Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22-23 (3681-82), 14 октября 2004 года
живая история

Историк – всегда
на коне

Франция накануне великих торжеств: 18 мая 2004 года праздновали 200 лет провозглашения Империи. Скоро 2 декабря – 200-летие коронации Наполеона, а 2 декабря 2005 – двухсотлетие Аустерлицкой битвы, первого крупного столкновения российских и французских войск в эпоху Наполеона. Кроме того, 2005-й будет годом России во Франции... А генерал Соколов только что вернулся с Бородинского сражения. С победой, естественно – хоть и выступал на стороне французов...

О.В.Соколов

О.В.Соколов

В ноябре прошлого года историку Олегу Соколову, президенту Военно-исторической ассоциации России, была присуждена высшая награда Франции, орден Почетного легиона, – “за выдающийся вклад в развитие исследований по истории Франции и ее популяризацию”. А сегодня Олег Валерьевич СОКОЛОВ, доцент кафедры новейшей истории исторического факультета СПбГУ, рассказывает о том, как наполеоновская Франция стала для него второй родиной.

Ночи на биваке

Началось всё с “Трех мушкетеров”. Шпаги, кони, битвы волновали многих мальчишек. Если тебе 9 лет, то честь, дружба, отвага – это не просто слова, а война и любовь, стрельба и балы – как корни одного дерева. “Подрастешь – забудешь,” – говорили ему родители, друзья, учителя. И не понимали, что это прорастают корни Судьбы.

В 12 лет Олег встретил Всеволода Сергеевича Поборчего, который собрал огромную коллекцию, посвященную Первой империи Наполеона. Он был инженером и все свободное время отдавал увлечению. Эта встреча подлила масла в огонь. Но Олегу советовали вначале приобрести нормальную профессию – а потом делай, что хочешь. Поэтому он пошел в физмат-школу №121, а затем на физико-механический факультет Политеха.

В 1976 г. Олег с друзьями впервые надели французские мундиры. 19-летние студенты устроили поход в Копорский замок, где в униформе офицеров наполеоновской армии провели две ночи на биваке. Соколов был генералом, а четверо друзей – его адъютантами.

– Я прочитал повесть Шарля Нодье “Инес де лас Сьеррас”: там несколько французских офицеров оказались в заброшенном старинном замке ночью. Видели призрак, пережили массу приключений. Безумно захотелось оказаться на их месте, почувствовать, КАК это все было... И мы перенеслись на 200 лет назад. Ночь, факелы, костер, разговоры о битвах, о любви.

Олег играл в любительском театре и смог раздобыть театральные мундиры. Сейчас смешно бы смотрелась причудливая смесь элементов разных костюмов: китель от одного, сапоги от другого, кивера, оружие. Но тогда они были счастливы! Спектакль для себя, те две ночи на биваке помогли им ощутить ушедшую эпоху. Им понравилось встречаться. Возник исторический клуб с помпезным названием “Империя”. Все стали получать имена генералов и маршалов наполеоновской армии. Сергей Дороховский стал Лассалем, Николай Дороховский – Неем, Сергей Леготин – Мюратом, Владимир Нуждин – Лепиком…

Суд над Наполеоном

А Соколов, по идее, должен был стать Наполеоном!.. Их маленький клуб жил в глухом подполье – открыто пропагандировать идеи движения реконструкции наполеоновской армии было невозможно. Ребята изучали эпоху, делали доклады о наполеоновской армии, о вооружении, мундирах, управлении войсками. Возник другой клуб, который занимался реконструкцией императорской армии России, но все равно их было очень мало.

В начале 1980-х в одной из школ знакомая учительница устроила суд над бонапартизмом. И пригласила Соколова – в костюме Наполеона, чтобы суд был более реальным. Школьники задавали “Наполеону” острые вопросы, а он – он не только защищался, но и нападал! Когда его спросили о казненном герцоге Энгиенском, Наполеон выступил с зажигательной речью: “Как смеете вы задавать такой вопрос? Вы, в чьей стране были безвинно казнены миллионы?!” Учителя схватились за голову. Паника жуткая. Одна мысль была: сядем все! Быстренько вынесли решение: сообщить в соответствующие органы. Но чуть позже одумались и... замяли.

А в 2002 году история повторилась. Археологи обнаружили в Литве останки 3,5 тысяч солдат. “Это жертвы КГБ”, – объявили литовские газеты. Но в раскопе нашли французские монеты XIX века, и стало ясно: это захоронение наполеоновских солдат. Английский канал ВВС снял ленту об отступлении Наполеона из России. Соколову предложили роль императора.

– Тщательно одетый и загримированный, я целый час по-французски парировал провокационные вопросы ведущего: “Почему вы напали на Россию?”, “Почему покинули армию на подходе к Вильно?..” Эту ленту прокрутили во всех странах вещания ВВС, идея понравилась американцам. На знаменитом History channel мне предложили роль императора Франции уже в художественном фильме “Последняя армия Наполеона”. О профессионализме американцев в кино можно рассказывать часами...

По-французски, кстати, Олег Соколов заговорил... во сне, в 8 классе – видимо, примерял роль. Хотя в школе изучал английский. Начал читать мемуары французских офицеров, играл в театре, тоже по-французски. Произношение ему корректировал знаток французского языка Валентин Мультатули. И сегодня Соколов свободно общается и работает во Франции. А его книга “Армия Наполеона” стал событием на берегах не только Невы, но и Сены.

“Недаром помнит вся Россия...”

Политех он закончил и стал историком. Поступил на исторический факультет ЛГУ, экстерном сдал экзамены с одними пятерками. Доказал родителям, что его увлечение – не пустышка. Работал хранителем в Артиллерийском музее. И в 1987 г. устроил потрясающую выставку, посвященную войне 1812 года. Раньше было однозначно: мы хорошие, а они – гады-завоеватели. А Соколов показал доблесть русского и французского оружия одинаково. Такое было впервые! Посетители удивлялись и ахали...

Капитан ВДВ Анатолий Новиков рассказал, что в Европе многие увлечены движением исторической реконструкции. Для Соколова и его друзей это было открытием: не они одни сумасшедшие, копаются в истории, надевают мундиры ушедших эпох! Летом 1988 Новиков сумел через ЦК ВЛКСМ организовать военно-исторический поход “От Москвы до Березины”.

– Мы наконец-то вышли из подполья! Мундиры были еще разнобойные, но поход удался. После десятилетий застоя для многих это была отдушина. Когда мы с развернутыми знаменами входили, скажем, в Вязьму, народ бежал, били колокола, отцы города встречали армию хлебом-солью. То, что армия и французская, и русская, вперемешку, — на это не обращали внимания. Люди, изголодавшись по живой и яркой истории, были поражены. По всей стране, как грибы после дождя, стали возникать военно-исторические клубы. А битва при Бородино с 1989 стала ежегодной, в первое воскресенье сентября – уже 16 раз проводили.

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина....»

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина....»

И каждый раз реконструируют новый эпизод великой битвы. В 2002 г. на Бородинском поле собралось 1500 участников и более 150 тыс. зрителей. Приезжают со всей страны не ради битвы – ради ночей на биваке. Конечно, в фильме Бондарчука “Война и мир” снималось 20 тыс. человек, но то была массовка. А здесь каждый сшил себе мундир той эпохи (он стоит, как минимум, тысячу долларов, а то и все три!), изготовил или добыл муляж оружия. Один клуб – драгуны, другой – уланы, третий – кавалергарды. Генерал Соколов ставит задачу перед боем: начать атаку, выйти на такие-то рубежи, занять оборону, взять укрепление, ворваться в тыл неприятеля...

Но в запале боя, когда грохочут 30 пушек, в дыму, в огне бывают и нестыковки. Скажем, в 2002 году французы подходят к укреплению, которое русские должны по сценарию сдать. А те ни в какую! Их все больше и больше! Наклонили штыки – отражают атаки. Что делать? Генерал посылает войска, а те боятся идти на русские штыки. Тогда генерал дал шпоры коню и с боевым кличем: “Vive l’Empereur!” влетел в укрепление. Солдаты – за ним!

“Сабля, водка, конь гусарский...”

На коня впервые Соколов сел для съемок телепередачи. Но уже с 1991 года понял, что иначе нельзя руководить сотнями людей. Стал учиться верховой езде – а потом и коня купил. Его гнедой Буян не боится выстрелов, прекрасно слушается хозяина. Но бывали кони и норовистые. Один раз перед Бородино дали сложного коня. В бою он был как шелковый. А перед битвой и после нее своевольничал... В Смоленске перед битвой дали коня, только сел – ударили пушки. Конь на дыбы! Пришлось укрощать – такое родео вышло... В 1992 один лихой кавалерист въехал грудью коня генералу в ногу. Соколов думал: просто ушиб. Но та контузия до сих пор сказывается.

– В 1998 перед Бородино у памятника солдатам Великой Армии мы ждали французского военного атташе. Решили сфотографироваться. Гаркнули “Да здравствует император!”, взмахнул клинком перед глазами коня – и он не просто встал на дыбы, а сделал безумный прыжок! Я вылетел из седла, пролетел метров пять. Дикая боль, дышать не могу. Но надо командовать боем... Сел на коня – и вперед!

Битву отыграли, а после боя генерала унесли на носилках. Сломано ребро, копчик, три смещенных позвонка – Соколов чуть ли не год лечился. Один из лучших остеопатов Франции вправлял ему позвонки.

– В пылу боя ничего не чувствуешь. Мне один “афганец” рассказывал, как он весь в крови воевал – а потом оказалось, что с перебитой рукой! Такая концентрация воли... Как писал Денис Давыдов:


...Я рожден для службы царской.
Сабля, водка, конь гусарский –
с вами век мой золотой!

В Европе тысячи увлечены движением исторической реконструкции: в Чехии две тысячи, в Англии несколько тысяч, во Франции около 500.

В Москву через Париж

О награждении Соколов узнал случайно, от военного атташе, когда звонил во французское консульство по делам. В тот же день он встретил старого друга Сергея Дороховского, с которым они вместе начинали заниматься исторической реконструкцией, и сообщил ему удивительную новость. Гусар, рубака, ловелас Лассаль (это боевое имя Сергея) понял не сразу. Пришлось трижды повторить, что его, Олега Соколова, французы наградили орденом Почетного легиона. Наконец, дошло...

– Так значит, жизнь прошла не зря, Сир! – воскликнул верный Лассаль, поздравляя командира. И смахнул навернувшуюся слезу...

Это было год назад. А теперь, накануне великих юбилейных торжеств, Олег Соколов придумал грандиозное шоу для любимой Франции. Праздник, в котором будут участвовать лучшие клубы России, Испании, Германии, Англии, Австрии, Голландии, Бельгии. Огромный парад на Елисейских полях, битва при Аустерлице и бал в парижской мэрии: 200 кавалеристов, 3000 пеших солдат. Поле для битвы он уже нашел в 25 км от Парижа. Огромный склон, где могут разместиться 200 тысяч зрителей, и холм. А на балу будут 400 офицеров с женами и подругами. Все, даже 200 почетных гостей, – в костюмах той эпохи!

– Вагановское училище (Академия русского балета) реконструирует придворный балет “Времена дня”. В МИДе Франции, Министерстве обороны, Министерстве культуры я встретил полную поддержку. Предстоят еще встречи с премьером и президентом Франции. Надеюсь на благожелательный прием.

Орден Почетного легиона открывает перед ним во Франции все двери. Награда – редкая для россиян: ею были награждены Михаил Пиотровский, балерина Майя Плисецкая, космонавт Георгий Береговой. А среди историков Олег Соколов стал первым. Знаменитые российские наполеоноведы Е.В.Тарле и А.З.Манфред не были кавалерами этого ордена.

А в России все, вроде, соглашаются с важностью реконструкции военной истории для патриотического воспитания, но... Дальше никто не идет и все усилия Соколова реальной поддержки не находят. Поэтому своим соратникам Олег Валерьевич говорит: “Может, мы придем в Москву через Париж?”  

Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков