Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 26 (3685), 9 ноября 2004 года

Кто мы,
объединенная Европа?

Двадцать второго октября на факультете международных отношений прошла встреча профессора Андре Декока (Andre Decocq) со студентами университета. Профессор Декок – специалист по европейскому праву Университета Париж II (Universite Pantheon-Assas-Paris II). Встреча была посвящена истории европейской интеграции и наиболее актуальным вопросам, которые возникают на сегодняшнем этапе строительства Единой Европы.

Вглубь и вширь

Встреча началась со вступительной речи месье Декока, посвященной истории европейской интеграции. Он пояснил, что процесс создания Объединенной Европы строился на серии последовательных договоров. Причем если вначале это были чисто экономические договоры (например, Договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), подписанный 18 апреля 1951 г.), то со временем они приобретали «все более честолюбивый характер», были нацелены на создание «зародыша некоторого политического объединения с целью построения схематичной общей внешней и внутренней безопасности». Так, Маастрихтский договор 1992 года и дополняющий его Амстердамский договор 1997 г. ставят целью идти от уже, в принципе, построенного единого рынка к экономическому и валютному союзу, выстраивать общую социальную политику, осуществлять сотрудничество в области внешней политики и безопасности, а также в области юстиции и внутренних дел. Кстати, термин «Европейский Союз» впервые был введен в обиход как раз Маастрихтским договором. Кульминацией европейской интеграции до сих пор является введение двенадцатью странами Европейского Союза единой валюты – евро.

Профессор Андре Декок и студентка факультета международных отношений Ксения Хоружникова.

Профессор Андре Декок и студентка факультета международных отношений Ксения Хоружникова.

Две глобальных тенденции европейской интеграции – это углубление и расширение. Вторая тенденция, напомнил месье Декок, проявляется в том, что в самом начале пути построения Единой Европы в интеграции участвовали только 6 стран (договор о ЕОУС подписали Франция, ФРГ, Бельгия, Голландия, Люксембург и Италия). В прошлом году мы стали свидетелями очередного расширения в результате присоединения к ЕС десяти стран Восточной Европы. Итого в ЕС теперь 25 стран. В декабре 2004 г. в Брюсселе на саммите глав государств и правительств стран-членов ЕС будет обсуждаться вопрос о вхождении в ЕС Турции. Кроме того, обсуждаются идеи присоединения трех балканских стран – Румынии, Хорватии и Болгарии.

«Что мы хотели сделать, выстраивая Единую Европу?» – задал почти риторический вопрос месье Декок. Каковы были намерения отцов-идеологов европейской интеграции – французского политического деятеля Жана Моне и министра иностранных дел Франции Робера Шумана? Ответ на этот вопрос месье Декок предложил искать в речи Робера Шумана, которую тот произнес

9 мая 1950 года и которую называют точкой отсчета европейской интеграции. Он предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии (а впоследствии и других стран), передав их под контроль наднационального органа. Цель сугубо экономическая. Основы для более глобальной интеграции Шуман видел в необходимости положить конец многовековым кровавым распрями между странами Европы. Однако это то, что лежало на поверхности. Его настоящие цели носили куда более глубокий политический характер. Прежде всего, он хотел лишить послевоенную Германию военной независимости, связав ее экономическим договором с Францией. Второе – это создать в центре Европы сильное ядро из двух крупнейших европейских стран с целью противостоять опасному соседу – СССР. В идеале Шуман видел Единую Европу в форме федерации… Однако его планам не суждено было сбыться так скоро.

В завершение своего выступления месье Декок задал еще один вопрос от лица Европы: «Кто мы и куда мы движемся?» «На этот вопрос я уже вряд ли получу ответ. А вот вы, молодое поколение, возможно, и получите».

www.europa.eu

В свою очередь, студенты изложили свое видение некоторых моментов европейской интеграции. Три студентки факультета международных отношений выступили с короткими докладами по теме. Девушки говорили на очень хорошем французском, что явно польстило господину профессору.

Первой выступала Вероника Федорова с докладом, посвященным проблеме «двухскоростного» развития Европейского Союза. Она рассказала, что Маастрихтский договор 1992 г. вводил процедуру совместного принятия решений по основным вопросам, касающимся всего ЕС. Однако договор о создании экономического и валютного союза отказались подписать две страны ЕС – Великобритания и Дания. То есть это было фактически нарушением европейского законодательства. Для разрешения сложившейся ситуации создатели Амстердамского договора решили ввести специальный механизм сотрудничества, регламентирующий принятие совместных решений. Механизм включал девять критериев, один из которых предполагал невозможность сотрудничества в случае, если оно наносит ущерб интересам одной из сторон. Тем самым «старая» Европа зарезервировала себе право действовать без участия более слабых членов ЕС (на тот момент уже рассматривалась возможность принятия в ЕС стран Восточной Европы).

Второй доклад был посвящен единой политике обороны и безопасности в Европе. Ксения Хоружникова рассказала, что в декабре 1998 г. в Сен-Мало (Франция) была подписана британо-французская декларация о необходимости укрепления военного потенциала Объединенной Европы. Глубинные причины, позволившие вступить на этот новый этап интеграции, были следующие. Во-первых, предыдущие успехи в области экономической и политической интеграции. Во-вторых, крушение биполярной мировой системы с распадом СССР и стремление Европы создать противовес политической мощи США. В-третьих, изменение в позиции одного из главных традиционных оппонентов создания сильной «европейской опоры» НАТО – Великобритании. В-четвертых, конфликт в Югославии, в решении которого Европе следовало бы принять более активное участие. Однако война в Ираке в 2003 г. показала, что внутри Европейского Союза не существует единогласия в вопросах внешней политики. В результате возникла идея дальнейшего развития европейской интеграции в сфере внешней политики и безопасности «на двух скоростях»: соответствующий договор будут подписывать только те страны, которые готовы действовать согласованно; остальные же будут продолжать входить в ЕС, но останутся на более раннем этапе интеграции.

С третьим докладом, посвященным Интернет-аспектам деятельности ЕС, выступила Валерия Алавердова. Она рассказала, что с 2005 года планируется ввести новый домен верхнего уровня для европейских компаний – «.eu». Это будет альтернативой домену «.com», которым пользуются американские компании. Нововведение считается важным шагом в объединении Европы и приравнивается к введению единой европейской валюты – евро – как противовеса доллару США.

Пожалуйста, вопросы

В завершение встречи было отведено время для вопросов профессору Декоку. Было задано довольно много вопросов, причем большая часть из них – на французском языке. Кстати, как позже объяснили корреспонденту, вопросы задавали в основном студенты первого курса. Вот наиболее интересные из вопросов.

– Сейчас обсуждаются перспективы принятия единой Конституции ЕС. Как скоро это может произойти и какой путь ратификации будет избран?

– Прежде всего нужно четко понимать, что речь идет не о «настоящей» Конституции. Европейская Конституция – это обычный договор, который не может иметь высшую силу по отношению к национальным конституциям. Так, например, во Франции любой законным образом ратифицированный договор наднационального уровня имеет высшую силу по отношению к национальному законодательству, но это не касается конституционных законов. Что касается сроков принятия, то этот процесс может занять достаточно долгое время. По моим оценкам, это займет не меньше двух лет с декабря 2004 г., то есть после саммита глав государств и правительств стран-членов ЕС.

Вопросы из зала.

Вопросы из зала.

Президент Ширак дал обязательство перед народом Франции провести референдум по вопросу принятия Единой Европейской Конституции. Предполагается, что так поступят и в других странах ЕС, хотя, может быть, и не во всех. Референдум во Франции запланирован на 2005 г. Однако в последнее время витают идеи о том, что референдум будет проведен как можно раньше, чтобы уложиться до начала предвыборных дебатов в мае 2005 г.

– Господин профессор, я не имею столько мужества и не владею французским на достаточном уровне, чтобы прочесть проект Конституции. Не могли бы вы вкратце рассказать ее содержание.

– Конституция занимает 92 страницы в официальном Бюллетене ЕС, который я сейчас держу в руках. Должен заметить, что над проектом Конституции была проведена огромная работа, и результате мы имеем грамотно составленный документ на отличном французском языке.

Конституция состоит из 4-х частей. Первая часть посвящена общим вопросам – определения и цели ЕС, основные права членов ЕС, институциональное устройство ЕС, финансы ЕС и т.д. Вторая часть – это Хартия основных прав (достоинство, свободы, равенство, солидарность, гражданские права, справедливость). Третья часть – политика и функционирование ЕС. Здесь прописаны правовые основы регулирования единого внутреннего рынка ЕС, проведения единой экономической и валютной политики, внешней политики Евросоюза. Наконец, четвертая часть называется «Общие и заключительные положения». Эта часть состоит из ряда протоколов и деклараций, включая Протокол о роли национальных парламентов стран-членов в управлении ЕС, Протокол о «группе Евро», Протокол о позиции Дании в ЕС и т.д.

– Как вы относитесь к идее принятия Турции в Евросоюз?

– Надо сказать, что во Франции с большим волнением относятся к перспективе вступления Турции в ЕС. Это связано прежде всего с тем, что большая часть турецкой территории находится на азиатском континенте и граничит с Ираком, Ираном, Сирией. На фоне борьбы с терроризмом расширение границ ЕС до этих «проблемных» государств видится экстремальным. Кроме того, играет роль и культурный фактор: большинство турецкого населения исповедует ислам, очевидны культурные различия между турками и европейцами. Можно еще вспомнить споры между Турцией и входящей в ЕС Грецией о разграничении морских границ в Эгейском море. Вопрос о вступлении Турции в ЕС вызывает серьезные дебаты и противодействие и со стороны официального Брюсселя. Однако Турция пошла на серьезные внутренние реформы, призванные обеспечить соответствие ее законодательства и повседневной практики критериям и нормам Евросоюза. Это несомненно усилило позиции турков в переговорах с Брюсселем. Впрочем, окончательно точки над «i» будут расставлены в декабре 2004 года.


Интересный вопрос был задан преподавателем французского языка из университета Париж II, приехавшим вместе с профессором Декоком. Он обратился к студентам, присутствовавшим на встрече, с вопросом, почему русские студенты интересуются Европейским Союзом?

Ответы были разные и вполне осмысленные:

– Я считаю, что взаимный интерес между жителями разных стран очень важен. Это позволяет совместно преодолевать общие проблемы. Более глобально, дружба между государствами, в том числе на уровне их населения, – залог мирного сосуществования всего человечества.

– Объединенная Европа стала по экономическому потенциалу сопоставима с США. В перспективе она может претендовать на роль второго мирового полюса. Это не может не вызывать у нас интереса и заинтересованности в ЕС, тем более что мы соседи. Кроме того, нам есть чему поучиться у ЕС. Успехи интеграции могут послужить примером для развития интеграционных процессов в рамках СНГ.

– После распада СССР Россия – новая страна. Нам важно определиться, какое место мы занимаем в мире. Мы хотим заявить, что Россия готова участвовать в мировых процессах и быть равным и надежным партнером.


Не осталась незатронутой и тема последних реформ в России. Однако, по мнению корреспондента, господин профессор старался как можно более обтекаемо отвечать на подобные вопросы.

– Как вы относитесь к последним инициативам президента В.Путина: укреплению вертикали власти, увеличению расходов на военные нужды и т.д.?

– Я не позволяю себе ожидать чего-либо от внутренней политики государства, гражданином которой я не являюсь. Это внутреннее дело данной страны. Да, действительно, идея о назначении губернаторов критикуется в Евросоюзе. Но должен сказать, что во Франции система управления также достаточно централизованная. Префекты тоже назначаются правительством и советом министров и их также могут снять с поста, если они допустят какой-либо промах.

– Европейский Союз и Россия сегодня сталкиваются со схожими проблемами: приток иммигрантов (в Европу – из арабских стран, в Россию – из среднеазиатских), проблемы в социальной сфере и, конечно же, угроза терроризма. Не кажется ли вам, что вместо того чтобы критиковать, чиновникам из ЕС следовало бы внимательнее присмотреться к действиям, которые российские власти предпринимают для решения этих проблем? Кстати, на днях заместитель премьер-министра Италии на встрече с В.Путиным заявил, что многое в действиях российского президента не лишено смысла…

– Для меня это только доказывает, что реформы В.Путина критикуются далеко не всеми в ЕС. В действительности так дело и не обстоит. Конечно, в определенных кругах Евросоюза критиковать принято. Но президент Франции Ширак и французское правительство принадлежат к иным кругам…

На мнение людей оказывают влияние самые разные факторы. Но, на мой взгляд, борьба за права человека иногда принимает форму, схожую с политическим фанатизмом. Вообще говоря, права человека – это тема слишком серьезная для подобной словесной риторики…

Друзья Франции, объединяйтесь

Несколько слов о тех, благодаря кому стала возможной эта встреча. Уже 12 лет на базе факультета международных отношений СПбГУ существует Лига международной молодежной дипломатии. За время своего существования Лига была инициатором множества встреч студентов различных вузов Санкт-Петербурга с представителями университетов других стран. Самыми яркими событиями была встреча с М.С.Горбачевым в 1995 г. и проведение в 1997 г. научно-практической международной конференции на тему «Новая эра европейской безопасности: вызовы и перспективы».

С сентября 2003 года Лига занимается реализацией двух новых проектов: «Клубы молодых друзей Франции, Германии, Италии и Великобритании» и «Санкт-Петербургская международная студенческая модель ООН-2005». В рамках одного из подразделений Лиги – «Клуба Франции» – постоянно проходят встречи, творческие вечера, выставки и конференции с участием представителей политической, культурной и дипломатической жизни Франции. Очередным успехом Клуба стала встреча с профессором Андре Декоком 22 октября.

28 октября стартовал еще один проект, организованный Клубом Франции – трехдневный фестиваль французского кино ««Вечная весна» на улицах Парижа». Торжественное открытие Фестиваля с участием атташе по культуре в Санкт-Петербурге произошло 28 октября в кинотеатре «Спорт». В рамках фестиваля был показан ряд французских фильмов, объединенных общей темой – отношения между мужчиной и женщиной и их отражение во французской кинематографии.  

Дмитрий Фиалковский
Фото Ольги Андреевой,
студентки факультета социологии

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков