Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 24-25 (3683-84), 20 октября 2004 года

Перверсия университетской прессы?

В мае в университете появилась новая газета. Во всяком случае, такое определение значится в первом номере рядом с логотипом. Издание «Профверсия», учрежденное профсоюзной организацией студентов и аспирантов, действительно внешне очень похоже на газету. А формально – это всего лишь «информационный листок».

Интрига заключается в том, что «листок», придуманный и выпускаемый без участия журналистов, фактически выполняет одну из базовых функций прессы. Потому что пресса должна быть зеркалом, на которое в цивилизованном обществе не пеняют. Новорожденная «Профверсия» по-детски непосредственно отразила ситуацию, давно ставшую в университете реалией жизни.

Удивительно, как может отличаться вид на один и тот же университет из разных окон одного и того же Ректорского флигеля. И дело вовсе не в том, что кто-то давно не протирал стекла. Просто университет всегда был разным. Но сейчас кажется, что он становится другим.

«Профверсия» в той ее части, которая не касается информации о работе профкома, может шокировать. Приведем пару примеров. Текст с аналитическим заголовком «Служить или не служить» информирует о том, какую категорию годности к военной службе надо получить, чтобы вовсе избежать армии. В серии материалов «Милиция: технология взаимодействия» рассматриваются конкретные ситуации: во что обойдется студенту университета попытка «использовать по маленькой нужде подворотню» и «забить косяк или ширнуться» в общественном месте.

Насколько уместна такая информация в газете, которая распространяется в Санкт-Петербургском государственном университете? Об этом мы решили поговорить с главой информационной комиссии профкома Петром Шведом, который сейчас определяет темы материалов, отбирает тексты для публикации и прочитывает номер от корки до корки, прежде чем макет отправится в типографию. При этом Петр называет себя менеджером, а не редактором. «Профверсия» – только частный случай функционирования информационной комиссии. А у ее главы и так много работы – в профком без конца звонят, приходят, задают какие-то вопросы. По крайней мере, теперь на самые популярные из них можно не отвечать, а просто выдать номер «Профверсии».

По тиражу новый «информационный листок» профкома можно сравнивать с некоторыми городскими ежедневными газетами. Тем не менее издание до сих пор не имеет «свидетельства о рождении» – Министерство печати настолько занято процессом слияния с Министерством культуры, что еще не известно, когда же «Профверсию» удастся зарегистрировать как полноправную газету.

В редакционном коллективе много незанятых ниш: начиная с позиции главного редактора и заканчивая распространителями. Несмотря на нехватку людей с сообразным опытом работы, энтузиасты (которых с каждым номером становится все больше) не только пишут тексты и верстают полосы, но и относят номера в администрацию университета, почти на все факультеты и даже в общежития. Организационные вопросы пока на стадии разработки: собрать всех энтузиастов одновременно в одной точке координат для общего обсуждения (проще говоря, на редакционную летучку) практически невозможно. Желающие побыть корреспондентами приходят в профком с исторического, географического, медицинского факультетов. Некоторые уже публиковались в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Невском времени». Факт: среди них нет ни одного студента факультета журналистики. «Творческие люди, поэтому слишком неорганизованны, – комментирует Петр. – В «Профверсии» можно проявить себя, но при этом надо выполнять достаточно жесткие требования к текстам – прежде всего лаконичный информационный стиль и актуальность».

«Профверсии» свойственен мужской подход «по существу». И для современного студента актуальны темы, непопулярные у квасных патриотов и рафинированной интеллигенции: откос от армии и неприятности с милицией. Да, априорно у студента одного из лучших вузов страны могут возникнуть такого рода неприятности. Потому что этот студент – живой человек, а не воплощение идеалов позапрошлого века. Потому что сегодня обучение в университете основано не на идеалах, а на платной форме обучения. А делать вид, что это не так – мягко говоря, неправильно. «Ваш журнал рассчитан на преподавателей, публикации, интересные студентам, попадаются в нем редко. Вы считаете, что студент не может выпивать на улице и нецензурно выражаться? Но это происходит сплошь и рядом. Университет – разный. Если кто-то не согласен с этим, пусть проводит социологическое исследование и пишет опровержение».

При этом Петр Швед искренне утверждает, что создатели «Профверсии» осознают свою ответственность и беспредела на страницах издания не допустят. «Нельзя, чтобы у кого-то испортилось мнение об университете. Мы не хотим делать прилизанно-пропагандистский глянцевый журнал, в котором пишут только о том, что «у нас все лучше, чем у всех», – говорит Петр. – Мы пишем о том, какая масса возможностей есть у наших студентов: КВН, праздники и конкурсы. Мы работаем на интересы корпорации СПбГУ. Но это не значит, что мы замалчиваем проблемные моменты. Вот, например, публикация о конфликте студентов и администрации в Петергофском студгородке. В следующем номере мы продолжим эту тему, напишем о выводах конфликтной комиссии».

Есть на страницах «Профверсии» и позитивные, жизнерадостные материалы. Самый эксклюзивный – про четвертую «Фабрику звезд». Есть большие фотографии. На самой веселой – повозка с кучей ящиков завалилась назад, тяглое копытное висит на задравшихся оглоблях, безвольно свесив ножки. Подпись гласит: «Не перегружайтесь знаниями!» Характерно, что копытное – осел.

На вопрос о том, какую публикацию за четыре номера он считает наиболее удавшейся, Петр ответить не смог. «А как это определяется? Нельзя сравнивать объявление о мероприятиях профсоюзной организации и публикацию фрагмента интернет-форума нашей юридической консультации. Все публикации важны и по-своему удачны. А если говорить о самом удачном номере, то каждый раз я буду называть последний».

В «Профверсии» при всех ее кажущихся противоречиях есть определенная логика. И спорные публикации с использованием разговорной лексики – не случайный недосмотр и не саботажная выходка. К работе над изданием ребята отнеслись ответственно: читали закон о СМИ и закон о рекламе, много сил потратили, чтобы разобраться с формальной стороной дела. В итоге «Профверсия» обладает вполне цельным характером. Для нее главный критерий оценки – практическая полезность. Для типа, которому она адресует свои советы, бытие студентом – не искусство, а временное состояние. Его развитие напрямую зависит от удовлетворения физических потребностей, совсем как у гусеницы. Пройдет еще много времени, прежде чем он расправит радужные крылышки. А пока он потребляет мир до хруста за жвалами. «Профверсия» точно знает, что на пустой желудок знания не усваиваются.

Логика газеты основана на модифицированной версии гуманизма: человек по природе своей зол, преступные наклонности заложены в нем априорно и в соответствующей ситуации непременно проявятся. Эту норму надо брать в расчет, потому что она подтверждается на практике. «Профверсия» аргументирует свои утверждения искренне и конкретно. Спорить с нею на уровне ахов, охов и прочих эмоций неуместно.

Потому что в цивилизованном обществе пенять на зеркало не принято.  

Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков