Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3693), 11 марта 2005 года

Будущее «истории»,
«музеологии»
и «искусствоведения»



Составление планов на будущее – хороший повод разобраться, что же мы имеем в настоящем. Стратегия развития началась для исторического факультета с подведения итогов и изучения опыта коллег. И хотя документ, который определит жизнь факультета на ближайшие годы, получился сравнительно небольшим по объему – четыре страницы текста, из него становится ясно, что факультет ожидают не только серьезные перемены, но и большие перспективы.

А.Ю.Дворниченко

А.Ю.Дворниченко

Декан Андрей Юрьевич Дворниченко уверен, что чем стабильнее и развитее становится российское общество, тем выше статус исторического образования.

— Раньше у факультета стратегического плана не было. С какими трудностями пришлось столкнуться при его создании, и кто принимал участие в работе над текстом? Что брали за основу?

— На ряде факультетов стратегические планы уже появились, и у нас были образцы хорошо составленных документов такого рода. На наш взгляд, очень неплохие планы у экономического факультета и у факультета психологии. Но особенностью нашего университета является то, что все факультеты имеют свою специфику, связанную не только с профориентацией, но и с традициями. И у нас возникали свои специфические трудности. Например, на историческом факультете никогда не было системы двухуровневого образования. Вот почему мы в своем плане большое внимание уделили этому вопросу. В стратегических планах экономического факультета и факультета психологии этому уделено меньше внимания, потому что у них уже есть такая практика и даже некоторые достижения на этом поприще. А для нас переход к системе «бакалавр-магистр» только начинается, и поэтому проблему двухуровневого образования внесли в план в разделе «Интеграция в европейскую систему высшего образования».

С одной стороны, нам приходится наверстывать упущенное, но есть и преимущество – мы можем ориентироваться на опыт других факультетов.

В создании текста в той или иной степени принимали участие все члены ученого совета нашего факультета. Большую помощь оказал заведующий кафедрой истории Древней Греции и Рима профессор Эдуард Давыдович Фролов. Свои соображения высказывал доцент Андрей Владимирович Петров. Это наиболее активные наши эксперты. Но в целом текст плана – плод коллективной деятельности. Возникали даже споры, дискуссии и обсуждения, на это ушло несколько заседаний ученого совета.

— А какой пункт вызвал наибольшие дискуссии?

— Наверное, то, что сейчас наиболее актуально для всего университета – переход на двухуровневую систему. Я не ошибусь, если скажу, что и в рамках всей державы возникают трудности с двухуровневой системой, недопонимание того, что должно в итоге получиться и какие формы примет высшее образование после завершения этого процесса. Это, без сомнения, был самый сложный пункт.

— А какие были аргументы против двухуровневой системы?

— Сейчас аргументов против нее нет, они были бы бессмысленны, поскольку в 2006 году университет полностью переходит на нее. Большинство наших преподавателей убедились в том, что система «бакалавр-магистр» не только не страшна для нашего образования, но при хорошей организации может принести и определенные дивиденды. Речь идет не о том, что кто-то против прогресса. Наша задача: при переходе к двухуровневому образованию воспользоваться определенными преимуществами, которые она может дать, при этом сохраняя традиции нашего факультета. Прежде всего, это глубокая и ранняя специализация. Уже несколько веков принято сравнивать два университета – Московский и наш. Студентами мы даже ездили туда на лекции, чтобы сравнить уровень преподавания. У москвичей специализация традиционно начинается только с третьего курса. А у нас студенты, поступив на факультет, уже с первого дня начинают обучаться по узкой специальности. Обычно специализация совпадает с кафедрой.

Миссия факультета
Исторический факультет — уникальное для Санкт-Петербурга учебно-научное подразделение университета, ведущий в стране центр подготовки кадров исторического профиля. Деятельность факультета направлена на:
– подготовку высококвалифицированных специалистов;
– организацию и выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований;
– удовлетворение потребностей личности в духовном развитии, которое невозможно без знания истории;
– воспитание молодёжи в духе патриотизма на материалах истории.

Стратегические приоритеты:
I. Развитие научно-педагогических школ факультета и совершенствование образовательного процесса.
II. Интеграция в европейскую систему высшего образования и мировое научное сообщество.
III. Совершенствование инфраструктуры научных исследований и учебного процесса.
IV. Развитие междисциплинарных образовательных и научно-исследовательских проектов.

— Потом при обучении более детальной специализации не происходит?

— На данный момент – и это отражено в плане – у нас три специальности: «история», «искусствоведение» и «музеология». С двумя последними специальностями дело обстоит просто, потому что на каждую приходится всего по одной кафедре. В основном речь идет о специальности «история». Ведь история является основой всего нашего образования, хотя и искусствоведение и музеологию мы считаем разновидностями исторической науки. Искусствоведение мы преподаем не просто в сугубо прикладном аспекте, а как историю искусств, а музеологию — как историю, отраженную в музейных экспозициях.

Что касается истории, там у нас одиннадцать кафедр, и студент сразу должен выбрать себе определенную специализацию и по ней обучаться пять лет. Свой резон в этом есть: например, кафедры Древней Греции или Средних веков предполагают серьезную языковую подготовку. Если студент не будет знать латынь и древнегреческий, он не сможет работать с источниками и стать хорошим специалистом в своей области. Но как нам представляется, мы нашли путь решения этого вопроса. В том, что такой путь возможен, нас убедил образовательный стандарт по искусствоведению. У нас сейчас предпринято два конкретных шага: мы приняли стандарт по искусствоведению, который уже действует, и недавно на методической комиссии обсуждали экспериментальную программу по этнологии, которую, как мы надеемся, университет одобрит. Ведь это тоже историческая дисциплина.

— В плане упоминаются еще «археология» и «этнология»…

— Да. Речь идет вот о чем: среди кафедр и специализаций в рамках прежней специальности «история» мы решили выделить «этнологию» и «археологию» в отдельные направления, потому что они обладают ярко выраженной спецификой. Это уникальные для России области знания. В нашей стране археологов и этнологов готовят всего несколько вузов.

— Наверное, эти специальности очень популярны?

— В прежние годы она действительно была очень популярна, сейчас – в меньшей степени. Не все любят походную жизнь. Но, в общем, кафедра весьма востребована.

— А какие еще проблемы призван решать этот стратегический план?

— Несмотря на сравнительно небольшой объем текста, мы работали над этим планом довольно долго, стараясь учесть весь комплекс проблем. Это и проблемы в развитии образовательных программ, и в сохранении и развитии наших научно-педагогических школ — здесь у нас тоже есть значительные планы – и, конечно, материально-техническая база. Сейчас назрела необходимость развивать платные формы обучения, которые помогли бы факультету решить материальные проблемы. При поддержке ректората нам удалось сдвинуть этот вопрос с мертвой точки: у нас появился компьютерный класс, мы проводим ремонт, занимаемся издательской деятельностью.

— Планирует ли факультет создание базы данных своих выпускников или биржи труда, которые существуют на некоторых других факультетах? Это помогает студентам в трудоустройстве и используется для дополнений и корректировки учебных программ.

— Настолько конкретно эта тема в плане не отражена, но работа в этом направлении идет. Создается общество выпускников, которое отнюдь не является конкурентом общеуниверситетскому обществу. С одной стороны, выпускники не должны терять связь с факультетом, с другой – мы можем проводить соответствующий анализ того, как трудоустраиваются наши выпускники. Показательно было празднование семидесятилетия факультета в прошлом году. Мы получали поздравления от выпускников, которые уже давно занимаются профессиональной деятельностью в самых различных сферах.

— То есть стереотипное представление о выпускнике истфака как о будущем школьном учителе устарело. В каких профессиональных областях востребованы знания, даваемые историческим факультетом?

— Мы опираемся на основную концепцию: постараться соединить в едином комплексе обучение фундаментальным научным дисциплинам с учетом прикладных моментов. И такой симбиоз, на наш взгляд, дает широкие возможности для трудоустройства. Начать можно с прикладных аспектов. Что касается музеологии и искусствоведения, то практические возможности ясны: работа в музеях и оценка антиквариата. Эта сфера очень востребована, особенно среди гостей из зарубежных стран, где искусствоведческое образование считается наиболее престижным. Идет общая гуманитаризация науки и жизни на Западе, и эти специалисты там востребованы даже в большей степени, чем экономисты и юристы. У нас в стране ситуация своеобразная, но и у нас рынок уже перенасыщен такими специалистами, и искусствоведческая сфера по мере процветания общества будет все более и более востребована.

Прикладные моменты есть и в истории, и в этнологии. Но это только одна сторона.

Широкое фундаментальное образование, которое мы даем, позволяет не замыкаться в сугубо прикладных рамках. Наши выпускники могут преуспевать и в политике, и, как это ни странно звучит, в бизнесе. Приобретенный ими кругозор, способность общения с людьми, понимание мира и политики помогает в самых различных ситуациях. Наши выпускники часто востребованы в органах государственной власти и всякого рода службах. Вы совершенно справедливо отметили, что представление о выпускнике исторического факультета как о будущем школьном учителе уже явно устарело. Кстати, когда совсем недавно праздновалось 250-летие Московского университета, по телевидению полнометражно показали только один факультет – исторический. Историческое образование имеет настоящее и будущее. Сфера знаний очень привлекательна, такие специалисты нужны в любом обществе, в любой социальной сфере. Широта, фундаментальность гуманитарного образования всегда присутствовала в университете. Например, тот, кто хочет получить совсем узкоспециальное образование по той же экономике, пойдет в преуспевающий сегодня Финансово-экономический институт. Но по какой-то причине люди выбирают экономический факультет нашего университета. Университет всегда давал настоящее академическое образование.

Интеграция в европейскую систему высшего образования и мировое научное сообщество.

1. В настоящий момент обучение на историческом факультете ведётся по трём специальностям – история, искусствоведение, музеология. Учебный процесс по специальностям искусствоведение и музеология обеспечивается, соответственно, кафедрами истории искусства и музеологии; в рамках специальности «история» действуют 11 выпускающих кафедр.
При формировании бакалавриата и магистратуры на историческом факультете главная задача – сохранить лучшие традиции исторического образования в СПбГУ, отличающегося ранней и глубокой специализацией, что обеспечивает конкурентоспособность выпускников университета в России и за рубежом. В связи с этим представляется целесообразным создать 5 направлений подготовки:
– «Искусствоведение (история искусства)»
– «Музеология»
– «Археология»
– «Этнология»
– «История»
Направление подготовки «Искусствоведение (история искусства)», «Музеология», «Археология» и «Этнология» должны осуществляться соответствующими кафедрами. При обучении студентов в рамках направления подготовки «История» важная роль отводится системе модулей, что позволит максимально сохранить существующую систему специализаций и развить её на уровне магистратуры.
Для реализации намеченного плана необходимо:
– открыть направление подготовки 521800 – «Искусствоведение (история искусства)» согласно существующему государственному стандарту;
– разработать и ввести в действие экспериментальные образовательные программы по направлениям «Этнология», «Археология», «Музеология», государственных стандартов которых не существует;
– разработать предложения по изменению существующего Госстандарта по направлению подготовки «История»;
– разработать магистерские программы.
2. В русле интеграции факультета в мировое научное сообщество: поднять на более высокий уровень интенсивности и организованности международные связи факультета (используя весь комплекс средств: партнёрство с зарубежными университетами, организацию международных конференций, издательскую деятельность, обмен студентами и преподавателями, пополнение библиотеки зарубежными изданиями;проводить активную информационную политику.

Вы упомянули школы. С этим связан интересный факт: мы ведь даем очень мало педагогических методик по ведению уроков и так далее, на это просто не хватает времени. Тем не менее, наших выпускников всегда ценили в школах больше, чем выпускников Педагогического университета, потому что наши обладают более широким кругозором, более глубокими знаниями. Кроме того, сейчас налаживается ситуация в школах, там повысили зарплату. Но, объективно говоря, наши выпускники в школы не идут.

То исследование, которое мы проводили, показало, что безработных среди наших выпускников нет. Наверное, в следующей редакции стратегии следует отразить вопрос трудоустройства.

Прежде чем открыть новую кафедру музеологии, мы провели целый ряд конференций с музейными работниками. Мы живем в городе-музее, и это открывает бесконечные возможности. Все музейные работники в один голос заявили, что они не получают молодых кадров. Куда деваются выпускники Института культуры, никто не знает. А работа в музее сегодня стала неплохой перспективой, ведь статус музеев изменился. Кафедрой музеологии у нас руководит Вадим Валентинович Знаменов, директор ГМЗ «Петергоф». Знаете, сколько там посетителей проходит за год? Шесть миллионов! Из них два миллиона – иностранцы. Сами понимаете, организация не бедная, по количеству посещений превосходит Эрмитаж.

— А каковы сроки реализации стратегического плана?

— Стратегические планы, которые сейчас составляются на факультетах, строятся на базе того, что задается Стратегической концепцией университета. Она рассчитана до 2012 года. И наш план рассчитан примерно на этот же период. Надеюсь, что к тому времени все, что у нас здесь описано, удастся воплотить в жизнь. Ведь это не столько концепция, сколько план. Здесь нет сугубо отвлеченных моментов. За каждым пунктом стоят конкретные мероприятия, безо всякой маниловщины.

Некоторые вещи, конечно, можно сделать и раньше, например, создать библиотеку авторских учебников и учебных пособий преподавателей.

Конечно, мы ощущаем себя подразделением университета и этим гордимся, и в своих междисциплинарных начинаниях ориентируемся на другие факультеты университета. Здесь есть нереализованные и очень важные возможности. Например, сотрудничество археологов и геологов, которое началось в прошлом году. Геологи видят ландшафт по-своему, а археологи по-своему. Например, археолог может предположить, где находится стоянка древних людей, а геолог скажет, какие там могут быть минералы. И такие проекты возможны практически со всеми факультетами.

Такие дисциплины, как историческая география, методология и социология истории, могут обогатить образовательные программы разных факультетов. Мы собираемся сотрудничать и с Академией наук, здесь у нас есть хорошие традиции сотрудничества с научно-исследовательскими институтами.

— Наш журнал обязательно будет освещать на своих страницах этапы выполнения этого стратегического плана.

— Надеюсь, и поддерживать тоже. Потому что информационная поддержка журнала нам потребуется. Кстати, специальный выпуск журнала к семидесятилетию факультета всегда лежит у меня на столе. И я признателен редакции за эту замечательную работу.  

Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков