Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 5 (3694), 25 марта 2005 года

Он был открыт
для диалога со всеми людьми

Евгений Алексеевич Торчинов (22.08.1956–12.07.2003) был выдающимся синологомрелигиоведом, буддологом, историком философии и культуры Китая, а его глубокие познания и эрудиция простирались далеко за пределы этих областей ориенталистики.

С именем Е.А.Торчинова связан качественно новый этап отечественных даологических исследований, ему принадлежат многочисленные переводы важных даосских и буддийских текстов, новаторские методологические разработки в теоретическом религиоведении. Существенны и его достижения в качестве организатора университетской науки. Евгений Алексеевич открыл на философском факультете СПбГУ кафедру философии и культурологии Востока, в настоящее время готовящую специалистов в областях китаеведения, индологии и арабистики.

Е.А.Торчинов

Е.А.Торчинов

Евгений Алексеевич родился 22 августа 1956 г. в Орджоникидзе (Владикавказ), среднее образование получил в Саратове. Рано возникший интерес к культуре традиционного Китая привел его на кафедру китайской филологии восточного факультета Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета, куда он поступил в 1973 г. и с отличием закончил в 1978 г. В 1978–1981 гг. Е.А. (так сам себя называл Евгений Алексеевич) был аспирантом Государственного музея истории религии и атеизма (с 1990 г. – Государственный музей истории религии), где в 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию. Евгений Алексеевич принадлежал к третьему поколению отечественных китаистов, обучаясь у учеников академика В.М.Алексеева (1881–1951), основателя отечественной синологической школы и самой значительной фигуры в советском китаеведении первой половины XX в.

С 1981 по 1984 гг. Е.А. являлся научным сотрудником Музея истории религии и атеизма, а затем перешел в Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР (с 1992 г. – Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН), в котором работал до 1994 г. (при этом в конце 1993 г. Е.А. становится доктором философских наук). Когда, по словам самого Е.А., «работа вне системы высшего образования стала понемногу терять смысл», он оставил Институт востоковедения и перешел в Санкт-Петербургский университет, где был доцентом, а затем профессором кафедры философии религии и религиоведения философского факультета (с мая 1998 г. Е.А. некоторое время исполнял обязанности заведующего этой кафедрой). В 1998 г. на этом факультете Е.А. создал и возглавил кафедру философии и культурологии Востока (организована по решению Ученого совета СПбГУ 30 ноября 1998 г.), которой руководил практически до своей кончины. Можно сказать, что именно с Е.А. связано возникновение и организационное оформление университетского изучения философии и культурологии народов Востока, являющегося принципиально новым направлением отечественного востоковедения. Летом 2003 г. Е.А. оставил пост заведующего кафедрой и в дальнейшем надеялся полностью посвятить себя научной работе. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться – 12 июля Е.А. скоропостижно скончался.

Сфера интересов Е.А. была чрезвычайно широка и разнообразна, однако главное направление его научных изысканий всегда было связано с изучением религиозно-философских традиций восточных культур и, прежде всего, даосизма и буддизма. Многолетние исследования этих двух традиций, которые сам Е.А. называл «религиями чистого опыта», стали той базой, на которой им разрабатывалась методологическая проблематика религиоведения.

За время своей активной научной деятельности Е.А. перевел с китайского языка целый ряд важных даосских и буддийских текстов, на основе анализа которых впоследствии были созданы несколько обобщающих работ. Так, в области даологии Е.А. принадлежит первое в отечественной китаистике монографическое исследование этой религии «Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания» (1993), а многоплановые исследования и выполненные на высоком уровне переводы даосских текстов позволили Е.А. стать ведущим отечественным даологом рубежа XX–XXI веков, и это ознаменовало новый этап изучения даосизма в российской синологии. Вклад Е.А. в буддологию следует видеть, прежде всего, в его переводческой деятельности, а также в создании общей работы по буддизму под названием «Введение в буддологию» (2000), изданной на основе курса лекций, читавшегося Е.А. в течение ряда лет на философском факультете СПбГУ, и в некоторых аспектах выгодно отличающейся от других трудов подобного рода.

Проблематике теоретического религиоведения Е.А. посвятил книгу «Религии мира: опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника» (1997). На основании обобщения большого фактического материала многих религиозных традиций в этой монографии предлагается новый подход к пониманию феноменов религиозного опыта и обосновывается оправданность смены социокультурной парадигмы религиоведческих исследований на психологическую (по замыслу Е.А., эта книга должна была стать первой частью трехтомного труда, из которого он успел написать лишь первые две части, при этом вторая часть («Пути философии Востока и Запада в XXI веке: познание запредельного») было подготовлена к печати издательством «Петербургское Востоковедение» уже после того, как ее автор ушел из жизни).

После кончины Е.А. на философском факультете СПбГУ было решено проводить ежегодные Торчиновские чтения, посвященные памяти ученого (примечательно, что далеко не многим из отечественных востоковедов посвящены названные их именами конференции). Впервые Торчиновские чтения проводились 20–21 февраля 2004 г., и к настоящему времени широта тематического охвата этой конференции уже вышла за рамки основных приоритетных для Е.А. сфер исследования – даологии, буддологии и теоретического религиоведения.  

Е.А.Кий

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков