Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3693), 11 марта 2005 года

Вместо лозунгов –
ветки мимозы

Вероятно, социалистки 1910 года пришли бы в ужас, получи они возможность видеть сегодняшний день 8 марта. Клара Цеткин нашла бы массу поводов для негодования.

Международный женский день превратился в нашей стране в буйство мужских комплиментов, детских аппликаций и веток мимозы. Солнечно, радостно и всё хорошо. Мужчины уступают место в трамвае, потом из него же подают руку, дома, надев женский передник в цветочек, намывают пресловутую посуду.

Но сейчас праздничное настроение многих девушек и женщин напрямую зависит от их экономического положения и реальных доходов. Цены растут, в том числе и на образование. Неустроенность стала нормой для большинства студенческих молодых семей с детьми. Но самое страшное, что как-то повелось и до сих пор продолжается: дух насилия и вседозволенности, женское достоинство попирается. Сегодня женщины подвергаются насилию и унижениям: это – торговля людьми, принуждение к коммерческому сексу, жестокость, проявляемая при вооруженных конфликтах и войнах, пренебрежение правами человека.

Потому грустно рассматривать 8 Марта только как праздник весны и весь круг проблем сводить к одной: что подарить любимой женщине.

Традиционный вопрос социологов, обращенный только к женщинам: «Хотели бы вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?» или опросы на тему «Может ли женщина быть политиком?» сами по себе уже готовят женщине второстепенную роль.

Почему на Западе 8 марта встречают митингами за равноправие полов? В России женщины хотят, чтобы им дарили цветы, комплименты, бриллианты и помогали надевать пальто. Радуются, если мужчина пригласил в ресторан, интерьер которого украшен дикими цветочными гирляндами в виде восьмёрки.

Я подходила к студенткам первых курсов, пытаясь понять – довольны они, молодые женщины, своим положением в обществе, своей социальной ролью.

К моему огорчению, девушки не знали даже истории праздника 8 Марта. Некоторые назвали имя Клары Цеткин, «революционерки», как-то по инерции, вероятно, первое, что пришло в голову, но дальнейшие ассоциации меня даже пугали. Например Цеткин была подруга Н.К.Крупской; она была феминисткой и первая отказалась носить жесткие корсеты. Наверное, в силу своей молодости и беспечности, две первокурсницы (не буду называть ни имён, ни факультетов, где они учатся) вообще не думают, что женщинам нужно бороться за свои права. Те женщины, которые оказались в сложных ситуациях, сами виноваты, – так считают девушки. На вопрос «Может ли женщина быть политиком?» все без исключения ответили положительно. Конечно да. И может, и должна, если у нее есть желание и сильный характер. А вот на вопрос: «Хотели бы вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?», призадумавшись, ответили, что – нет, нужно работать и не зависеть ни от кого. Хотя иметь такую возможность хотели бы. И друга хотели бы, который 8 Марта непременно был бы обязан подарить что-нибудь милое и пусть даже не очень дорогое. Главное же внимание…

У меня есть крёстная, у нее есть муж, их дни рождения пришлись именно на 8 Марта. Сколько я себя помню, этот день наша семья проводила у них в доме, в десятикомнатной коммунальной квартире с интеллигентными соседями. Весело, вкусно, пьяно, музыкально, с выражением читались красивые слова в открытках. Но это 8 марта. Праздник как-никак. В будни в том же доме ссоры, взаимные оскорбления, поколачивания и упрёки. Всё как в обычных советских семьях, всё как у всех. Сформировались традиции, бросившие вызов какому бы то ни было смыслу. Что празднуют – неважно. Поздравляют всех – мам, жен, бабушек, коллег-сослуживиц, соседок по лестничной площадке; школьники смущенно выкладывают подарки на парты одноклассниц, улыбаются.

Так случилось, что дата, призванная напоминать о равном достоинстве мужчин и женщин, о праве женщины на самостоятельность и независимость, о высокой оценке профессионального труда женщин стала восприниматься как демонстративный показ мужской галантности. А ведь с демонстрации женщин-работниц в 1917 году началась февральская революция (8 Марта по старому стилю – 23 февраля по новому). Именно великие дни весны семнадцатого года принесли долгожданные права русским женщинам – в том числе право на высшее (университетское) образование и профессиональный труд.

Сейчас не митингуют, радуются, значит – всего, что хотели, добились. Студентки первых курсов университета считают, что за свои права нужно бороться на местах, в отдельно взятых коллективах, группах, семьях. Демонстрациями пусть занимаются феминистки на Западе. А наши, самые равноправные в мире, женщины уже работали на стройках и в колхозах, вечерами учились, стояли за токарным станком, валили лес в лагерях, воевали, летали в космос, и даже женщина-министр имела место в советской истории.

Устали и наелись равноправием. Теперь хотя бы один день в году хочется быть «представительницами слабого пола». Сегодняшние девушки не пойдут на митинг и не станут защищать права других женщин, но если бесправие коснётся их лично, то они знают, как и где надо бороться. А пока всё хорошо, можно принимать поздравления, улыбаться солнцу и радоваться дню Весны, который выпал на 8 Марта.  

Наталья Сухова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков