Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3693), 11 марта 2005 года

Cтудент как он есть

Найти студента в каникулярное время крайне сложно. Когда я очередной раз наудачу стучала в дверь временно нежилой комнаты, в коридор словно выплюнули какого-то иностранца: немного красив, изрядно пьян (наверное, ирландец). Я поинтересовалась, не знает ли он, когда приедут его соседи. Он ответил, что не скоро, и улыбнулся. Я подумала в отчаянии: «Надо брать… и писать про него». Но, к сожалению, русский язык его не слушался, зато дать мне интервью согласился другой, не менее симпатичный ирландец, и, чудо из чудес, трезвый.

Михаел, то есть Майкл О’Верн , имеет грусть в глазах, веснушки и добрую улыбку.

— Почему ты согласился дать интервью университетскому журналу?

— Потому что я хотел поговорить по-русски лишний раз.

Майкл оказался действительно очень интересным человеком, порядочным студентом, со своей историей, поведанной на русском «хромающем» языке.

Это второй приезд Майкла в Россию. Первое впечатление и изучение русского языка состоялось в Иркутске – три месяца закаливания. Он признался, что там ему было не совсем комфортно и временами даже страшно. Квартира на первом этаже, в которой он жил, находилась в «криминальном» районе городе. Из окна он мог видеть наркопотребителей и других людей маргинального образа жизни. Но… как выяснилось, эта закаливающая поездка была необходима. Дело в том, что Майкл живёт и учится в Дублине. Его будущая специальность — менеджмент, он называет это короче: бизнес. Однако его романтическая натура просила иного занятия. Прежде чем поступить в Дублинский университет, он поехал в Лондон, в день открытых дверей, чтобы присмотреться и, возможно, приготовиться стать архитектором, не больше не меньше. В столице Великобритании ему не понравилось, во-первых, там обучалось мало ирландцев, во-вторых, было слишком много богатых студентов. Ну а в-третьих, мой собеседник признался, что был тогда еще очень юн.

Работа в бизнесе означает всегда хороший заработок, да и желание стать архитектором, наверно, было не такое уж сильное. Он вернулся, поступил и проучился в Университете Дублина лихих 2 года. На втором курсе работал журналистом, писал статьи для интернет-сайта. Очень страдал в тот период от одиночества. И вот –третий курс, подразумевающий обучение в России. Прошлой зимой съездил в Иркутск, подучил русский язык и приехал в Петербург в октябре 2004 года. Провожая сына, родители просили его не разговаривать с чужими на улице, звонить домой каждую неделю и есть овощи. Доктор советовал воздержаться от секса.

Неожиданно нашу беседу прервали – появились друзья Майкла, они звали его на квартирную вечеринку с последующим посещением какого-то злачного места «Дача». Мой собеседник отмахнулся и сказал, что позвонит им позже. Само собой, я поинтересовалась, почему он отверг такое заманчивое предложение. Он ответил, что сейчас уже не может пить, так как за неделю они выпивали три раза и очень крепко. Я спросила, насколько крепко. Целомудренный ирландец гордо поднял указательный палец и одну бровь: «Крепко, но я всё помню, и помню, что проснулся в своей комнате, и притом один». Радует такое добросовестное следование напутствиям доктора.

Майкл был рад поездке в Петербург. Позже он сказал, что выбрал обучение по специальности «менеджмент» только потому, что один год из четырёх ему предстояло провести в России. Плата за обучение в его университете составляет 700 евро в год, за курс лекций, прослушанных в СПбГУ должен платить Университет Дублина.

Первое впечатление Майкла – встречавший его шофер не помог донести тяжеленные сумки до машины. Но потом Майкл увидел осень в Петербурге и влюбился. Нет, он влюбился не по-русски, он не забывает есть овощи, звонить родителям, но …какие здесь люди. Вообще, Майкл находит петербуржцев очень дружелюбными и живыми. Ему нравится здесь вся архитектура, а именно: здания Санкт-Петербургского университета и современные помещения факультета менеджмента. Сейчас Майкл обучается вместе со своим другом, тоже из Ирландии. Только что у них закончился курс русского языка, следующие предметы будут прямым изучением будущей специальности — недвижимость, акции, словом, бизнес да и только. О своём преподавателе русского языка Майкл сказал: «Хороший парень».

В конце нашего разговора я уже не задавала никаких вопросов. Мы много говорили о литературе: что он читал, что он знает об СПбГУ. Базовые понятия у него имеются, культура России и Санкт-Петербурга, в частности, выучена неплохо. Майкл сообщил, что он отличник, после чего бахвальство вынудило его к переходу всяческих дозволенных границ. Он начал путать слова, перечисляя, что «писал», – например, стихи Пушкина, потом «Мастер и Маргарита», еще я «писал» Достоевского чуть-чуть и «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Я не смогла больше молча улыбаться ему в ответ и исправила оговорку – он хотел сказать, конечно, что все это читал.

Посмеялись, потом на какое-то время Майкл замолчал. Я снова увидела в его глазах грусть, ту самую, что в первое время привлекла моё внимание к этой ирландской персоне.

Он сказал: «Я бы хотел жить в этом городе. Я люблю погоду, которая настоящая каждый сезон, зимой холодно, осенью красиво, весной не знаю, а летом, мне говорили, что жарко. Мои знакомые девушки из Ирландии учились здесь в прошлом году, они плакали каждый день, им было очень тяжело. Но я знаю, что когда вернусь домой, у меня будет большой опыт, я много узнаю о жизни. Сейчас я горжусь, что нахожусь здесь и учусь, каждый день езжу в университет, вокруг всё очень красиво, старые здания». (Архитектор в душе, а выбрал меркантильный бизнес.) В августе Майкл сдаст последний экзамен в России и поедет обратно в Дублин заканчивать обучение. Тему диплома пока не знает, но полагаю, что она будет связана с Петербургом.

Чтобы вернуться в наш город, он хочет найти здесь работу в европейской фирме. Жениться на русской девушке? Вариант, но не для Майкла.

***

Словом, студент нынче не тот пошёл. Какой-то больно правильный. Взять хотя бы Екатерину Мирлян, студентку третьего курса факультета психологии. За несколько студенческих лет она сумела влюбиться всего один раз, но рассталась со своим другом, так как хочется еще подождать с серьёзными отношениями. Или поискать. Девушка не скрывает амбиций, но заявляет о них с очаровательной стеснительностью. У себя дома в Одессе ей посчастливилось удачно сдать крайне важный экзамен и оказаться в числе тех абитуриентов, которые (поверить трудно) имели возможность выбирать себе университет с последующим зачислением. Так вот Катя решила ехать в Петербург и учиться в самом главном университете города. Единственную дочь отпускали со слезами. Если бы не бюджетное обучение, тяжело пришлось бы Катиным родителям в материальном плане – у папы малый бизнес – автомойка, мама преподаёт в Академии красоты. Так как оказалось, что проживание в Петербурге требует больших расходов, в конце второго курса Катя решила пойти работать. Нет, не потому что денег совсем не хватало. Катя призналась, что теперь она мерчандайзер (выкладывает товары в супермаркете) и супервайзер (в этом качестве она участвовала в промоакции Nokia). На этих двух работах Катя организует, наблюдает, смотрит, чтобы всё было в порядке. Когда я спросила , зачем же было идти работать, отвлекаться от учёбы, если родители способны обеспечивать дочь без особенного напряжения, Катя мне ответила: «Хотела испробовать себя, хочу сильно устать, чтобы потом меня муж обеспечивал, а я бы не работала. Родители меня, конечно, убеждали не работать. Когда я приехала летом домой на каникулы, я была очень уставшей, и папа решил, что мне нужна машина, потому что без машины очень трудно». Теперь Катя ездит на работу и в университет на «Таврии», треть зарплаты тратит на машину, остальное – на себя и ещё откладывает деньги на машину для мамы. Совершенно обычная студентка. Своё будущее рабочее место Катя видит в сфере туризма. Тем более что научный руководитель пообещал стажировку в Англии. Так что трудиться и учиться, вставать рано, ложиться поздно, успевать ходить на занятия танцами живота, йогой, кататься на коньках и еще ходить на свидания. Всё это можно делать, даже если студент страшно ленив, причём Катя именно таковой себя и считает. Но потом скромно добавляет: «Я студент ленивый, который знает, как сделать, чтобы было хорошо. Всё, что нужно, но ничего лишнего». Что-то новое по психологии надо черпать из книг, читать всё, что советуют. В планах Кати не только самой остаться в Петербурге, но и переманить сюда своих родителей. Так поступают успешные студентки, любящие дочери и, извините, карьеристки – только в здоровом смысле этого слова.

Две личности совершенно разные, но, поверьте, абсолютно адекватно символизирующие собой современного студента. Как он есть.  

Наталья Сухова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков