Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3693), 11 марта 2005 года

Император – генералиссимус

Албанские дары в музеях Санкт-Петербурга

Летом 2004 г. состоялось уникальное событие в культурной жизни нашего города. Два ведущих этнографических музея представили на суд публики интереснейшую выставку подарков из Албании правителям России и Советского Союза. Данная выставка не могла бы состояться без участия Санкт-Петербургского государственного университета, так как ее проведение было приурочено к 10-летию Общества дружбы с Албанией, созданного преподавателями и студентами кафедры общего языкознания филологического факультета СПбГУ.

Лорд Байрон в албанском костюме. Художник Томас Филлипс. Изображенный костюм почти полностью идентичен хранящемуся в Кунсткамере.

Лорд Байрон в албанском костюме. Художник Томас Филлипс. Изображенный костюм почти полностью идентичен хранящемуся в Кунсткамере.

Устроителями данного мероприятия стали Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук, Российский Этнографический музей, Санкт-Петербургская ассоциация международного сотрудничества, а также общество «Друзья Албании в Санкт-Петербурге».

Выставка албанских экспонатов из этнографических музеев Санкт-Петербурга была призвана познакомить широкую аудиторию с традиционной культурой албанского народа. Ее открытие приурочено к 10-летию создания общества дружбы, которое было открыто благодаря усилиям и стараниям выдающегося педагога, ученого и организатора науки Гертруды Иосифовны Эйнтрей (1929—2003).

Из множества российских музеев, имеющих этнографические фонды, лишь два обладают богатыми албанскими коллекциями. Это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) и Российский Этнографический музей в Санкт-Петербурге. При большом интересе наших соотечественников к Балканам, имевшем политические, экономические и стратегические цели (не менее важную роль играли сложившиеся на протяжении многих столетий духовно-исторические связи и приоритеты), получилось так, что коллекционирование предметов традиционной культуры различных народов, принявшее систематический характер в музеях России во второй половине XIX в., не коснулось этой горной балканской страны.

Рост национального самосознания и борьба балканских народов за свое освобождение от пятивекового османского владычества привлекали внимание не только в России, но и в других европейских странах, что стимулировало интерес общественности к жизни, быту, культуре и религиозным верованиям населявших полуостров народов. Без знания всего этого было бы невозможно проследить и в полной мере оценить происходящие здесь процессы. Работа русских консулов и миссий в албанских городах Османской империи была сопряжена со множеством трудностей. Тем не менее, русским дипломатам удалось оставить множество интереснейших сведений о жизни и быте албанцев (были опубликованы книги русских консулов на Балканах А.Ф.Гильфердинга и И.С.Ястребова). К сожалению, вкупе с дипломатическими донесениями в Петербург из албанских земель не отправлялись предметы традиционной культуры албанцев.

То, что хранится в МАЭ и РЭМ, представляет собой поступившие в разные годы и от различных владельцев албанские вещи. Коллекция Кунсткамеры является более ранней, предметы поступили в музей в конце XIX в., точнее, они были переданы в 1898 г. из Императорского Эрмитажа. Албанские коллекции РЭМ поступили уже после Второй мировой войны, и большую их часть составляют предметы из Музея подарков И.В.Сталину.

На открывшейся выставке петербургские музеи представили лучшее и ценнейшее из хранящихся албанских экспонатов. Это дары из Албании русскому императору Николаю I и подарки албанских трудящихся генералиссимусу И.Сталину.

Коллекцию Кунсткамеры украшают 8 предметов, отобранных для выставки. Это комплект мужского традиционного костюма. Он состоит из верхнего распашного одеяния, безрукавки, пары ноговиц. Вещи выполнены из малинового бархата, украшены богатым золотным шитьем. Предметы декорированы вставками из зеленого бархата. На этих вставках располагаются наиболее плотные вышивки растительного характера. Способ исполнения деталей костюма и художественное решение декора свидетельствуют о том, что предметы были изготовлены одним мастером и предназначались для определенного комплекта мужской одежды. Подобный костюм бытовал в албанских землях начиная с XVIII в. Его носили представители богатых слоев населения. Зажиточные крестьяне также заказывали либо покупали уже готовые костюмы у городских ремесленников. В крестьянской среде покупка такой одежды была очень престижна, многие стремились накопить деньги на подобный костюм ко дню свадьбы.

Ноговицы кольцевые. Бархат, золотое шитье. XIX в.

Ноговицы кольцевые. Бархат, золотое шитье. XIX в.

Интересный факт, что в Национальной портретной галерее в Лондоне хранится портрет поэта Джорджа Байрона кисти Томаса Филипса, где Лорд Байрон изображен в албанском костюме, приобретенном во время странствий по Балканам. Костюм почти полностью идентичен хранящемуся в Кунсткамере.

В коллекции музея представлена мужская рубаха из льняного полотна и короткие мужские штаны.

Подлинным украшением выставки стала пара пистолетов, богато декорированных серебряными накладками. В комплект с ними входит короткий шомпол – арбия. Это албанское оружие было подарено в 1834 г. полковником русской армии Озерецковским царю Нико-лаю I, а затем его передали из Эрмитажа в Кунсткамеру. В албанских землях существовало несколько крупных центров по производству и украшению оружия: города Призрен, Эльбасан, Шкодра. Исполненное албанскими мастерами оружие высоко ценилось в различных странах. Его часто дарили иностранным правителям.

Албанскую коллекцию РЭМ, в которой хранится около сотни предметов, на выставке представил костюм невесты из Средней Албании, выполненный в г.Эльбасане. Костюм был прислан из Албании к 70-летнему юбилею И.В.Сталина. Комплект состоит из широких штанов дими, покрывала, безрукавки, пары ноговиц и нарядной блузы. Костюм выполнен из тонкой шелковой ткани. Безрукавка, поясное покрывало и ноговицы богато украшены золотной вышивкой. Основную часть узоров составляет растительный орнамент, выполненный серебряными нитями, хорошо гармонирующими с бледно-желтым фоном шелковой ткани.

Представляя уникальную для нашей страны албанскую этнографическую выставку, ее устроители надеялись на то, что подобные экспозиции, знакомящие российских и зарубежных гостей с самобытной культурой народов Балканского полуострова, станут хорошей традицией двух музеев.

Выставка удалась. Вместо запланированного месяца по просьбе посетителей ее работа была продлена до трех месяцев. Экспозицию смогли посмотреть много петербуржцев и гостей города. Она стала значительным событием и для отделения албанского языка и литературы СПбГУ, так как дала возможность студентам, избравшим своей специальностью язык далекой балканской страны, познакомиться с самобытной культурой ее народа.  

А.А.Новик,
кандидат исторических наук,
доцент кафедры общего языкознания СПбГУ,
Н.М.Калашникова,
доктор культурологических наук,
сотрудник Российского Этнографического музея

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков