Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24-25 (3683-84), 20 октября 2004 года

Философия как радость жизни



В наше время отношение к философии весьма различное. Некоторые считают, что этот предмет никому не нужен, он не настолько «модный» и востребованный, как менеджмент или теория и практика международных коммуникаций, некоторые думают, что философия – это неотъемлемая часть классического высшего образования, и курс по философии стоит прослушать лишь потому, что это своего рода дань прошлому. Равно как и античная литература и латинский язык, философия – такая же мёртвая наука, ничего не значащая в наши дни, не приносящая никакой пользы. Однако лекции по философии являются отличной паузой между какими-то более серьёзными и стоящими внимания лекциями.

Все эти мнения неоднократно опровергал Константин Семёнович Пигров, доктор философских наук, у которого мы и постарались выяснить, чем является философия в наши дни, и для чего лекции по философии должны читаться на каждом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

— Константин Семёнович, бытует мнение, что сейчас философия переживает некий кризис. То есть на многих факультетах больше не читается такой предмет как философия, экзамен по философии в аспирантуру то ли изменён, то ли и вовсе отменён. Как бы вы могли это прокомментировать?

— Философия существует две с половиной тысячи лет, и всё это время она находится в кризисе. Ещё у Платона написано, что толпе свойственно не любить философию. Такое негативное отношение к философии — отнюдь не новомодное явление, кризисное состояние философии – это её привычное состояние. Что же касается факультетов, то философия входит в госстандарт, а потому обязана преподаваться на всех факультетах. Экзамен же в аспирантуру по философии может быть отменён со следующего года, но взамен студенты обязаны буду сдавать экзамен по философии и истории науки. Это некий раздел философии, то есть, если вы занимаетесь лингвистикой, то должны будете сдавать философию языка и историю языкознания. Что, на мой взгляд, явление грустное, но не «смертельное». На протяжении веков отношение к философии было разное, её, как известно, даже запрещали, так как польза сомнительная, а вред возможен.

— На ваш взгляд, как нынешние студенты относятся к философии?

— Каждый по-своему, это зависит прежде всего от того, какой преподаватель читает лекции, и от тех книг, которые читают студенты. Ведь подчас складывается нерадостная картина: все хорошие книги, как известно, достать сложно, и на полках в библиотеке можно найти только что-то в красивых переплётах, но совершенно неинтересное. Часто после таких книг остаётся разочарование, и это очень печально, потому что философия – это прекрасная наука, и это радость, радость жизни.

— А почему именно философия – это радость жизни?

— Когда человек понимает, как устроен мир в целом, его охватывает высокое, радостное чувство. Человеку вообще органична философия, как дыхание, без неё ему невозможно жить. Осознавая это или нет, но человек всегда философствует, помните, как Журден у Мольера? Он же не знал, что он говорит прозой… Когда три мужичка собираются за кружкой пива и говорят, что «все бабы дуры» — это тоже типично философская формулировка, субьект суждения «всё» и предикат этого всего – «дуры». Но это уже обыденная философия, существует ещё и высокая философия, это уже другой разговор. Философия вообще – это не наука, хотя и может иметь научную форму. Философия подобна духу: дух дышит, где хочет, а философствование открывается совершенно непроизвольно в любых областях, в любых сферах. Поэтому это радость жизни, однако, замечу, что радость, ради которой надо потрудиться. Но ведь и в филармонии тоже невозможно «включиться» в концерт сразу, только через некоторое время становится возможным наслаждаться хорошей музыкой.

— То есть, чтобы понимать и заниматься высокой философией, необходимо знать суждения всех великих философов, иметь представления об истории философии, прочесть множество философских трактатов?

— Все великие произведения прочесть невозможно, нужно уметь найти ту стезю, которая больше всего придётся вам по душе, и работать в этом направлении. Причём не только читать, но и писать. Философия предполагает активность, только в процессе письма раскрывается её «музыка», становится возможным проникнуться всей её красотой.

— Вы говорите, что философия – это не наука, но может иметь научную форму. Как именно преподают философию на философском факультете?

— А на философском факультете философия преимущественно существует в научной форме. То есть я, например, не доктор философии, а доктор философских наук. Здесь не имеет значения вопрос о творческом начале. Я могу не быть творцом, но при этом заниматься философской наукой. Поэтому, конечно, в плане образования, особенно для нефилософов, я всегда пытаюсь раскрыть философию именно в аспекте радости жизни, наслаждения. Вы помните известную формулу: «я не живу для того, чтобы есть, а ем для того, чтобы жить». А что значит «жить» в этой формуле? Это значит жить в искусстве, и жить, чтобы философствовать. Философия не может дать категорических ответов на такие вопросы, как «зачем мы живём?» «для чего мы здесь?», эти ответы каждый человек ищет для себя сам, но философия может направить человека к тому ответу, который он ищёт, и помочь ему разобраться в том, кто он есть и зачем он живёт, предоставить ему поле для размышления. Поэтому философия должна преподаваться на всех факультетах, в том числе и естественнонаучных. Ведь это тысячелетняя культура, которую невозможно отбросить в легкомысленной дерзости. Конечно, когда философию начинают преподавать специалисты в конкретных дисциплинах, получается не очень интересно, а в университете некоторые профессора не-философы считают, что способны самостоятельно прочесть курс философии.

— Среди них могут оказаться действительно одарённые люди, так называемые «самородки»?

— Да, конечно. Этот феномен я обычно называю «самодеятельной философией». Это достаточно интересное явление. Однажды (это было в 1982 году) ко мне пришёл один человек и сказал, что он занимается философией профессионально, и высказал поразившее меня «обобщение»: «Я обнаружил, что между цветовой гаммой, цветовым спектром, музыкальной гаммой, русской азбукой и структурой развитого социалистического общества есть принципиальное сходство. Например, буква «А», замечательная буква, первая в алфавите. Ей соответствует алый цвет и нота «до». Алый цвет – это цвет пролетариата в структуре развитого социалистического общества! Вы чувствуете, как стройно устроен этот мир?!» — сказал он мне. Это типичный философский ход мыслей для XVII века. Мышление по сходствам, так, например, животных принято было рассматривать как инверсированное растение. У растений органы размножения сверху, это цветы, а органы питания снизу, это корни, а у человека наоборот, органы размножения снизу, а органы питания сверху. Чувствуете, как гармонично устроен мир? Вот философия даёт это переживание гармонии Космоса. Конечно, оно дано и самодеятельному философу, у него могут возникать такие потрясающие обобщения, на которые никогда не осмелится профессионал. В самодеятельной философии есть свой примитив, как и в живописи. Это свидетельствует лишь о том, что человеку свойственно философствовать органически.

— Скажите, как вам кажется, на разных факультетах стоило бы преподавать некий «общий философский обзор» или нечто более узкопрофильное, например, на филологическом факультете преподавали бы только философию языка?

— Желательно, конечно, и то и другое. Начинать, наверное, лучше с общего обзора. И многое здесь зависит от того, кто читает эти лекции. Опять же возвращаемся к этому. На самом деле, существует много достаточно квалифицированных специалистов, которые, к сожалению, не горят любовью к этому предмету, а это горение – главное. Ведь дело не в том, чтобы знать мудрость, а дело в том, чтобы её любить, дело не в том, чтобы знать философию, главное любить её. Во всяком случае, когда речь идёт о первом знакомстве студента с философией.

— Наверное, многие студенты могут понять это следующим образом: «можно же не читать философские книги, достаточно просто любить их!»

— Это я себе как-то плохо представляю. Философия – это и культура, она предполагает знакомство с текстами и работу в рамках и на основе этих текстов. Жаль, что как и в любой науке, бывают в философии одарённые, но совершенно безграмотные люди, ведь «философские интуиции» могут базироваться на переживании бытия, и с этой точки зрения можно приходить к необыкновенным умозаключениям, как тот человек, о котором я рассказал. Одарённых людей очень много, но не все могут развиваться дальше в выбранном направлении, если не работают систематически.

— Естественно, люди не могут перестать мыслить и размышлять, но как вам кажется, если бы на всех факультетах, кроме, конечно, философского, отменили бы лекции по философии, как бы это отразилось на образовании?

— Конечно, плохо. Они необходимы.

— Необходимы для чего?

— Для полноты бытия. Понимаете, вообще философия – бесполезна, она вряд ли пригодится банкирам, менеджерам и какому-нибудь директору завода BMW, философия не помогает «делать деньги», она даёт возможность найти себя и понять, кто ты есть. Без этого не будет счастлив ни один банкир и ни один менеджер. Философия прекрасна, и без неё нельзя жить, невозможно. А философия с научной точки зрения – это культура, о которой должен иметь представление каждый образованный человек. А что касается упадка, у философии нет плохих периодов, есть разные периоды, сейчас экстенсивный. Очень много книг, очень много возможностей для людей, которым действительно это интересно, для людей, которые хотят стать по-настоящему образованными и больше узнать о мире. Путь же к этому миру всегда указывает философия.  

Беседовала Мария Кириллова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков