Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 22-23 (3681-82), 14 октября 2004 года

Л.А.Вербицкая:
«Государство
меняет форму присутствия
в социальной сфере»

За буднями забываются праздники. Учебный год вступил в свои права. Радость по поводу сентябрьского пополнения универсантов, разговоры о перспективах нового семестра остались позади. Сегодня первокурсники уже полноправные студенты, а планы стали повседневными делами.

Ректор университета Людмила Алексеевна Вербицкая

Ректор университета Людмила Алексеевна Вербицкая

На этом рабочем фоне мы продолжаем следовать традиции задавать ректору университета Людмиле Алексеевне Вербицкой вопросы, которые возникают у преподавателей, сотрудников и студентов по ходу нашей быстро меняющейся жизни.

– Людмила Алексеевна, в начале сентября небольшие группки студентов у памятника Ломоносову дважды демонстрировали свое негативное отношение к тому, как решаются проблемы общежитий Петродворца…

– Если вспомнить телерепортажи на эту тему, то, действительно, можно было бы вообразить и проблемы, и невыносимые условия проживания в общежитиях. Однако телевоплощение данной темыдалеко от действительности. Невольно вспоминаешь популярное в последнее время словосочетание «двойные стандарты».

Еще накануне первого выступления студентов мы с проректорами И.В.Муриным и В.Н.Трояном встречались с заинтересованными лицами: подробно обсудили претензии проживающих в общежитии, наметили пути решения практически всех острых проблем… Однако демонстрация состоялась, как будто бы наших соглашений и не существует.

Начать с того, что плата за проживание в общежитии поднялась не намного, прежде обязательные выплаты за смену постельного белья, да еще на год вперед, стали совсем необязательными. Пошли мы навстречу студентам и в вопросе о капремонте общежития №12: получили разрешение ремонтировать поэтапно, не выселяя студентов. Кстати, частично ремонт уже сделан, и об этом в журнале «СПбУ» с удовлетворением рассказали геологи-второкурсники, проживающие в общежитии №12. Первоначально директором студгородка было обещано, что магнитная карта для прохода на территорию студгородка в Петергофе будет бесплатной для студентов, затем пошли разговоры о «частичной доплате». Я считаю, что слово надо держать и выполнять свои обязательства в полной мере. Ситуация в петергофских общежитиях показала, что задача руководителя любого уровня – объяснять действия своей администрации, говорить с людьми, внимательно вникать в их претензии, добиваться взаимоустраивающих решений. В конфликте со студентами, проживающими в Петергофе, я не снимаю ответственности и с директора студгородка.

С января 2005 года студенты теряют право на некоторые льготы, которые были жизненно необходимы тем, кто учится в Петербурге, а проживает в Петергофском студгородке. Речь идет о льготах на проезд. Стипендия в 450 рублей плюс «социальные деньги» – 600 рублей (увы! но не для всех и каждого), к сожалению, только частично компенсирует проезд на городском транспорте и электричке. Мы ведем переговоры с Валентиной Ивановной Матвиенко о сохранении для студентов льгот на проезд муниципальным транспортом на 2005 год. Думается, это было бы хорошим подспорьем молодым универсантам.

– Поправьте меня, если я ошибаюсь, но, на мой взгляд, государство все более и более сокращает свое присутствие в социальных сферах, в том числе это касается образования и науки. Меняется ли социальная политика университета в связи с происходящими реформами?

– Я бы не стала так категорично ставить вопрос. Государство меняет форму присутствия в социальных сферах, и это требует от администрации различного уровня понимания и разработки новых моделей работы. Сегодня мы многое можем сделать в рамках университета. Вспомните: летний отдых студентов компенсируется из централизованного фонда, финансируется база отдыха в Семиозерье, наши ветераны не оставлены без материальной помощи и внимания.

С января обещано увеличение бюджетных зарплат всего на 20%. На мой взгляд, это возмутительно. Раньше в законе было положение о выравнивании преподавательских окладов со средним уровнем оплаты в промышленности. Теперь этого пункта нет в законе на том основании, что это требование не выполнялось. Согласна, не выполнялось, но был стимул для достижения высокого уровня оплаты. Должна честно сказать, что на факультетах мы имеем различную ситуацию, поэтому довольно сложно следовать какому-то одному рецепту. Кроме того, состояние реформирования высшей школы пока не улучшает ситуацию.

– Людмила Алексеевна, мы уже более полугода говорим о том, что большие неопределенности в положении университета и всего высшего образования связаны с реформой Министерства высшего образования и науки…

– Я понимаю, о чем вы говорите, ведь до сих пор не закончена реорганизация министерства, нет еще закрепленных на определенных участках работы людей, неясна стратегия, а самое главное, непонятно, когда закончится этот период реконструкции. Тем не менее в университете принята Стратегия развития до 2012 года и мы неуклонно будем выполнять основные положения, заложенные в этом документе. Он удачно согласуется с реформами, связанными с Болонским процессом. В конце ноября в университете будет работать конференция, подводящая итог первого года работы над Болонской программой. Приедут наши западные коллеги-ректоры, эксперты. Сегодня у нас много вопросов, связанных с Болонским процессом: двухуровневое образование реализуется достаточно неравномерно в рамках университета. Есть факультеты, на которых уже идет работа по системе «бакалавр-магистр», а есть подразделения, где бакалавриат сочетается с программой «специалист». Возникают сложности и с работодателями, которые пока еще не очень хорошо понимают, что означает диплом бакалавра, какой это уровень образования, можно ли считать его высшим. Таким образом, у нас есть и проблемы, и наработки, будет о чем поговорить на конференции.

– В первую неделю октября в прессе много писалось о предполагаемой реформе науки. Ученые резко отрицательно оценили намерения министерства в отношении академических институтов. Касается ли это научных институтов при университетах?

– Нам удалось добиться сохранения единого заказ-наряда на 2005 год. Мы проводим конкурс на научные должности, существующие в наших институтах (кстати, это хорошая возможность оценить потенциал научных сотрудников). Затем будут заключены контракты, но только на один год. Дальше все будет зависеть от характера реформ, от того, как будут развиваться события в сфере организации науки. Должна сказать, что теперь я получила большую возможность влиять на принятие решений, связанных с наукой, технологией и образованием. 31 августа было подписано мое назначение в Совет при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию в ранге заместителя председателя Совета. Возглавляет Совет Владимир Владимирович Путин. В задачи Совета вменяется выработка предложений по важнейшим проблемам науки, технологиям и образованию, а также предоставление президенту всей полноты информации о положении дел в этих важнейших социальных сферах. Я понимаю, что это большая дополнительная работа для меня, однако это и возможность вполне официально и регулярно доводить до сведения главы государства проблемные аспекты развития науки и образования. Сегодня мы имеем 640 государственных вузов в России. Думается, постановление о ведущих университетах, которое готовится в правительстве, позволит определить и основную направленность реформ высшего образования. На самом деле ведущих вузов немного, и главный признак – это их интеграция с академической наукой. Если государство примет такую концепцию, то финансирование, направленное в ведущие вузы, создаст более прочную позицию для отечественной науки и образования.

– В этих сложных условиях сегодняшнего бытия есть, конечно, множество светлых сторон и обнадеживающих тенденций. К примеру, успешно продолжает развиваться «Петербургский диалог», который в этом году проходил в Гамбурге.

– Это были прекрасные и тяжелые дни. Прекрасные — потому что мы встретились со старыми знакомыми, с которыми давно уже нашли общий язык, тяжелые — потому что встреча проходила под впечатлением бесланских событий. Все политические дискуссии так или иначе касались проблем терроризма, и в отсутствие реальной информации было непросто полемизировать с коллегами из Германии. Однако нас потрясло сочувствие германского народа. Мы присутствовали на службе по жертвам Беслана в соборе Святого Михаэля. Представьте себе: заполненный до отказа огромный собор, кругом цветы, игрушки, принесенные в память о погибших детях и в дар оставшимся в живых, и искренние слезы людей, казалось бы, так далеких от маленького осетинского городка. Особый политический вес нынешнему «Петербургскому диалогу» придало участие в дискуссиях губернатора Санкт-Петербурга Валентины Ивановны Матвиенко. Надо сказать, что наш губернатор искренне заинтересована в сотрудничестве. С немецкими коллегами в рамках диалога обсуждали мы и проблемы развития университета. В настоящее время мы готовим заседание правительства города с участием министра А.А.Фурсенко, посвященное этим проблемам и участию университета в жизни Санкт-Петербурга.

– Людмила Алексеевна, в подобных интервью мы все время говорим о проблемах и трудностях вашей работы. А бывают моменты, когда вам легко в ректорском кресле?

– Я испытываю удовлетворение, решив ту или иную нелегкую задачу. Когда удается достать деньги для образования и науки, найти новых инвесторов, партнеров, открыть новый факультет, кафедру, специализацию. Но обычно такое состояние удовлетворенности длится очень короткое время, потому что возникают новые трудности, новые проблемы. А еще меня всегда радует встреча со студентами. Я не просто читаю лекции филологам, но и беседую с ними, отвечаю на их трудные вопросы и думаю про себя: чудесные ребята. Ради них и надо работать.  

Наталия Кузнецова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков