Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22-23 (3681-82), 14 октября 2004 года
люди науки

Слово о вечерниках

Обращаясь к истфаковскому выпуску студентов за последние сорок лет, я с особым чувством уважения адресую это письмо былым вечерникам. Тем, которые, невзирая на все возрастающие с годами трудности жизни и занятий, совершенно самостоятельно (образно говоря, только пешком), без всякой поддержки со стороны и, тем более, какого-то репетиторства достойно освоили полный университетский курс. Они фундаментально овладели избранной специальностью и, приступив к самостоятельной работе, заслужили своей исследовательской деятельностью, обогатившей знания о далеком прошлом Родины, подлинное научное признание.

Бывшие вечерники истфака СПбГУ. Слева направо: К.В.Чугунов, В.Я.Шумкин и С.В.Теребенин.

Бывшие вечерники истфака СПбГУ. Слева направо: К.В.Чугунов, В.Я.Шумкин и С.В.Теребенин.

Все сказанное относится прежде всего к Ире Тункиной. Ныне Ирина Владимировна действительный доктор исторических наук. Будучи одним из ведущих специалистов архивного дела в России, она с успехом руководит всей сложной и ответственной работой Санкт-Петербургского филиала Архива РАН. А начало этого восхождения было обозначено в 1977 году неудачей при поступлении на дневное отделение истфака. Занятия на вечернем отделении (1977–83 гг.) совмещались с нелегким ежедневным трудом (с 8-30 до 17-30) в том же архиве на должности старшего научно-технического сотрудника с буквально грошовым окладом.

Как археологу мне, понятно, особенно близки те былые вечерники, активность которых во многом определялась экспедиционными изысканиями. Три таких «полевика» представлены на публикуемой фотографии.

В самой обобщенной характеристике, при несомненной индивидуальности и своеобразии каждого из них, по определяющим критериям личности они относятся, можно сказать, к одной группе крови. Их честное служение науке никак не отягощено материальными или амбициозными соображениями, да и соблазнами карьеры. Они обладают тем началом, которое Пушкин называл самостийностью – залогом нравственной целостности человека, выражением его сокровенной сути. Им дана естественная этика, не поддающаяся деформации под давлением многих факторов нашего критического времени. В числе примет, объединяющих нашу «троицу», — и то, что поступление в университет определялось большим волевым решением. Его не смогли погасить ни неудача попытки стать «дневным» студентом, ни умножение жизненных трудностей на ухабах «вечернего» варианта.

С Владимиром Яковлевичем Шумкиным уже около тридцати лет меня связывает обоюдно добровольное сотрудничество, обусловленное, прежде всего, общностью исследовательской тематики, да и естественной дружественностью. Его научная биография достаточно показательна.

Железное оружие и ножи, украшенные золотым орнаментом. Основное захоронение Курган Аржан-2. Курган Аржан-2. Находки из «царской» могилы Пектораль, пряжка портупеи горита и обоймы в виде лежащего козерога. Основное захоронение. Курган Аржан-2.

Железное оружие и ножи, украшенные золотым орнаментом. Основное захоронение Курган Аржан-2.

Курган Аржан-2. Находки из «царской» могилы

Пектораль, пряжка портупеи горита и обоймы в виде лежащего козерога. Основное захоронение. Курган Аржан-2.

Летом 1964 года приехавший в Ленинград из города Киров (Калужская область) юноша не добирает одного балла на вступительных экзаменах дневного отделения истфака. Такая попытка повторяется в следующем году, увы, с тем же результатом недостачи одного балла… О развитии этих событий (поступление с третьего раза!) и последующих занятиях на вечернем отделении кафедры археологии с 1965 по 1973 год (8 лет!) рассказывает бывший неудачливый абитуриент в публикуемом ниже очерке.

В тот же год окончания университета В.Я.Шумкина принимают на работу в ИИМК АН СССР. Должность лаборанта заняла 10 лет его жизни. А ныне он трудится в том же институте, явно «перезрев» занимаемую должность старшего научного сотрудника. Полигоном своих работ еще на ступени студенческой экспедиционной практики он избрал Крайний Север европейской России. Те самые высокие широты, безбрежные просторы лесотундры и тундры, которые и поныне едва задеты археологическими обследованиями. Само собой разумеется, что по всем условиям проведения полевых работ этот регион никак не является комфортным.

…Однако на энтузиазм археолога он отозвался добрым резонансом.

35 экспедиций на Кольском полуострове и участие в экспедициях, работавших в странах Фенноскандии, наделили его немалым опытом. А начало самому значительному итогу его изысканий положило открытие неолитических изображений в Чальм-Варре на Поное еще в год окончания университета. Увенчались же более чем двадцатилетние целенаправленные поиски в 1998 году выдающимся открытием грандиозной петроглифической галереи Канозера. Некоторое представление об этой подлинно научной сенсации читателю позволит составить упоминавшийся уже рассказ самого В.Я.Шумкина и сопровождающие его документально-художественные фотографии В.С.Теребенина.

Ансамбль Канозера сейчас ставится вровень с теми первобытными наскальными собраниями северных Норвегии и Швеции, которые отнесены ЮНЕСКО к категории высшего художественного наследия в истории древней культуры. Тем самым документально устанавливается органическая включенность Крайнего Севера европейской России в послеледниковую интеллектуально-творческую ойкумену человечества. А в аспекте исторического раскрытия социальной миссии столь древнего творчества отечественная наука, как мы полагаем, способна на известный, исследовательски обоснованный, авангардизм. Основным теоретическим ключом в этом контексте является идея мировоззренческой природы социальной энергетики первобытной этнокультурной эволюции в зоне архаичного присваивающего хозяйства.

Константина Владимировича Чугунова припоминаю с того летнего дня 1978 года, когда юноша, не прошедший на дневное отделение, в сердцах собрался на университет махнуть рукой. К счастью не только для него, но и, как сейчас проясняется, для археологического дела, в котором от свойств личности в конечном счете зависит очень много, такой кризис был снят поступлением на «вечерку». Окончание университета Костей растянулось на 10 лет по причине перерыва учебы в связи с армейской службой.

Экспозиция реконструкции костюма «царя» из Аржана-2 и фотовыставка находок, предоставленная Государственным Эрмитажем в дни 60-летнего юбилея вхождения Тувы в состав России. Национальный музей Республики Тува. Золотая бляха в виде лошади — украшение женского головного убора. Основное захоронение. Курган Аржан-2.

Экспозиция реконструкции костюма «царя» из Аржана-2 и фотовыставка находок, предоставленная Государственным Эрмитажем в дни 60-летнего юбилея вхождения Тувы в состав России. Национальный музей Республики Тува.

Золотая бляха в виде лошади — украшение женского головного убора. Основное захоронение. Курган Аржан-2.

В Санкт-Петербурге, пожалуй, трудно найти еще одну личность, в сердце которой таилось бы такое чувство привязанности к Туве – для большинства наших современников какой-то мифической окраине Света. Памятливый на доброе отношение (увы – заметно убывающее в наши дни чувство), Костя благодарно связывает начало такого старта с годичными занятиями в археологическом кружке Дворца пионеров и, главное, с летней экспедиционной поездкой в Туву под опекой А.В.Виноградова. Все это продолжилось постоянным участием в раскопках археологических экспедиций, работавших в Туве и Хакассии. С 1989 г. К.В.Чугунов проводил самостоятельные археологические исследования на территории Тувы. Их апогей представлен выполненными в 1998–2003 гг. на высоком методическом уровне раскопками кургана Аржан-2, содержавшего погребение скифского царя конца VII в. до н.э.. Уникальность этого впечатляющего комплекса определяется уже тем, что это первое неграбленое царское захоронение, открытое в необозримом ареале скифо-сибирского культурного единства. На протяжении предшествующих 150 лет (примерно с середины XIX в.) все раскапываемые курганы такого рода оказывались ограбленными, зачастую многократно, начиная с древности. Активно выполняемое сейчас широкое изучение этого столь целостного ансамбля раскрывает существенные, ранее неизвестные науке явления скифской культуры, так сказать, царского уровня. Одновременно эти реалии подтверждают ряд сообщений Геродота – великого отца исторической науки.

В процессе ответственно неторопливых раскопок пришлось преодолеть множество трудностей разного рода. В том числе выполнить физически значительные операции. Так, к примеру, в ходе работ были тщательно расчищены и зафиксированы, а затем перемещены камни (более 100 000 тонн), входившие в монументальные конструкции.

В археологии даже скромная, но в чем-то новая находка непременно прибавляет забот ее автору. А открытие этого памятника, представляющего, без преувеличений, сенсацию мирового масштаба, влечет за собой особые последствия. При полном, явственном до неприличия равнодушии Чугунова к соблазнам славы внезапная популярность, сопровождающаяся каким-то ажиотажем, свалилась на него тяжким бременем. Вполне представляя такую перегрузку ( ему сейчас как бы некогда дышать), я не стал вымогать у жертвы археологической сенсации авторский текст. Частицы того, что открыли эти раскопки, демонстрируют публикуемые фотографии, а более обстоятельно с коллекцией кургана Аджан-2 можно познакомиться на экспозиции Эрмитажа.

А.Д.Столяр: «Так дышится только на Баренце». Экспедиция В.Я.Шумкина. 1983 г.

А.Д.Столяр: «Так дышится только на Баренце». Экспедиция В.Я.Шумкина. 1983 г.

Третий вечерник, к которому обращается мое «слово» – Владимир Станиславович Теребенин. Ему принадлежит исполнение всех иллюстраций, включенных в эту подборку. По профессии он фотограф. Всего лишь… Как непредставительно звучит такая аттестация в наши дни, когда каждый владелец «мыльницы» воображает себя мастером этого дела.

Насколько же ошибочна столь ложная самоуверенность — обобщение, профанное в самом корне. Подобно тому как в Москве славится маг художественно-документальной репродукции Дмитрий Белоус, Санкт-Петербург обладает таким же мастером высшего класса в лице Владимира Теребенина. Для того чтобы в этом удостовериться, достаточно просмотреть серию самых престижных отечественных и зарубежных изданий историко-художественной тематики и обратить внимание на авторство исполнения фотографий.

Благодаря одаренности и гуманитарной культуре подобных фотографов, древние вещи раскрывается в их творческой подаче, как бы оживают, обнаруживая всю свою непогашенную временем художественную силу.

Помимо исполнительского таланта, Владимир Станиславович представляет совершенно особую личность, пронизанную тонким и глубоким восприятием художественной основы бытия – как нынешнего, так и отраженного лишь археологической тенью. Свободное общение с такой очень дружественной натурой вносит нечто особенное в саму атмосферу экспедиционной жизни. Осмысление ископаемых реалий пробуждает наши чувства, обогащает их вечной силой истинно художественных свершений. Не только по сугубо практическим соображениям, но и в связи с передачей коллективу своего эстетического видения, содействующего пониманию цели и духовной значимости работы, его так ждут в экспедициях. Весть «Приедет Теребенин!» значит немало…

Знакомству с Володей в 1969 году я обязан своей лекции «Происхождение искусства» в Эрмитажном театре. Тогда же состоялась наша первая беседа. Жилось Володе очень нелегко. Кормился он работой в экспедициях, которыми руководил исключительно интересный и талантливый исследователь А.Д.Грач, оказавший немалое влияние на творческое пробуждение Теребенина. В

Санкт-Петербург. Квартира Теберениных у Львиного мостика. Слева направо: А.Д.Столяр, Е.Г.Трубецкая, Н.П.Теребенина. Стоит В.С.Теребенин.

Санкт-Петербург. Квартира Теберениных у Львиного мостика. Слева направо: А.Д.Столяр, Е.Г.Трубецкая, Н.П.Теребенина. Стоит В.С.Теребенин.

1970 г. он поступил на вечернее отделение истфака и в 1979 г. (спустя 9 лет!) завершил высшее образование. Признательный нашей alma mater, он считает, что самый важный университетский вклад в его развитие заключается в том, что широкое гуманитарное образование активно совершенствовало его способность к выявлению, восприятию и осмыслению художественных качеств вещи, в том числе нередко замаскированных или же в наше время уже латентных, как бы требующих аналитической дешифровки.

В Эрмитаже В.С.Теребенин работает с 1972 года. Его положение определяется единственной в штате музея особой должностью: «художник-фотограф Государственного Эрмитажа».

* * *

Самый дорогой педагогический гонорар к сорокалетию моей работы на историческом факультете СПбГУ я нахожу в дружбе и сотрудничестве с нашими былыми студентами, достойно ведущими историко-археологические исследования. Действительность такого, жизненно важного для меня общения наиболее зримо можно передать устойчивыми отношениями, связывающими меня с двумя Владимирами – Шумкиным и Теребениным.

Кроме дружеских симпатий, меня с Шумкиным объединяет широкая и актуальная историко-археологическая проблематика, общее участие в научных конференциях (в том числе и зарубежных), в работе международного Общества изучения истории первобытного общества (Тарту). Дважды я участвовал в работах Кольской экспедиции, которой руководил В.Я.Шумкин. Тогда я с большим удовлетворением смог убедиться в его высоком профессионализме, полном владении предметом исследования и организацией работ слаженного коллектива. Благодаря Шумкину я познакомился не только с объектами Заполярной археологии, но и с великим природным феноменом нескончаемого летнего дня на просторах тундры, свободных от человека на протяжении сотен километров. Это впечатление, как нечто сверхъестественное, сохраняется навсегда.

«Президиум» малого собрания Трубецких в имении Грязно (Франция). В центре — автор статьи.

«Президиум» малого собрания Трубецких в имении Грязно (Франция). В центре — автор статьи.

Многолетняя специфически нужная для меня помощь В.С.Теребенина была и остается сейчас исключительно важной для моей работы по основной исследовательской теме. Будучи разнообразной, она всегда отражала ту широту и диапазон, которые особенно присущи его натуре. Ниже я остановлюсь только на одном, но исключительном, сюжете, которым передается чуть ли не фантастический случай самоотверженной дружеской помощи.

Основными археологическими памятниками, передающими вершины анималистического творчества палеолита, являются всемирно почитаемые пещерные святилища Франции. Без хотя бы начального прямого знакомства с этими уникумами весь строй изучения проблемы происхождения искусства приобретает шаткую условность. Многие годы я ощущал остроту такой задачи. Только необходимой была не стандартная туристическая поездка, а сугубо специальный маршрут, о котором я мог лишь мечтать как о чем-то несбыточном.

Такое чудо свершилось летом 1996 года. Не предупреждая меня никак предварительно, Володя неожиданно сообщает, что мы незамедлительно отправляемся по подобному, до этого многократно продуманному маршруту. Оказывается: он заручился для нас щедрым приглашением общества «Париж – Санкт-Петербург», возглавляемого княгиней Елизаветой Гагариной, при самом значительном содействии Анны Нерсесян (Парижский университет). Специальная большая программа была полностью реализована благодаря тому, что предоставленную нам машину «Рено-Клио» вел Володя. В Дордони – осовном центре великих пещер палеолита на берегах р.Везеры – мы познакомились с классическими «гигантами» пещерной живописи и графики кроманьонцев (Фон-де-Гом, Комбарелль, Руфиньяк, Канн Блан и другие). Великодушное разрешение министра культуры позволило нам увидеть в натуре сокровища строго закрытой для посетителей пещеры Ляско-1.

Прасковья Владимировна Трубецкая.

Прасковья Владимировна Трубецкая.

Еще одной замечательной страницей этой сказочной поездки было обстоятельное знакомство с «международным» семейством Трубецких — потомками выдающегося княжеского рода, очень значимого в истории России XIV—начала ХХ столетия. В своем домашнем быте они полностью сохранили уклад родной жизни и типично русское гостеприимство. А чистота языка, не замусоренного партийным жаргоном, разумеется сама собой. Памятен приютивший нас в Париже их дом, вблизи станции метро Алессия. Сейчас замечательная хозяйка этого дома находится в Санкт-Петербурге. Ее сюда привела инициатива организации уникального культурного автомарафона «Выборг—Владивосток» летом 2005 года. В реализации идеи Екатерины Георгиевны Трубецкой участвуют, при патронаже ЮНЕСКО, Союз фотохудожников России, фирма Рено (обеспечение особым автотранспортом, издания). Встреча с ней очень многое оживила в нашей памяти. Особо вспомнился «малый сбор» княжеского рода в имении Грязно. Полный сбор Трубецких, проживающих в Старом и Новом свете, обычно составляет 200 личностей. Особо в памяти сохраняется удивительный по естественной красоте и доброй мудрости образ главы княжеского рода — Прасковьи Владимировны Трубецкой, приближающейся к своему 90-летию.

С Константином Владимировичем Чугуновым я обычно виделся, так сказать, мимоходом – ныне чаще всего в коридорах Эрмитажа. Но он меня всегда интересовал и я, признаюсь, за ним тихонько подглядывал. Подытоживая эти внешние, эпизодические, но все же многолетние наблюдения, должен сказать, что он чрезвычайно радует меня как доброе явление в сложном течении археологической смены. Его отличительные качества можно назвать нравственным консерватизмом, а, вернее, человеческой константностью. Вижу в нем естественного человека во всей его нравственной значительности. В наши дни подобное явление отнюдь не является всеобщей нормой. Налицо удручающие случаи этической деградации отдельных наших выпускников, а то и археологов достаточного возраста.

Судьба справедливо наградила впечатляющим открытием по-человечески особо достойного труженика археологического познания России.  

А.Д.Столяр, профессор

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков