Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 26 (3685), 9 ноября 2004 года

О фантастической
человеческой душе

Спектакль «Сказка» (по мотивам В.В.Набокова) в постановке Центра эстетического развития

«Сказка» в постановке Центра эстетического развития – необыкновенный и действительно стоящий внимания спектакль. Он сделан непрофессионалами, любителями, и поэтому кажется произведением, приблизившимся к удивительной прозрачной грани…Да, он на грани наивного чувства и серьезной философии, размытости общей формы и точности в деталях, юной робости и мастерской настойчивости исполнителей.

Центр эстетического развития расположился на 14 линии В.О. За почти 10 лет он сумел приобрести своего постоянного зрителя, у него есть преданные поклонники, настоящие театралы. Все это неспроста. Ведь когда смотришь такой спектакль, как «Сказка», невольно поддаешься очарованию, наверное, не совсем такому, какое бывает на большой профессиональной сцене. Удивительно искренние молодые исполнители имеют свой почерк – старательный и трогательный, не вполне уверенный, ритмически неожиданный… И при всем том они подкупающе серьезно, профессионально относятся к своему делу. И каждый персонаж для них – как серьезный экзамен на зрелость мысли и формы.

В спектакле «Сказка» главный герой по имени Эрвин – самый обыкновенный скромный человек. Его застенчивость и неуверенность более всего относятся к женщинам, особенно после того, как однажды он осмелился подойти на улице к девушке, но был отвергнут. «Как вам не стыдно, подите прочь» — и Эрвин остался один в темноте улиц. Мир ночи – иррациональный странный мир – становится главной эстетической формулой спектакля.

С самого начала у зрителя складывается ощущение чего-то сатанинского, дьявольского и мистического, оно не покидает до самого конца. Только главный герой, Эрвин, одет в белый костюм. Все остальные – в чёрном. Сам чёрт, который, как всегда, играет с героем в некую опасную игру, представлен как истинный эстет и аристократ в чёрном фраке и белой рубашке. Однажды он приходит к Эрвину в обличии богатой и старой вдовы, которая предлагает ему избавление от мучений. Нет, черт не требует от него душу и не предлагает сделать его нахальным и дерзким ловеласом. Будто бы сжалившись над Эрвином, вдова-чёрт предлагает ему весь день отмечать взглядом всех женщин, которые придутся ему по душе, а ровно в полночь встретиться с ними вновь и получить желанный «гарем». Вдова протягивает герою руку в черной перчатке – это театральный жест судьбы. Но странно то, что другой, обнаженной рукой черт хладнокровно подносит к губам бокал и пьет что-то совсем не символическое. А настоящее. Он пьет просто потому, что ему хочется пить. И зрителю немного не по себе. Эти «выдумки» так удивительно похожи на нечто возможное в заурядной человеческой жизни. Вы уже предчувствуете некий печальный исход и трагическую участь Эрвина.

Все те женщины, которые снятся ему во сне, как некое порождение сатаны, в чёрных платьях – это те женщины, которые встречаются ему в жизни. Чертовщина маскируется, в жизни все эти женщины повязывают на плечи разноцветные платки. Черт появляется в роковом сне Эрвина. Он стоит за плечами героя – реальный и будто незримый. Он – режиссер в «параллельном» мире. Он дергает за веревочки, и женщины, которых выбрал Эрвин, превращаются в кукол-марионеток. Еще немного, и сам Эрвин поддается странному кукольному движению. Черт становится кукловодом. Но речь идет не о кукольном – о живом театре, или не о театре: сама жизнь – какая-то чертовщина, таящая в игре света и тени…

Актеры блуждают среди чёрных декораций, чёрных улиц, обозначенных занавесами, они поют и танцуют, а рядом черт – он на пьедестале, словно на троне, хозяин и царь, властелин и судья. И Эрвину нет в этом мире ни проблеска надежды на спасенье. Персонажи вокруг него лаконично отмечены индивидуальными чертами (нимфетка, роковая женщина, глупышка-официантка и т.д.), но все же они лишь фон – дьявольский фон, они создают некую мистическую и сатанинскую атмосферу, в которой происходит всё действие. Лишь одна приглянувшаяся Эрвину девушка отчетливо и тревожно перекликается с ним. Она тоже в черном, но у нее на шее повязан белый платок. Белый костюм Эрвина и платок на шее девушки – контраст ужасному сатанинскому чёрному месиву, которое всё плотнее окружает героя, всё страшнее сгущается вокруг него. Но – увы – дьявольская игра: эта девушка первая и тринадцатая. Эрвин ошибся – он посчитал ее дважды, женщин оказалось 12, единственное условие черта нарушено – их количество не должно было быть четным!

Эрвин отмечал взглядом понравившихся ему женщин, взамен получая мимолётные улыбки или взмах рукой, знак того, что они действительно поддались его дьявольским чарам... Звучала музыка You are going to hell (ты отправляешься в ад), но увы, с самого начала судьба решила сыграть с ним злую шутку.

Черт прощается с Эрвином… С унылой, равнодушной улыбкой он провожает Эрвина взглядом… Герой уходит в пустоту, теряется меж чёрных завес, которые теперь кажутся траурной канвой заурядной человеческой жизни. Остается вопрос о том, что есть театральный мир, и где располагается он на самом деле – там, на театральных подмостках, или… в любой фантастической и непредсказуемой человеческой душе…


После спектакля я спрашивала ребят и режиссёра о том, зачем они пришли сюда, что здесь ищут, как сами относятся к этой постановке и как вообще планируют свою дальнейшую карьеру. Ответы оказались несколько отличными от тех, которорые давали студенты Театра-студии СПбГУ. Наверное, это связано с тем, как мне обьяснили, что Театр-студия делает упор скорее на актёрское мастерство, сценическую речь, сюжеты, на беспредметные действия, тогда как Центр эстетического развития учит раскрываться, даёт тебе наиболее яркое представление о мире и о том, кто ты есть, и что есть образ, который ты воплощаешь. Немногие из этой молодой актёрской группы связывают своё будущее с профессиональной сценой, ребята скорее ходят туда для собственного удовольствия, для того, чтобы заниматься тем, что им интересно и что для них окажется впоследствии полезным. На вопрос о дальнейших планах студии все немного лукаво улыбнулись и сказали, что о планах у них не принято говорить, так как люди они суеверные, но планы есть, они будут осуществляться в ближайшем будущем. Очень скоро мы сможем увидеть новые постановки и задуматься о новых вечных вопросах, таких как: кто мы есть и до чего могут довести страстные желания, которые, по каким-то причинам, нам не суждено осуществить.  

Мария Кириллова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков