бы вряд ли справился с огромным массивом организаторской работы.

— Кто принял участие в конференции?

— Прошлогодняя конференция создала задел, позволивший привлечь к участию во Вторых Торчиновских чтениях многих крупных специалистов, например, профессора Кравцову — замечательного российского синолога, профессора Рубеля, доцента Колотова, на мой взгляд, одного из лучших специалистов по Вьетнаму в нашей стране. Из Москвы приехали профессор Глаголев (МГИМО) со своей супругой М.В.Силантьевой, представлявшей Академию славянской культуры, были участники из Украины, Молдовы, Казахстана, даже из Японии! Доклады читали петербургские специалисты из Института востоковедения, восточного факультета СПбГУ, Музея религии.

На следующий год мы постараемся сделать Торчиновские чтения крупным международным событием. Евгений Алексеевич любил путешествовать, принимал участие во многих международных форумах и конференциях, поэтому его хорошо знали в Китае, Франции, Канаде. Например, в той же Канаде он целый семестр читал религиоведческие курсы, ежедневно общаясь со всемирно известным специалистом по буддизму профессором Гюнтером. Нам бы очень хотелось возродить эти связи. Многие люди не едут к нам просто потому, что не знают о существовании Торчиновских чтений. Если это исправить, чтения вполне могут превратиться в крупный международный конгресс.

— Пестрота состава участников конференции — это не случайность?

— Нет. Евгений Алексеевич воплощал в себе синтетичность. Он интересовался не только буддологией, даологией, но и индийскими учениями, историей различных мистических течений, методологией религиоведения в целом. В своих работах с помощью трансперсонального психологического подхода он пытался нащупать какие-то новые формы синтеза. И эти формы, которые профессор Торчинов воплощал в своих работах, таких как «Религии мира», на нашей конференции разрабатываются в разных секциях и в разных вариантах. Для нас Евгений Алексеевич — это не только наш «патриарх», организатор нашей кафедры философии и культурологии Востока, автор десятков научных работ, но и живой человек, присутствие которого невольно ощущалось на этой конференции. Мы пытаемся превратить чтения из чисто мемориальной конференции в творческое развитие его идей. То, что он бы здесь увидел, я думаю, его бы очень порадовало. Индологи, синологи, японисты, вьетнамисты, иудаисты, арабисты — представители разных отраслей восточного знания, которые в обычной жизни расколоты на группы, находят здесь удобную площадку для научного общения. И вот что еще характерно! Традиционно в научном мире существует определенная иерархия по степеням, уровню образования, регалиям и так далее. Как правило, у студента нет возможности приблизиться к величинам такого уровня, как Евгений Алексеевич. Самому же Е.А.Торчинову такое искусственное разделение было органически чуждо: он был прост в общении со всеми. Этого же принципа мы стараемся придерживаться и на конференции, посвященной его памяти.

— За счет чего, на ваш взгляд, Торчинову удалось дать такой импульс религиоведению?

— Евгений Алексеевич был очень жадным до знаний человеком, а благодаря своей многогранности мог свободно оперировать понятиями самых разных дисциплин. Кроме того, он был открыт для диалога, открыт для всех людей, независимо от их вероисповедания, убеждений и т.д. В своих трудах он использовал тот подход, который не вписывался в рамки марксизма. В отечественном религиоведении еще с 20-х гг. прошлого века доминировал так называемый социологический подход, усматривающий в религии лишь некую социальную форму, социальную действительность. Человек при таком подходе не рассматривался в отрыве от общества, он был всего лишь винтиком огромной социальной машины. Психологический подход к религии, который в СССР был совсем не развит, стремится ухватить религию изнутри самого человека, полагая в основу внимание к некому религиозному опыту и религиозному переживанию. Эта мысль в принципе не нова, более 100 лет назад ее выдвинул Уильям Джеймс. Евгений Алексеевич просто по-новому ее перетолковал, добавил трансперсоналистику Грофа с его перинатальными матрицами. Но в своей основе идея осталась той же. Именно психологический, религиозный опыт человека является основой для ритуалистики, догматов и всего остального. То есть все вырастает из глубин чистого опыта. Утверждая это, Евгений Алексеевич руководствовался отнюдь не только кабинетными соображениями. Он сам занимался йогой, затем, будучи синологом, стал серьезно изучать китайский буддизм и в зрелом возрасте принял посвящение. Часто бывая в Китае и на Тайване, поддерживая отношения со многими представителями буддийского мира, в итоге он принял предложение возглавить петербургскую ячейку общества Фо гуан — «Свет Будды» и многие годы распространял знания о буддизме в Петербурге и стране. Таким образом, познания чисто буддологические он совмещал с собственно буддийскими. Введя в отечественную науку наработки Грофа и других представителей психологического подхода, он вызвал там настоящую бурю. Сегодня без ссылки на его «Религии мира» не обходится ни одно серьезное исследование.

Фигура Е.А.Торчинова для нас — это некий символ единства и целостности. Причем это не какая-нибудь эклектичная целостность, когда объединяется все подряд. Нет, речь идет о некоем творческом единстве, которое пока еще трудно определяется в словах. Мы только учимся их складывать, и я надеюсь, что наша конференция будет в дальнейшем лишь укрепляться, превращаясь в форум для людей разных научных занятий и интересов, вероисповеданий и убеждений, место, где они могли бы не только обмениваться профессиональным опытом, но и вступать в неформальный диалог.  

Беседовал Игорь Макаров

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков