Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24-25 (3683-84), 20 октября 2004 года

Асалхан Ользонович Бороноев:
«Социология — это фундаментальная наука об обществе.
В социально ориентированном государстве
ее роль огромна»

– Асалхан Ользонович, вы были инициатором создания факультета социологии, а затем его первым деканом. Вам тогда, наверняка, пришлось объяснять, что такое социология, пришлось самым разным людям. Какова была типичная реакция?

– Бывало всякое, иногда на разъяснения уходили часы. Обыденное сознание сводит социологию только к опросам общественного мнения. Однако опросы – лишь часть нашей науки, надстройка над мощной теоретической базой. Я часто повторяю: экономика, юриспруденция изучают отдельные общественные отношения, социология же – фундаментальная наука об обществе в целом. В социально-ориентированном государстве роль социологии огромна. Как хороший врач, социолог способен заранее диагностировать состояние общества, выявить проблемы и предложить рецепты их решения. К сожалению, до сих пор не только в России, но и в мире роль социологии до конца не осознана. Однако перспективы ее развития и практического применения очень широки.

А.О.Бороноев.

А.О.Бороноев.

– Что давалось труднее всего при организации факультета?

– Мы начали создавать факультет, когда перестройка заканчивалась и начиналась капиталистическая революция. Фактического руководства не было нигде. Поэтому многие вещи я брал на себя и решал на свой страх и риск, за счет своих связей и дружеских отношений. Если бы я уповал на помощь властей разных уровней, никакого факультета сегодня бы не было.

– Сейчас быть деканом проще?

– У каждого времени свои трудности. Однако Николай Генрихович сегодня находится в очень хорошем положении. Заложена мощная концептуальная база развития факультета, подготовлены кадры, наконец, сейчас гораздо шире финансовые возможности. Чем могу, я ему всячески стараюсь помогать.

– Чем вы занимаетесь сейчас?

– Исторической социологией, в частности, сибирским менталитетом. Каждый регион в России имеет свою субкультуру: поморы, сибиряки, ленинградцы-петербуржцы – кто они? Что отличает этих людей друг от друга? У нас социология регионов развита очень слабо. На примере Сибири мне хочется показать, как эту лакуну можно заполнить. Сейчас я много работаю с учениками, может быть, удастся основать школу территориально-исторической социологии.

– В чем специфика российской социологии по сравнению, скажем, с социологией немецкой или американской?

– Я бы назвал две отличительные черты: публицистичность и гуманистичность. Первыми российскими социологами были народники-марксисты, не желавшие, чтобы социология превратилась только в кабинетную, оторванную от жизни науку. Они считали, что результаты научных исследований должны быть доступны всем. Отсюда – особая публицистичность языка и центральный интерес к человеку, его проблемам. Вот эту гуманистичность отечественной социологии стоило бы сейчас всячески развивать.  

Игорь Макаров

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков