Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 30 (3689), 29 декабря 2004 года

Л.А.Вербицкая:
«Я очень рассчитываю
на поддержку универсантов
в ближайшие четыре года»


Давным-давно в своем детском дневнике я записала: «Закончился 1964-й год. А жаль! Мы к нему успели привыкнуть». Теперь не так. Годы мельтешат, как испорченная кинопленка. Какое там «привыкнуть»! Кажется, еще совсем недавно итожили 2003 год, а уже елки в каждой витрине сигналят гирляндами: наступает 2005 год.

Вот выбранные наугад цитаты из предновогодних интервью ректора: «Впервые за многие годы у нас не было проблем с коммунальными платежами… Наконец-то оживилось строительство университета в Петродворце (декабрь 2001 г.)» «…Мне кажется, было два особых дня: прием новых студентов и выпуск отличников. 859 человек, закончивших университет, учились только на «пятерки» (декабрь 2002 г.)». «Вступление России в Болонский процесс в сентябре уходящего года наглядно показало – нам необходимо выдвигать свои собственные инициативы для того, чтобы завоевать достойные позиции в мировой системе образования (декабрь 2003 г.)».

Людмилпа Алексеевна Вербицкая, ректор СПбГУ

Людмилпа Алексеевна Вербицкая, ректор СПбГУ

Кажется, сказано только вчера, однако уходит в прошлое уже 2004 год. Каким он был для университета? Как оценить его в сопоставлении с минувшими годами? Какая цитата о нем останется в истории? На эти и другие вопросы ответила ректор университета Людмила Алексеевна Вербицкая в традиционном для нашего журнала предновогоднем интервью.

— Раз уж вы начали с цитат, — берет в руки тоненькую брошюрку Людмила Алексеевна, — то продолжим. Вот проект приоритетных направлений развития образовательной системы нашей страны, подготовленный Министерством образования и науки РФ. Читаем: «Для повышения качества профессионального образования необходимо: перейти к двухуровневому высшему образованию; …создать условия для инновационного развития системы профессионального образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности». В стране сейчас активно обсуждаются стратегические изменения развития высшей школы. Проект министерства содержит много предложений, которые повлекут за собой изменения законодательства, потребуют новой структуризации учебных заведений: от начальной школы до высшей, сделают возможной интеграцию отечественного образования в общеевропейскую систему. В частности, участие в Болонском договоре, открывающее возможность двухуровневого образования, создает для нас много перспективных направлений развития. Вместе с тем, еще существуют трудности восприятия этого общеевропейского процесса. К примеру, обсуждая его, ректоры технических вузов говорят: «Для инженерного образования мы должны придумать что-то другое, за четыре года может получиться только «недоделанный» инженер». Ректор Тульского университета вообще предложил убрать иностранный язык из бакалаврской программы и давать его дополнительно желающим за деньги. В самом деле, иностранный язык – это 200 часов, которые очень трудно встроить в 4-летнее образование. На Западе в вузы приходят люди, отучившиеся в школе 13 лет, а стало быть, с общими гуманитарными предметами у них дела обстоят гораздо лучше, чем у отечественного абитуриента, который получает общегуманитарную подготовку на начальных курсах вуза.

Другая проблема скорее юридическая. Мы должны получить официальное право указывать специализацию в дипломах бакалавров. От этого зависит трудоустройство наших выпускников. Кроме того, нужно решить и другой юридический вопрос. Бакалавриат и магистратура рассматриваются как единый образовательный процесс. На практике же бакалавр имеет право работать по специальности, а затем поступать в магистратуру. Магистратура в этом случае будет рассматриваться уже как второе высшее образование, а следовательно, платное. Как юридически разобраться с этим парадоксом? Есть и другие проблемы. И именно поэтому в Думе было уже организовано несколько слушаний по поводу изменения законодательства высшей школы. Наш профессор Валентина Николаевна Иванова, депутат Государственной думы, активно участвует в организации проведения таких слушаний. Мы надеемся, что в январе или феврале уже будут внесены окончательные поправки к законам, внесенным на рассмотрение Госдумы.

— Кстати, о поправках. В этом году было много работы по предотвращению некоторых скоропалительных решений по реформе высшей школы.

— Я понимаю, вы говорите о летних поправках в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Да, это была огромная работа. Мы встречались с председателем правительства. М.С.Фрадков выслушал ректоров вузов со всем вниманием и правительство отозвало 20 поправок. Они даже не рассматривались на думском уровне. Мы по-прежнему можем заработанные деньги тратить по своему усмотрению, не прошла возможность приватизации вузов, сохранились и многие другие существенные для нормального функционирования университета положения. К сожалению, не удалось сохранить льготы для студентов. В связи с разделением федеральных и региональных административных функций, город сегодня не имеет юридических оснований поддерживать федеральные вузы. Поэтому проезд студентов на городском транспорте не попадает под льготы муниципальных властей. У нас уже было несколько консультаций с Валентиной Ивановной Матвиенко, мы готовим представление в правительство, но уверенности, что этот вопрос можно будет решить положительно, у меня нет.

— Уходящий год был для университета юбилейным, мы отметили 280 лет со дня его создания. Юбилейные мероприятия как-то повлияли на характер работы университета в 2004 году?

— Юбилей – это всегда подведение итогов. Согласитесь, не просто подытожить 280 лет существования первого в России университета. Нам многое удалось сделать в этом году, но как главное хотелось бы отметить, что в центре празднования были наши сегодняшние универсанты. Для администрации юбилей был поводом и возможностью премировать сотрудников, наградить почетными государственными знаками, у людей не так много радостей в жизни, поэтому создать праздник, поднять престиж универсантов на уровне страны – значит для нас очень многое.

— Но 2004 год – это был еще и год реорганизации правительственных структур…

— До сих пор мы ощущаем различного рода трудности, связанные со слиянием двух министерств – образования и науки, созданием агентств, департаментов. Сегодня ряд вопросов мы решаем на уровне агентств, стратегические задачи рассматриваются в министерстве. К сожалению, до сих пор есть еще нестыковки в позиции этих структур. Чаще всего на личностном уровне. В новом министерстве много сотрудников из бывшего Министерства науки. К сожалению, не все понимают специфику образовательных процессов. Но Андрей Александрович Фурсенко, наш министр, который пришел из инновационной научной деятельности, вполне естественно, со своими взглядами на науку и на образование, обнаружил прекрасную способность для ученого и администратора. Он способен пересматривать свои мнения, прислушиваться к разумным предложениям, и сегодня появилась некая определенность. Эти месяцы в становлении новой системы управления образованием и наукой не прошли даром ни для министра, ни для вузов.

— Нам всем памятно возмущение академической общественности по поводу выступлений Андрея Александровича Фурсенко, связанных с реорганизацией Академии наук.

— Как бы ни возмущались академики, но Андрей Александрович сказал правду. Это нонсенс, что в России сегодня более 3000 академических научных учреждений. Государство не в состоянии финансировать такое количество институтов. Кроме того, далеко не все они выдают полноценную научную продукцию. Фурсенко обратил внимание на невысокую отдачу научных учреждений. В самом деле, академический научный сотрудник имеет всего два присутственных дня в неделю, все остальное время он находится в творческом поиске. В таком режиме трудно выдавать научную продукцию. Сегодня наука базируется в университетах и академических институтах. Интеграция вузовской и академической науки могла бы послужить эффективности научного поиска, продуктивности научного процесса.

— В этом году академик Жорес Алферов выступил с инициативой создания учебного академического университета…

— Действительно, у академических ученых есть большое искушение обустроить академию еще и образовательными высшими заведениями. Но когда люди вплотную сталкиваются со спецификой университетской работы, они начинают понимать, что вряд ли смогут выйти на хороший уровень. У меня был случай, когда со мной консультировались по этому вопросу, и больше всего коллег из академии поразило, что студентов нужно учить все шесть рабочих дней недели. Тогда зашел разговор об обучении магистров. Но и здесь коллеги вдруг выяснили для себя, что магистры должны получать целый ряд общегуманитарных предметов, и одной только узкой специализацией не обойдешься. На том и расстались. Не знаю, как сегодня решается этот вопрос, но пока прецедента академического университета в России не существует.

В октябре на заседании Госсовета я предложила, не изменяя законодательства, создать общий ученый совет академического института и факультета университета по аналогии с общим ученым советом наших учебно-научных комплексов. Это поможет рациональнее использовать бюджетные средства. Наши аспиранты могли бы более широко специализироваться в академических институтах. Да и магистры, в принципе, логичны в академической среде при условии преподавания им общегуманитарных дисциплин университетскими профессорами. Таким образом, в уходящем году обострился вопрос интеграции университетов и академических институтов, и не случайно, выступая на октябрьском Госсовете, президент РФ высказался в том смысле, что если требует время, то изменения нужны даже в системе Академии наук.

— Ректор Московского университета В.А.Садовничий недавно публично заявил, что если придется принимать в МГУ по результатам ЕГЭ, он подаст в отставку. Вы поддерживаете его в этом начинании?

— Владимир Антонович, вероятно, публицистично заострил проблему. В минувшем году мы впервые попробовали принимать результаты ЕГЭ по русскому языку, но одновременно у нас была возможность проводить письменный экзамен на профильные гуманитарные факультеты. Хотя, надо отдать должное составителям ЕГЭ, вопросы тестов написаны грамотно, интересно, есть возможность проверить и знания, и гуманитарные таланты человека, — вторая часть ЕГЭ, так называемое эссе, дает такую возможность. Конечно, ЕГЭ не должен быть единственной формой приемных экзаменов. В ведущих вузах, таких как МГУ, СПбГУ, без своего особого отбора не обойтись. Нужны и устные, и письменные экзамены, и собеседования.

— Вы говорите об особых условиях для МГУ, СПбГУ. Наверное, в этот ряд можно поставить еще 5-6 университетов страны. А как же быть с остальными?

— Вот в том-то и дело, что когда говорят о хорошем высшем образовании в России, имеют в виду совсем немного университетов. Именно поэтому на повестке дня стоит реформирование системы высшего образования в России. И для нас очень важен дифференцированный подход к различным высшим учебным заведениям страны. Весь минувший год мы доказывали и сумели доказать, что фундаментальная наука в университете не может быть конкурсной. Наши усилия не пропали даром. Мы сохранили базовое финансирование науки на 2005 год, и есть основания считать, что в дальнейшем оно будет увеличено и обязательно сохранится. Эта особенность нашего университета – сочетание научного и учебного процессов – делает образование более качественным и востребованным на рынке труда. До министра мы сумели довести мысль о том, что необходимо постановление министерства о ведущих университетах страны. Эти 20-25 вузов должны быть поставлены в благоприятные условия по одновременному развитию и образования, и науки. К сожалению, процесс определения этих ведущих вузов может затянуться, так как до сегодняшнего дня не установлены еще критерии, по которым можно определять такие учебные заведения. Но я считаю, что критерии эти существуют. Восемь вузов в стране сегодня являются национальным достоянием России, вот с них можно было бы и начать. Наша позиция заключается в том, что только государство может обеспечить процветание образования и науки. А что касается критериев, то это – наличие научных школ, интеграция с академической наукой, рейтинг выпускников на рынке труда. Впрочем, у нас есть надежда, что до конца этого учебного года, то есть уже весной, постановление о ведущих вузах будет принято. Кроме того, мы надеемся, что к этому же сроку выйдет указ президента о создании Наукограда в Петродворце. Эти два решения помогут определить принципы оплаты работников науки и образования, упростить решение многих вопросов взаимодействия, откроют перед нами более широкое поле для научной творческой деятельности.

— Людмила Алексеевна, какая дата в уходящем году вам запомнилась больше всего?

— Не раздумывая могу сказать – 1 марта. В этот день коллектив университета оказал мне большое доверие, избрав меня ректором на еще один 5-летний срок. Впереди еще более 4-х лет работы на благо университета. Каждый предстоящий год у меня уже расписан и запланирован. К концу этого срока будет построена новая библиотека, появятся новые лаборатории в Петродворце, оборудованные новейшими приборами. Надеюсь, что поднимется благосостояние каждого отдельного универсанта. Я была удивлена и польщена назначением меня заместителем В.В.Путина в Государственном Совете по науке, образованию и инновационным технологиям. Я уже поняла, что это большая дополнительная нагрузка, но для меня по-прежнему на первом месте остается работа ректора в университете. Надеюсь, что моя работа в Госсовете поможет нам решать многие административные, научные, творческие вопросы.

Кроме того, я очень рассчитываю на поддержку всего университетского коллектива на ближайшие четыре года. У нас впереди много совместной работы, потребуются силы, настойчивость, дружеская помощь, поэтому накануне Нового года я желаю всем универсантам здоровья, радостных событий в жизни, любви близких. Все вместе мы сможем сделать многое на благо нашего университета.  

Беседовала Наталия Кузнецова
Фото Аллы Пономаревой

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков