Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 29 (3688), 10 декабря 2004 года

О роли физической культуры в университете
при формировании современного специалиста
в свете Болонского процесса

Пытаясь мысленным взором заглянуть в глубины ХХI века и представить себе, какими будут Россия и её народ в третьем тысячелетии, мы не можем не думать о том, каким будет наше образование – та сфера жизни общества, которая в решающей мере определяет наше будущее. Ибо именно в ней из подрастающих поколений страны формируется народ, его интеллектуально-творческий, духовно-нравственный, психически-волевой и телесно-физический образ. Пытаясь представить себе контуры образования третьего тысячелетия, мы должны дать себе ясный и полный отчёт в том, каково оно сегодня, от какой системы обучения и воспитания мы должны уйти, критически и творчески её преодолев. Если мы этого не сделаем, то рискуем и в третьем тысячелетии попасть в замкнутый круг тяжелейших и трагических проблем, порождённых современной системой образования. Бесстрастная статистика нам говорит о том, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением. По официальным данным, сегодня лишь 5% выпускников школ практически здоровы, 80% школьников больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами.

“Полагаю самым главным делом сохранение и размножение российского народа, в чём состоит величество могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей”.
М.В.Ломоносов

“Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое! Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины”.
К.Д.Ушинский

В молодости почти каждый человек обладает определенным, дарованным природой, запасом здоровья, что естественно помогает ему приспосабливаться к бытию, если только не возникают какие-либо чрезвычайные факторы или обстоятельства. В этот период жизни главную роль играет бодрствующее сознание, которое обеспечивает накапливание необходимой информации и на этой основе – хорошую «притирку» личности к социуму. Но где-то к половине жизненного пути ориентиры вынужденно меняются. Запас здоровья, казавшийся бесконечным, начинает проявлять свою ограниченность, примерно к сорока годам тело постепенно сдает, человек вынужден приспосабливаться теперь к его требованиям. Поскольку к этому возрасту репродуктивная функция, как правило, выполнена, то успел субъект сделать это или нет, но природе он, как представитель вида, больше не нужен, и о своем угасающем здоровье должен заботиться самостоятельно.

Однако, как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. А как это преодолеть? Только одним единственным способом, которым ешё Иисус Христос лечил ослабленных: “Встань и ходи!” – то есть двигайся. Другого пути просто нет. Ведь природа за миллионы лет эволюции создала наш организм таким образом, что движение – основной принцип его бытия, главный момент его телесной и психической жизни. Недостаток же движения ведёт к блокировке генофонда человека, к задержке телесного и психического развития.

Согласно заключению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения, состояние здоровья населения лишь на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% – наследственными факторами, на 20–25% – состоянием окружающей среды и на 45–50% – образом жизни. Основой здорового образа жизни должна стать физическая культура – будучи частью общей культуры, это уникальное социокультурное явление способно при правильном научно обоснованном подходе соединять общество, укреплять на основе общедоступных норм его нравственное и физическое здоровье, целенаправленно, естественным путем повышать жизнеспособность систем и функций организма человека. В структуру понятия “физическая культура” следует включать такие социальные явления, как физкультурное образование, спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию. Каждое из этих явлений обозначает социальный институт, имеющий сложную структуру с системами политических, экономических, юридических, этнических и других органов и нормативов. При таком подходе к структуре понятия “физическая культура” возможна социокультурная ориентация физической культуры относительно главных социальных сфер жизни общества: образования, труда, досуга. Названные компоненты физической культуры взаимосвязаны, способны переходить друг в друга, подвижны и проявляются в единстве и многообразии. В Международной хартии по физической культуре и спорту UNESCO говорится, что физическая культура и спорт являются основным элементом перманентного образования в общей системе образования. В настоящее время назрела необходимость консолидировать совместные усилия на повышение роли физической культуры во всем мире. Например, рабочая группа комиссии ENSSHE по магистерским программам в физкультурном образовании разработала программу подготовки «Европейского магистра физической культуры», цель которой – стремление к созданию общеевропейского образовательного пространства. Программа европейской степени магистра физической культуры исходит от Комиссии по совершенствованию учебного плана, финансируемой фондом Socrates. Она включает представителей 17 университетов-партнеров и способствует работе институтов в рамках европейской сети спортивных наук в высшем физкультурном образовании. Однако у нас в стране отмечается снижение статуса физической культуры в вузах, возникает непонимание цели и роли физической культуры в общем образовательном процессе, направленном на воспитание гармонично развитой личности, стремящейся к умственному, нравственному и физическому совершенству. Забывается или не осознается роль двигательной активности в профилактике и снижении заболеваний; в повышении познавательных и учебных способностей физически активной молодежи, что связано с улучшением циркуляции крови и усилением мозгового кровообращения; в формировании жизненно важных навыков и качеств, необходимых в течение всей жизни. Забота о реализации права студента на полноценное и здоровое развитие должно оставаться неотъемлемой целью деятельности каждого образовательного учреждения, всей системы образования в целом.

Состояние здоровья студентов и сотрудников вузов было в последние годы предметом пристального внимания Министерства образования РФ (Приказ министра образования РФ №1418 от 15.05.2000, Письмо ректорам вузов РФ №29/1530-6 от 03.05.01). Вопросы оценки уровня здоровья и его развития разрабатываются во многих вузах России. По программам этого министерства разработана и получила широкое распространение серия аппаратно-программных средств, аппаратных комплексов, экспертных систем для диагностики, прогноза и коррекции психофизиологических резервов систем организма и организма в целом.

В связи с катастрофическим состоянием здоровья нации в ряде вузов России началась подготовка специалистов по культуре здоровья. Подготовлен стандарт по специальности “Культура здоровья” (Московский педагогический государственный университет). Будущие педагоги приобретают знания для построения учебно-воспитательного процесса по физической культуре с учетом психолого-педагогических, медико-биологических и социологических факторов; умения, необходимые для формирования здорового образа жизни, овладевают технологиями преподавания «науки» здорового образа жизни и навыками по применению организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса на здоровьесберегающей основе.

Маленькая справка: Здоровый человек как экономическая единица (специалист) – это высокая работоспособность, психическая выносливость, социальная устремленность к исполнению профессиональных обязанностей. В то же время подсчитано, что потери национальных ресурсов здоровья из-за того, что в среднем по стране мужчины не доживают полтора года до пенсионного возраста (60 лет), эквивалентны недопроизведенным 10-12% ВВП.

 

Примером необходимости подготовки квалифицированных кадров в сфере обучения здоровью может служить финансируемая странами Европейского Союза программа «Обучение здоровью», которая реализуется в 5 регионах России…

Переход к общепринятой в мире системе высшего образования, включающей в себя следующие ступени: бакалавр – магистр – кандидат наук – доктор наук, – требует реорганизации старой системы высшего образования. Естественно, что и предмет «Физическая культура» должен претерпеть существенные изменения. Первая ступень предполагает подготовку педагогов для практической деятельности в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах ДЮСШ, спортивных клубах, вторая – научно-педагогических и организационно-управленческих кадров, которые смогут прийти на смену в научно-исследовательские институты физической культуры, высшие учебные заведения, государственные органы управления.

Перед прежней моноуровневой образовательной структурой не ставилась задача целенаправленной подготовки педагогов для высшей школы. В связи с чем в курс обучения не включалась целая гамма разнообразных учебных форм, специальная педагогическая практика, в процессе которой приобретались бы навыки чтения лекций студентам вуза, проведения семинарских занятий, развивался бы творческий подход к деятельности педагога. Преподавателями высшей школы становились аспиранты или выпускники вуза, которые приобретали опыт уже в процессе работы, методом проб и ошибок. Введение в структуру высшего образования этапа магистратуры позволяет сконцентрироваться на процессе подготовки кадров для высшей школы. В течение двух лет студенты-магистранты должны не только получать новые теоретические знания, но и приобретать опыт ведения научно-исследовательской работы, предварительно освоив ряд научных методик, а на заключительном этапе – умение преподавать в вузе. Этот этап обучения позволит подготовить педагога, обладающего навыками организации и проведения научно-педагогической работы.

В свете основных позиции Болонской декларации становится очевидным, что будущие изменения, причем весьма существенные, должны касаться не только организации учебного процесса, не только усиления внимания к качеству образования, но и содержания учебных дисциплин. Отметим при этом, и это наше твердое убеждение, что в обязательной или факультативной форме физическая культура и спорт сохранят свои позиции у студенчества нашего университета.

С нашей точки зрения спорт, спортивные достижения, рекорды наших студентов нужны не только им самим, но также и университету в целом, поскольку они создают имидж, повышают престиж нашего вуза. Мы знаем многие американские университеты по названию их баскетбольных команд, английские университеты – по традиционным гонкам на гребных судах. И в нашем, в одном из лучших университетов мира, должен быть достойно представлен студенческий спорт. Нам ведь всем приятно читать, что флаг университета поднимается на высочайшие вершины мира, что наши студенты-спортсмены, становясь мастерами спорта, чемпионами города Санкт-Петербурга, России и международных соревнований, успешно изучают специальные дисциплины своей будущей профессии.

Одновременно, с нашей точки зрения, одним из путей современного развития физической культуры и спорта должна стать переориентация учебного процесса на позиции профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Физическая культура и спорт в университете должны еще в большей мере обеспечивать учебные задачи факультетов по подготовке будущих специалистов. Возможно также (и более адекватно требованиям времени) использовать формы и средства физической культуры и спорта для профессионально-прикладной подготовки специалиста вообще. Ведь очевидно, что для специалиста-полевика (геолога, географа, биолога, историка) необходимы знания и умения основ туризма, плавания, ориентирования на местности. Специалисту-филологу или восточнику, чтобы лучше узнать страну изучаемого языка, помогут знания, а еще лучше навыки национальных видов спорта этой страны. При выездах в эти страны он сможет быстрее найти общий язык с молодежью, занимающейся этими (национальными) видами спорта. Тем более что в мире быстро начинают развиваться много новых, доступных видов спорта.

Отдельные виды спорта в настоящее время с огромным успехом используются при проведении различных тренингов: тренингов развития лидерских качеств специалиста, тренингов командообразования – Teambuilding. Применение спортивных методов для развития этих качеств начиная с I курса позволит студентам к окончанию университета стать действительно классными специалистами, готовыми к трудным современным условиям работы.

Решать такие перспективные задачи должны в будущем и новые специалисты, настоящие универсанты и профессионалы, подготовку которых должен, в конце концов, начать факультет физической культуры и спорта, о необходимости создания которого уже никто не спорит. Научный потенциал кафедры физической культуры и спорта, а это 6 докторов наук и 10 кандидатов наук, внушает надежду, что эти задачи могут быть с успехом решены в ближайшем будущем.  

Б.А.Михайлов, засл. работник высшей школы; канд.физ.-мат.наук, профессор КФК и С,
А.Г.Ширяев, доктор пед.наук, профессор КФК и С,
А.М.Леонтюк, канд.философских наук, доцент КФК и С

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков