Санкт-Петербургский университет
  1   2   3   4   5  6 - 7  8
  9  10 - 11  С/В  12 - 13
 14-15  16-17  18  19  20
 С/В  21  22  23  24 - 25
 С/В  26 - 27  28 - 29
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 1 (3690), 25 января 2005 года

Погибали лучшие

Студенты, поступившие в университет до 1937 г., успели к 1941 г. получить право на лейтенантские звания. Поступившие позже уходили рядовыми в народное ополчение, партизанские отряды, ускоренные военные училища.

Известно, что на войне погибают лучшие. Я расскажу о трёх погибших талантливых геометрах, которых знал до войны, и работы которых мне довелось изучить после войны.

СЕРГЕЙ ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ ОЛОВЯНИШНИКОВ, 1910 года рождения, был рабочим на заводе. Попал в университет в 1934 году как один из победителей первой математической олимпиады Ленинграда. Блестяще учился, но был отчислен из университета на четвёртом курсе «за сокрытие биографии». Его мать была из старого купеческого рода, а его отец был офицером. Сразу по отчислении призван в армию и прошёл Финскую войну. После этой войны восстановлен в университете и принят в аспирантуру. Первая работа опубликована в 1941 г.

С июня 1941 года он на Ленинградском фронте. Ранение. Две выдающиеся научные работы написаны им в батальоне выздоравливающих. И снова на фронт. Погиб в декабре 1941 года при первых попытках прорыва блокады Ленинграда.

Его научный руководитель – будущий ректор Ленинградского университета, профессор А.Д.Александров – издал посмертно две важные работы Оловянишникова в 1946 году.

На математико-механическом факультете существовала именная аспирантская стипендия «имени Оловянишникова».

ИОСИФ МЕЕРОВИЧ ЛИБЕРМАН, 1917 года рождения, тоже поступил в университет в 1934 году как один из победителей первой городской математической олимпиады. Научной работой начал заниматься на третьем курсе. В 1938 году опубликована его первая работа.

Параллельно с геометрией он занимался теорией функций. Кандидатскую диссертацию защитил в июле 1941 года, уже будучи лейтенантом-зенитчиком на флоте. Три геометрические работы Либермана вышли из печати в 1941 году, ещё одна в 1943 году.

В августе 1941 года Либерман отбыл в Таллин.

И погиб…

Важная геометрическая теорема Либермана способствовала развитию обширной теории выпуклых поверхностей.

Помню весёлый праздничный вечер нашего первого курса. На этот вечер неожиданно пришёл молодой профессор А.Д. Александров с двумя своими аспирантами – Оловянишниковым и Либерманом. Все трое они были во фраках и цилиндрах, и заражали нас своим весельем.

Ну как тут было не выбрать геометрию своей специальностью!

П.О.Костелянец

П.О.Костелянец

ПЁТР ОСКАРОВИЧ КОСТЕЛЯНЕЦ, 1920 года рождения. Я познакомился с ним в городском математическом кружке в 1935 году. В 1937 году мы кончили школу и как победители городской олимпиады поступили в университет без экзаменов.

На первом курсе, в очереди за стипендией, Петя без доски играл в шахматы одновременно с двумя студентами, держа обе партии в уме. Он как-то спросил: «У тебя появляется иногда мысль, которую ты ни от кого не слышал и нигде не читал?» Я ответил: «Бывает». Он сказал: «Такие мысли надо записывать». Для своей матери, работавшей в обувной артели, он придумал прибор для обмера площади кож. Обсуждал со мной свою идею защиты телефонных линий от подслушивания. При подготовке к экзаменам фиксировал только смысл теорем, опуская детали доказательств. Говорил: «Зачем заучивать доказательства? Я их придумаю на экзамене». И неизменно сдавал на 5.

На втором курсе, узнав на геометрическом семинаре старшекурсников об одной нерешённой проблеме, мы с ним получили в ней продвижение, и нашу статью опубликовали в 1939 году.

Петя обладал той весёлой лёгкостью, которую изобразил артист Олег Даль, играя роль Моцарта.

Шла бесшабашная молодость. Когда объявили, что без сдачи норм ГТО не будут давать стипендию, он за меня и за других сдавал бег. (А я за него — плавание.) Мы прирабатывали к стипендии погрузками. У его приятельницы было холодно: котельная её дома не получила уголь. Раз, работая на погрузках угля, мы один рейс грузовика завернули вместо склада к котельной её дома, и там разгрузили.

На третьем курсе Петя придумал решение проблемы, которую, как нерешённую, опубликовал в 1938 году академик А.Н.Колмогоров в журнале «Успехи математических наук». Это решение, с признанием Петиного приоритета, было опубликовано посмертно в 1954 году наряду с другим решением этой проблемы.

Четвёртый курс. Война. Я пошёл в ополчение. А Петя сказал: «Эта война надолго. Надо сперва научиться воевать». И пошёл в училище. Стал офицером-зенитчиком.

В ходе боёв он придумал коренное усовершенствование зенитного прицеливания, связанное с проективной геометрией. Поехал в Москву, рассказал об этом члену- корреспонденту Б.Н.Делоне.

Делоне сообщил известие академику М.В.Келдышу, а профессору А.Д.Александрову сказал буквально следующее: «На математическом небосклоне появилась новая звезда – ваш бывший студент Костелянец».

Шёл 1944 год.

Петя вернулся в часть. В бою осколком перебило артерию ноги, и Петя скончался от потери крови. Он похоронен около железной дороги Брянск–Рославль.

А через день после Петиной гибели в часть пришёл приказ откомандировать старшего лейтенанта П.О.Костелянца в Москву для работы в конструкторском бюро.

Прошли десятилетия. Зенитную артиллерию сменили самонаводящиеся ракеты.

Петин однополчанин, когда-то известивший меня о Петиной кончине, уже став известным физиком, написал мне: «Это был самый умный человек из всех, кого я видел в жизни».

И мрамор лейтенантов –
Фанерный монумент –
Венчание тех талантов,
Развязка тех легенд.
       /Борис Слуцкий/

Сам я ушёл в Народное ополчение. На фронте с середины июля 1941 года. Ранен был всего один раз в 1944 году за Павловском при снятии блокады Ленинграда. Мне выпало счастье уцелеть в этой долгой войне и в чине старшего сержанта дойти до Эльбы. Мои воспоминания «Быт войны» можно прочитать в Интернете на сайте http://www.vestnik.com/issues/2001/0522/win/zalgaller.htm (с добавлением нескольких фотографий военных лет эти воспоминания изданы в конце 2004 года в Санкт-Петербурге отдельной книжкой. Эта книжка имеется в фундаментальной библиотеке СПбГУ).

Только в 1948 году я окончил университет по кафедре геометрии. Работал в Петербургском отделении Математического института им. В.А.Стеклова и параллельно преподавал на родной кафедре.  

В.А.Залгаллер,
доктор физико-математических наук, профессор
(пенсионер с 1999 года).

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2005 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков