Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 26 (3685), 9 ноября 2004 года

Каких музейщиков
мы хотим видеть?


На философском факультете открыли новую кафедру. Ее презентация – День кафедры музейного дела и охраны памятников – происходила в Эрмитажном театре 20 октября.

– Это кафедра, которая рождается музеями. Кафедра рождается вместе с Эрмитажем и на базе Эрмитажа, – сказал профессор Михаил Борисович Пиотровский, не только директор Государственного Эрмитажа, но и (с 1 сентября сего года) заведующий кафедрой музейного дела и охраны памятников философского факультета СПбГУ.

Профессор Михаил Борисович Пиотровский

Профессор
Михаил Борисович Пиотровский

– Идея реализации кафедры музейного дела и охраны памятников в классическом университете зрела давно, – сообщил профессор Юрий Никифорович Солонин, декан философского факультета. – А значимый результат будет виден не сегодня, не завтра, а лишь через пять лет, когда выпускники найдут работ по специальности.

Подготовка музейщиков будет происходить с участием ведущих музеев Петербурга. Выпускники кафедры будут не просто хранителями. Социальный статус музеев в последние годы резко изменился. Музейщики должны быть и искусствоведами, и менеджерами, и экономистами. Знающими толк в искусстве и культуре и хваткими в предпринимательской деятельности.

Отвечая на невысказанный вопрос: почему кафедру открыли на философском факультете, Юрий Никифорович объяснил, что ничего удивительного в этом нет. Музейное дело отнесено к разряду культуроведческих наук, а культурология – одна из семи образовательных программ именно на философском факультете – наряду с философией, политологией или, скажем, религиоведением.

– Есть ли такая специальность “музееведение”? Раньше я думал, что нет, а не так давно пришел к выводу, что есть, – признался Михаил Борисович Пиотровский. – И она очень нужна и для музеев, и для охраны памятников. Сейчас над музеями нависли новые угрозы, и им должны противостоять профессионалы. Студенты нашей кафедры будут изучать музейную историю, музейную археологию, музейное искусствоведение. А с другой стороны, они будут и менеджерами, бюрократами, знающими законы, ведающие проблемы общения с властями и СМИ.

Многие участники Дня кафедры не только разглядывали на выставке старинные каталоги разных музеев мира, но и обратили внимание на византийское блюдо XIII века.

– На примере этого блюда можно проследить все задачи музеев, – объяснил Михаил Борисович. – Первая: добыча материала, собирание, дарение. Вторая: приведение материала в порядок, классификация, научный анализ. И третья: рассказ, показ, объяснение и просвещение... Вот, к примеру, это блюдо, как и многие другие реликвии, найдено в Приобье. Потом была реставрация, в процессе которой удалось восстановить древние секреты ювелирного искусства Византии. А потом были выставки, в том числе и “на родине” блюда, в Ямало-Ненецком округе. После чего правительство округа подарило это блюдо Эрмитажу в год 300-летия Петербурга. Они посчитали, что их блюдо, находясь в Эрмитаже, будет больше работать на их имидж, чем дома...

Доцент Антонина Александровна Никонова, заместитель заведующего кафедрой музейного дела, рассказала, что при первом приеме в этом году на кафедре уже был конкурс из абитуриентов. Набрали 14 студентов на первый курс.

– Выпускники кафедры придут работать к вам, в музеи. Каких специалистов мы хотим видеть? Таких, которые были бы нужны музеям разного профиля и разных типов организации. Мы будем проводить ежемесячный теоретический семинар для преподавателей с участием ведущих специалистов-музейщиков Петербурга и Москвы, чтобы понять сложность проблематики, с которой будет работать кафедра. У студентов будут 4-5 видов практики в музеях Петербурга. Поэтому нам нужна обратная связь с музеями, ваша поддержка и реальная помощь, – обратилась Антонина Александровна к гостям-музейщикам.

Первым на ее призыв откликнулся Александр Давидович Боровский, сотрудник Русского музея:

– Смысл кафедры музееведения, мне кажется, в музеевИдении. Сегодня музеи стали настоящими предприятиями, игроками на современном экономическом поле. Если раньше, например, критика работы музеев была только в письмах трудящихся, но теперь появилась уже целая дисциплина – музейная критика. Она включает не только регулярные обзоры в глянцевых журналах, но и профессиональный “разбор полетов”. Музейный материал имеет множество практиков, но мало теоретиков. Увлекательная задача – дать толчок к музеевидению, найти свою точку на дисплее культуры.

В качестве наглядного примера создания универсума Нина Ивановна Попова, директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, напомнила об известном домашнем музее П.А.Вяземского, собиравшего личные вещи Пушкина.

– Музейная профессия универсальна. И в сознании музейного человека должна присутствовать прежде всего модель мира. А специализация должна приходить как можно позже, универсальность куда важнее. Сегодня мы ощущаем нехватку глубокого универсального музейного образования. Современный музейщик должен уметь вести музей, и представлять его, и рассказывать о коллекциях... Музеи очень консервативны по своему складу. Выпускники кафедры должны принести в музеи новый взгляд, новый язык. Без подпитки молодой кровью музеи просто остановятся в развитии.

Нина Ивановна предложила иную модель отношений кафедры и музеев. Не просто практика студентов в музеях, раз в год на месяц – а работа студентов в музее параллельно с учебой, хотя бы в течение года. Не забег на две недели или месяц, а нормальная работа. И защита дипломной работы под руководством сотрудника музея.

– Меня теперь спрашивают: вы не боитесь конкуренции? – призналась Надежда Ивановна Сергеева, заведующая кафедрой Университета культуры. – Нет, мы не страдаем, приняли студентов, сколько нужно. Наоборот, я испытываю радость, когда вижу, что наша идея признается. Открытие кафедры музейного дела в Большом университете – чрезвычайно нужная и целесообразная вещь. Если мы будем состязаться, то мало что получится. А если будем вместе работать на общее дело, то музеи получат новую смену.

Надежда Ивановна вспомнила, как она обивала пороги министерства, доказывая, что подготовка музейных работников необходима. Почти пять лет билась – и только в 1988 году учебный план был подписан, открыли кафедру и начали подготовку по специальности “музейное дело и охрана памятников”. А сейчас около 15 вузов по стране обучают музейщиков. Но Учебно-методическое объединение по этой специальности должно быть, по ее мнению, не в Москве, а в Петербурге.

– Из менеджера сделать музейного работника гораздо сложнее, чем наоборот, – высказал свою точку зрения Евгений Григорьевич Артемов, директор Государственного музея истории России. – А менеджеры в музеях необходимы. Поэтому пусть будет больше кафедр, хороших и разных. Тех, которые заботятся о тех, кто через пять лет придет работать в музеи.

Выступая от имени студентов, обучающихся на кафедре музейного дела и охраны памятников, Марина Златдинова сказала не только о том, что музееведение – это достаточно перспективное направление. Но и о том, что ее лично волнует: нужно охранять старый город! Город не стоит бальзамировать, но вопрос о защите культурных ценностей остается очень актуальным.  

Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков