Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22-23 (3681-82), 14 октября 2004 года
память

Пусть всех имен
не назову...

Поисковый отряд «Ингрия»
в летне-осеннем сезоне 2004 года.

Двенадцатая Вахта памяти студенческого поискового отряда «Ингрия» началась сразу после завершения летней экзаменационной сессии. Уже 27 июня мы отбыли на «Невский пятачок». Продолжительность экспедиции составила 14 суток. Базовый лагерь располагался в районе бывшей деревни Арбузово. В течение двух недель поиск велся двумя группами - на «Невском пятачке» и на Синявинских высотах. Во время подготовки к экспедиции удалось договориться с руководством птицефабрики «Северная» об оказании помощи отряду при проведении работ на Синявинских высотах. Нам был выделен автобус, который обеспечил доставку к месту работ. Поиск вели в тесном контакте с ЗАО «Искатель», ведущим разминирование на Синявинских высотах.

12-я Вахта памяти протекала в сложных погодных условиях: для первой недели поиска были характерны сильные проливные дожди, для второй – жаркая погода, сопровождавшаяся короткими, но сильными дождями. Самым трудным районом в очередной раз оказались Синявинские высоты, где поиск пришлось вести на больших глубинах.

«28 июня – понедельник. Дождь начался в 4.20 утра. Вчера мы не успели поставить тент, все сильно устали и быстро разбежались по палаткам. Пришлось с Ваней (Пономаревым) в экстренном порядке все имущество прятать по палаткам. Подъем (в 8.00) прошел нормально, с шутками и смехом. Дождь закончился. Поиск повели вдоль правой стороны дороги Кировск — Отрадное. Высокая и мокрая трава, наступающая жара доставляют немало трудностей. Но к этому мы уже более-менее привыкли. Настоящим бедствием стали мошкара и комары, которые немедленно начали свои массированные атаки.

Перешагнули через дорогу, углубились в лесопосадку. Комары озверели. Ольга (Никитина) «настучала» останки погибшего бойца. Выбирали его вчетвером, комары ели нас безжалостно, как ошпаренные выскочили из лесопосадки».

Наш лагерь находился на крутом левом берегу Невы, поэтому проблем с водой не было. После работы можно было искупаться и позагорать. Зато заготовка дров явилась для нас самой трудной задачей. Их пришлось носить из лесопосадки, отстоящей от лагеря метров на 700-800, собирать на берегу реки.

«30 июня – среда. С утра работали на Синявинских высотах. Идет дождь. Высокая, выше пояса трава, ничего не видно. Через полчаса все были мокрыми, но поиск не прекратили. До обеда нашли останки двух солдат РККА. Юлия (Дмитриева) и Инесса (Бычинская) занялись их «подъемом». Останки сохранились неважно: кости скелетов сильно прогнили, частично изломаны и перемешаны осколками снаряда крупного калибра. Дождь прекратился. Дует сильный ветер, трава сохнет на глазах. После обеда вышли на «железо», его очень много – гильзы от снарядов, цинки с патронами, саперные лопатки и прочее имущество военного назначения буквально лезут из земли. Марина (Влазнева) и Роман (Шимарыгин) «подняли» по бойцу, они сохранились фрагментарно. На скелетах множественные повреждения костей осколками снарядов и мин».

Поисковые работы на высотах и на «пятачке» потребовали большого физического и нравственного напряжения сил. Первые признаки усталости обнаружились уже в конце первой недели поиска. Наверное, мы несколько переоценили свои силы, к тому же много времени и энергии отнимали хозяйственные вопросы, главный из них – дрова.

«1 июля – четверг. Работаем на высотах. До обеда «нагудели» с помощью металлоискателя еще одного бойца. Он разнесен взрывом, сохранился фрагментарно. Отличились Марина и Роман, с глубины почти в 2 метра из воды они «подняли» еще одного бойца, у которого оказался медальон. После обеда Даня (Рузанов) вышел на минометную позицию. На глубине 160-180 см они с Романом обнаружили минометную плиту, а рядом фрагменты скелета солдата с медалью «За оборону Ленинграда». К 20.00 все сильно устали, налетела мошкара, поиск прекратили. В 21.00 прибыли на автобусе в лагерь».

За две недели напряженного поиска удалось найти останки 47 военнослужащих Красной Армии, которые погибли в 1941-1943 гг. 32 солдата были обнаружены на Синявинских высотах, 15 – на «Невском пятачке». При них оказались следующие вещи – один медальон (отправлен на экспертизу), котелок с надписью – «Неелов 24. 7. 43 г.» и Библия (Ветхий завет), ложка с надписью – «В.Х.А.», 2 медали «За оборону Ленинграда», гвардейский знак.

25 августа отряд открыл Тринадцатую Вахту памяти. Цифра 13 никого не пугала, для нас это счастливое число. Правда, каждый поисковик за годы поиска (а отряду пошел уже шестой год) стал немного суеверен. Относится это непосредственно к поиску, многое в котором зависит не только от опыта, но и от удачи. Можно «пройти со щупом» неоднократно одно и тоже место и ничего не найти. А можно ткнуть щупом в землю совершенно «случайно» и найти то, что требуется. В этом мы убедились еще раз прошлой осенью, когда Вячеслав Тихомиров и Дмитрий Жильцов в 10 метрах от лагеря нашли останки четырех солдат Красной Армии.

Университетский «газон» на большой скорости шел по разбитому Архангельскому тракту. Виктор Иванович, наш водитель, боялся одного – застрять в какой-либо яме, заполненной до краев водой. Бойцы отряда, сидевшие в кузове машины, поначалу весело смеялись, когда фургон, то взлетая вверх, то стремительно проваливаясь вниз, месил колесами грязь тракта. Вскоре смех сменился жалобными криками и желанием поскорее добраться до места назначения.

Встали лагерем в районе ручья Безымянного (у креста). Работы по оборудованию лагеря вели дотемна. К 20.00 успели завершить только основные работы. Все изрядно устали. Обедали и одновременно ужинали около 20.30.

«26 августа – четверг. Подъем прошел нормально. Почти все бойцы отряда встали за полчаса до подъема, все горят желанием немедленно отправиться в поиск… Поиск повели двумя группами: первая группа во главе с Вячеславом Тихомировым двинулась в направлении мемориала, вторая группа, которую составил «женский батальон» (Юлия Дмитриева, Ольга Никитина, Лиза Игумнова), под моим руководством направилась в рощу Круглую. Добрались до нее за 40 минут. До обеда с помощью металлоискателя удалось найти останки одного красноармейца. Его «подъем» осуществлялся из воды и земляной каши. Юлии и Ольге пришлось изрядно потрудиться, чтобы довести работу до конца. Обедали у взорванного моста на берегу р.Черная. После обеда нашли останки еще трех военнослужащих Красной Армии. Девушки работали с азартом, мечтая об одном – найти медальон. К сожалению, медальонов у погибших воинов не оказалось. Вернулись в лагерь около 21.00. У нас ЧП – дневальный Ваня (Пономарев) сильно поранил палец перочинным ножиком. На построении надо будет обратить внимание личного состава на необходимость соблюдения техники безопасности не только во время поиска, но и при несении дневальной службы».

Окрыленные успехом, двинулись на следующий день в Круглую, предвкушая удачу.

«27 августа – пятница. Около 12.00 пошел дождь, который с небольшими перерывами продолжался до вечера. Обед прошел под проливным дождем. Поиск решили не прекращать. Развернулись в сторону лагеря и повели поиск вдоль левой стороны Архангельского тракта. Промокли до нитки. Несмотря на все меры предосторожности, вода попала и в «слоник» (ласковое название нашего металлоискателя). Он стал «глючить» и выдавать неверные данные. Выход из строя прибора серьезно осложнит поиск. В лагерь вернулись в 19.30.».

Так начался поиск, который, несмотря на сюрпризы погоды, регулярно продолжался в течение двух недель. Удача улыбнулась нам 28 августа, когда Евгений Мирясов «случайно», как он уверял, «поймал» на щуп останки двух солдат, один из которых имел медальон. Это подхлестнуло поиск, тем более что к 1 сентября нам осталось найти еще трех погибших военнослужащих Красной Армии, чтобы количество солдат, найденных нами за 13 экспедиций, составило ровно 700 человек.

«1 сентября – среда. Подъем прошел вяло. Ясно, мы устали, необходимо внести коррективы в распорядок нашей жизни. Поздравил личный состав отряда с началом нового учебного года. Вторая половина дня объявлена отдыхом. После обеда в поиск идут только добровольцы. Работали двумя группами. Алексей Яковлев во главе первой группы отправился на поиск лесной дороги, ведущей к Рабочему поселку №5, по нашим сведениям, по той дороге поисковики почти не ходили. Выйти на нее они не сумели. Изрядно устав, группа вышла в район Рабочего поселка №7, где и повела поиск. Марина (Влазнева) «зацепила» на щуп верхового бойца. Усталости как не бывало. На обед вернулись около 17.00. В начале семи вечера группа снова вышла в район Рабочего поселка №7. Марине сопутствовала удача, она нашла еще одного бойца, Слава (Тихомиров) – винтовку.

Вторая группа работала на Синявинском поле. Приползли в лагерь в начале пяти вечера. Сильно устали. В районе Рабочего поселка №6 нашли останки погибшего красноармейца. В болотистой низине, залитой водой, он почти весь сгнил. Использовать в полную силу «слоника» не удалось из-за высокой травы».

Многое в нашем деле значит обеспеченный тыл. Отправляясь в поиск, надо быть уверенным, что дневальная служба (два человека) выполнит весь объем хозяйственных работ и приготовит к назначенному времени обед и ужин. Одним из самых больших наказаний в отряде считается назначение дневальным. Никто не желает стоять дежурным, но кушать хотят все… В этом сезоне значительно улучшились наши бытовые условия. У нас появился генератор. «Свет даем» на 3-3,5 часа. Как это здорово! Только в экстремальных условиях начинаешь ценить такие привычные мелочи. С продуктами питания проблем не было. Этим мы обязаны нашим бескорыстным и долголетним помощникам: Николаю Петровичу Ромашеву, Валерию Павловичу Соколову, Сергею Борисовичу Шорину.

«2 сентября – четверг. Работали одной группой в районе Рабочего поселка №7. Нашли одного «верхового» бойца. Жарко, точнее, душно. Начало осени, а комары продолжают зверствовать. Впервые за многие дни обедали все вместе в 14.00. Загремел гром, приближался дождь. Все разошлись по палаткам. Проснулся от грохота грома и проливного дождя. Ребята в это время спасали лагерь от потоков воды, лившихся с небес. После дождя в поиск отправились одни добровольцы. В лесопосадке нашли еще одного погибшего воина».

Время в поиске летит стремительно. Это понимают все и работают с полной отдачей сил. Как всегда, на высоте положения оказался наш «женский батальон». Отмечу также результативную работу Евгения Мирясова, Алексея Яковлева. За две недели поиска нами были найдены останки 71 военнослужащего Красной Армии. Двое из них имели медальоны, которые отправлены на экспертизу, один – медаль «За оборону Ленинграда», а также подписанные личные вещи.

Всего отрядом «Ингрия» за 13 экспедиций найдены и с воинскими почестями захоронены останки 707 воинов, погибших в битве за Ленинград.  

Е.В.Ильин,
командир отряда «Ингрия», доцент исторического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков