Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3693), 11 марта 2005 года

Что мы думаем
о наркотиках

Исследования общественного мнения населения Петербурга по поводу наркомании и наркологической ситуации в городе ученые НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ проводили дважды, в 2002 и 2003 гг. Оба раза — выиграв конкурс по заказу Комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга. Выборки опрошенных были случайные и репрезентативные — в них были представлены все категории по возрасту, полу, образованию, типам профессий. В ходе социологических опросов давали ответы по 1200 человек в каждом исследовании. И плюс — социологи провели подробные интервью с экспертами-специалистами, которые занимаются проблемой наркомании в Петербурге (врачами, психологами, сотрудниками МВД). Сегодня мы можем взглянуть на это исследование в ретроспективе и понять, насколько сбылись ожидания... О результатах опроса нам рассказал профессор Валентин Евгеньевич СЕМЕНОВ, директор НИИКСИ.

Причины

— В ответах на вопрос о причинах потребления наркотиков население и специалисты во многом сходятся. Среди главных причин петербуржцы называют в первую очередь отсутствие социальных ориентиров у молодежи. Преобладает мозаичная ментальность, многие молодые люди не видят четкого смысла жизни, не имеют высоких идеалов, какие были у более старшего поколения. Это и понятно: раз у государства нет вдохновляющей национальной идеи, то индивидуализм и эскапизм, уход от реальности пронизывают общество сверху донизу.

Вторая причина — недостаточное семейное и школьное воспитание. Третья — пагубное влияние СМИ и рекламы, направленной на взращивание “рефлекса” потребления. Постоянные призывы “оттянуться”, удовлетворить свои низшие потребности, направленность исключительно на удовольствие, соблазн, кайф бьют в одну точку. И наркотики становятся логичным продолжением, а иногда, увы, завершением этой бесконечной гонки за удовольствием.

В качестве четвертой причины петербуржцы называют доступность наркотиков. Петербург — портовый город, находится близко к границе, возможностей для наркодельцов более чем достаточно... Пятая причина — своеобразная “мода” на наркотики, питаемая через шоу-бизнес, ночные клубы, индустрию развлечений. Любопытство, увлечение экранными, поп- и рок-звездами, которые “балуются” наркотиками, создает некий флер таинственности, избранничества...

И наконец, еще одна причина — влияние организованной преступности. Эту причину общественное мнение ставит чуть ли не на последнее место, а специалисты — на первое. Наркодилеры через организуемую ими сеть распространения справляются со своими задачами прекрасно. Такова формула “нового” маркетинга — не искать потребителя, а вначале создать товар, а потом приучить к нему потребителя. Приведу два недавних примера нынешней “борьбы” с наркотиками. В мае 2004 года Госдума неожиданно приняла Постановление об увеличении количества наркотиков, которые разрешено иметь при себе. Теперь гражданин России может иметь при себе до 0,1 г любого наркотического вещества — и его за это не наказывают! Осенью я был в Казани на Всероссийской конференции “Молодежная политика: региональный опыт”. И в газете “Молодежь Татарстана” прочитал интервью с прокурором Кафилем Амировым, который прямо говорит, что этот новый закон “протолкнуло лобби преступного мира”... А ведь известно, что, к примеру, в США в 1970-е годы эпидемия наркомании вспыхивала в тех штатах, в которых отменяли запреты на наркотики.

О втором случае рассказывает письмо администрации Курортного района Санкт-Петербурга начальнику Управления службы по контролю за оборотом наркотических средств по Санкт-Петербургу. В нем рассказывается о молодежном журнале “Наркомат” с приложением к нему “Антидоза” и предлагаемых для приобретения рекламных плакатов, якобы антинаркотической направленности. Но если внимательно проанализировать материалы журнала, то видно, что это, скорее, скрытая реклама наркотиков. В них рассказывается о звездах шоу-бизнеса и спорта, которые “подсели” на иглу. И вроде бы там есть правильные фразы про “ай-ай-ай”, но само создание ореола незаурядности, элитарности вокруг наркотиков толкает читателя в другую сторону, вызывает психологический “эффект бумеранга”. Когда молодой человек погружается в эту душную среду (а для этого и выпущен журнал), то он волей-неволей начинает думать, что наркотики — стоящее дело, увлекательное, хоть и рискованное... Поэтому администрация Курортного района поступила вполне адекватно, отказавшись от закупки этой сомнительной продукции.

Проблемы и надежды

Мы спрашивали также респондентов о том, насколько часто петербуржцам приходится сталкиваться с лицами, употребляющими наркотики. В 2003 году их ответы распределились таким образом:

  • время от времени — 14,7%,
  • крайне редко — 21,6%,
  • никогда — 47,8%,
  • затруднились с ответом — 6,2%.

Ответы, надо заметить, обнадеживают. Практически половина петербуржцев никогда не встречала людей, употребляющих наркотики. Это означает, что наркоэпидемии в городе пока нет. Но с другой стороны, четверть опрошенных (первые две категории) с ними все же сталкивалась. Причем, молодые чаще, чем более старшее поколение.

Женщины гораздо больше, чем мужчины, озабочены ситуацией с наркотиками в городе. Среди опрошенных женщин оказалось 58% таких, кого эта проблема волнует. А среди мужчин — только 43%. И естественно, больше семейных — имеющих детей и подростков.

Спрашивали мы также и о том, насколько велики надежды на улучшение ситуации, связанные с организованным как раз тогда Федеральным государственным комитетом по контролю за оборотом наркотических средств. Всего 1% опрошенных были уверены, что ситуация улучшится, что работа нового комитета будет эффективна. Еще 28% высказывали сдержанный оптимизм по этому поводу. Но большинство петербуржцев затруднились с ответом или сочли, что ничего существенного не изменится.

Прогнозы

На что же надеются горожане? Многие считают, что для борьбы с наркотиками необходима постоянная антинаркотическая реклама и пропаганда, особенно по телевидению. Сейчас такой рекламы явно не хватает. Широкие массы убеждены: много — это хорошо, и чем больше, тем лучше. Но специалисты в этом вопросы расходятся с мнением большинства населения. Эксперты считают, что с рекламой нужно обращаться очень аккуратно. Главная опасность — не переборщить бы!.. Уповать на рекламу, пропаганду и просвещение, на их взгляд, — слишком наивно. А привлечение излишнего внимания к наркотикам даст обратный эффект.

Наши исследования показали, что за полгода между опросами ситуация с наркотиками в Петербурге улучшилась, хоть и ненамного. Таковы ощущения горожан.

Но если говорить о прямых прогнозах по поводу наркотической ситуации, то негативные оценки преобладали. Вот как распределились в опросе 2003 г. ответы об ожиданиях на ближайший год:

  • ситуация останется прежней, без изменений — 53%,
  • скорее ухудшится — 26%,
  • несомненно ухудшится — 2%,
  • скорее улучшится — 19%,
  • определенно улучшится — 0,1%.

Год прошел — и ситуация с наркотиками, увы, не улучшается, судя по объективным данным. А как она может измениться к лучшему, если наказания неадекватны проступкам? Наркоторговцы, которых застали с килограммами героина, получают несколько лет лишения свободы и, как правило, освобождаются досрочно, а то и вообще не наказываются. На медиков в вопросе лечения наркомании уповать особенно не приходится. Бесконечные “ломки” наркоманов им даже выгодны, кое-кто на этом греет руки...

Известны отдельные случаи, когда бывшие наркоманы возвращались к жизни. Самого большого эффекта достигает терапевтическая община “Воскресение” при храме Коневской Божией матери в поселке Саперном. К священнику Сергею Белькову приходят наркоманы, начинают трудиться в общине, посещать службы в храме. У них есть приусадебное хозяйство, мастерские. Результат впечатляет: реабилитируется 70% наркоманов! Но на это уходят годы тяжелого душевного и физического труда, заботы о заблудших...

Наркомания — социальная болезнь. Пока общество не оздоровится, не выйдет из духовно-нравственного кризиса, ситуация вряд ли изменится кардинально. Предлагаются те или иные экономические способы решения проблемы. Но пока у молодежи не будет четких ориентиров на труд, творчество, нравственное и физическое здоровье, пока не будет веры в справедливость и правду, гордости за свою страну, пока будет существовать и процветать организованная преступность, а у власти не будет политической воли бороться с ней, — ничего существенно не изменится. Ведь экономика не может подняться, пока нездорова нравственность, пока дух пленен.  

Записал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков