Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 5 (3694), 25 марта 2005 года

Война Бобра с КоЗЛОМ
или
Ударим рефератом по разгильдяйству
и высшему образованию!




Недавно меня пытались привлечь волонтером в Психологическое общество. Искушали всякими новинками, которые раз и навсегда сделают обучение необременительным и, вероятно, дистанционным. Приятный молодой человек предложил поучаствовать в проекте.

Суть проекта: надо записать на видео основные лекционные курсы. Студент, который пропустил лекцию по уважительной причине или же без оной, сможет взять в факультетском видеопрокате соответствующую кассету и посмотреть на лектора дома, лежа на диване и даже корча тому неодобрительные рожи. «Не правда ли, хорошая идея?» — спрашивал меня приятный молодой человек. А мне хотелось сказать «Нет, неправда!», но помешала природная застенчивость, активирующаяся под разрушительным воздействием приятных молодых людей. Поэтому я молча сбежала из зоны действий. В конце концов, тогда я не сумела бы последовательно объяснить, что именно мне смутно не понравилось в этом проекте. Виделась мне в нем некая скрытая угроза.

По прошествии времени я свою флуктуирующую мысль все-таки сформулировала. Звучит она так. Технический прогресс наступит высшему образованию раньше, чем нынешнее поколение первокурсников получит свои дипломы.

Каждый сам за себя

Когда-то весь мир довольно четко делился на «что такое хорошо» и «что такое плохо». Во всяком случае, в стране моего детства действовал, по крайней мере, один автор, который знал это наверняка и не утаивал свое знание от молодежи. Добро и зло четко соблюдали дресс-код, что облегчало рекогносцировку на местности: одни в белой манишке, а другие по жизни стыдно-смотреть-в-чем.

Мир был непрост, но, в общем, понятен. Это как если бы тебе попеременно показывали белую карточку и черную: «хорошо»-«плохо», «плохо»-«хорошо», правильная реакция выстреливает из тебя на уровне рефлекса.

А потом случился перелом со смещением системы координат. Оказалось, что нет «правильной» и «неправильной» реакции. Хорошо – это когда реакция в принципе есть. Меня и моих сверстников перестали дрессировать. У нас появился выбор. Но ответственности и даже элементарной системы критериев в комплекте к этому дару, увы, не прилагается. Каждый решает сам за себя.

Не все рыцари одинаково полезны

Это раньше типичное олицетворение зла приходило в черном капюшоне и со злобными намерениями. В природном стремлении отравить жизнь человечеству оно постоянно предпринимало какие-то действия. А теперь даже зло перестало быть активным, оставив это свойство супер-героям вроде Черного плаща и Туалетного утенка. Зло обрело вид Руки Дающей. Добро же обретается где-то поблизости в образе Руки Предостерегающей. Дескать, Минздрав предупреждал, что не все дары приносимые одинаково полезны. В свободное от жестикуляции время Рука Руку, очевидно, моет. А ответственность падает на нас, ничего не подозревающих.

Сегодня никто не пойдет огнем и мечом выжигать гнезда вредителей. Этот метод устарел и, несомненно, будет осужден общественным мнением. Ланцелоты и Дон-Кихоты сегодня считались бы не рыцарями-героями, а фанатиками-рецидивистами. Когда кто-то берет на себя слишком много, решая, кого из вредителей искоренять, а кого пока оставить, это произвол. И даже белая манишка его не оправдывает.

Каждый индивид становится носителем персонального зла. Эдакий массовый эксперимент по проверке гипотезы старика Канта – бобр человек по природе или все-таки зол?

Промежуточные итоги эксперимента на студенчестве показывают, что война бобра с козлом оканчивается не в пользу высшего образования. Практически неограниченные технические возможности накладываются на полное отсутствие информационной культуры. Мы повторяем судьбу наивных индейцев, которые, не выработав ни одного соответствующего проблеме фермента, полюбили огненную воду за новые возможности по расширению сознания.

Симбиоз Бобра и Козла

Рекламные визиточки Руки Дающей вручают студенту прямо на входе в университет. В них оная Рука значится под псевдонимом «Профессиональная помощь студенту» или «Услуги в сфере образования». Не путать с «образовательными услугами». Последние дает университет в форме лекций, семинаров, сессий, контрольных работ и курсовиков. А первые за счет этого добывают себе пропитание в обозначенной сфере.

Паразитируют?

А вот это еще вопрос, кто на ком паразитирует.

«Профессиональная помощь студенту» — это возможность купить готовую контрольную работу, реферат и даже диплом. И не скачать из интернета шаблонную поделку, а получить выполненную на заказ дипломированным специалистом добротную работу. В основном это, конечно, рефераты – в них не предполагаются размышления автора над проблемой, а число вариаций на одну тему почти неограниченно. Под Рукой Дающей трудятся те, кто освоил учебные навыки написания рефератов и дипломов на «отлично» — трудолюбивые бобры от высшего образования. Потому что подчиняются законам экономики: спрос рождает предложение. Для них это подчас единственный доступный способ заработать на кусок хлеба в буквальном смысле. Кто-то совмещает работу с учебой, и ему проще заплатить небольшую для него сумму за готовый реферат, а кто-то не вылезает из библиотек и ему всегда нужны приработки фри-лансера. Компьютер и сотовый телефон делают связь заказчика и исполнителя тайной и анонимной, как адюльтер по газетному объявлению. Получается не паразитизм, а скорее симбиоз.

Абсурдное пророчество

Исполнителей сегодня очень много, и конкуренция способствует улучшению качества заказных работ. Если поступает хотя бы одна жалоба, следующего заказа халтурщику уже не дадут. У профессионального исполнителя на качественный реферат уходит два-три дня. Диплом пишется в среднем за месяц. Если заказчику надо срочно – можно и быстрее, но за отдельную плату.

Если рефераты и дипломные работы превратились в пустую формальность, то это еще ничего. А если считать, что без всей этой писанины освоить профессию невозможно, то нас ждет абсурдное будущее. Студенты разделятся на два класса: тех, кто умеет учиться, и тех, кто может за это заплатить. Первые будут осваивать навыки и читать нужные книги, а вторые в это же время набирать профессиональный стаж для старта карьеры, покупая у бобров выполненные домашние задания. Бобров подсадят на финансовую иглу, ведь очень скоро они и сами поверят, что единственный способ выжить для них – выполнять заказы парнокопытных эксплуататоров. Потом прижившиеся в системе образования бобры останутся под сенью альма матер и будут за скромную преподавательскую зарплату читать лекции новым поколениям студентов. И продолжать работать по заказу тех, других, считаясь чем-то вроде обслуживающего персонала. Правда, абсурдно?

А будет еще хуже!

Система поставлена прочно, и ничего противозаконного в ней нет. Процесс начался, если кто помнит, еще в конце девяностых, когда на лотках начали появляться первые сборники решенных задач из учебников средней школы. Потом маститые издательства, ныне лидеры производства в сфере учебной литературы, начали штамповать готовые шпаргалки: коротко мелким шрифтом о главном. Вырезай и пользуйся. О саботаже образовательного процесса речи не шло. И сейчас не идет. Но первые результаты уже есть: реферат как форма контрольной работы себя изжил раз и навсегда. Один из исполнителей, в недалеком будущем преподаватель университета, сказал мне в личной беседе, что сам никогда и ни за что не предложит своим студентам сотворить реферат. Только монографию. И только написанную шариковой ручкой в тетрадке. Придется продираться через рукописные дебри индивидуальных закорючек и петелек, зато будет уверенность, что хотя бы одну книгу студент за время прохождения курса прочел.

Показательно, что первыми отмирают репродуктивные жанры, не предполагающие личного участия, высказывания мнений и рефлексии. Но следом загнутся и все остальные. Надо что-то решать. Потому что если где-то заводятся активные и неполезные насекомые, значит, для них были созданы соответствующие условия.  

Рука Предостерегающая

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков