Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 21 (3680), 27 сентября 2004 года

Рим глазами
петербурженки

При упоминании о Риме у каждого возникают самые романтические ассоциации. Сразу представляется совершенно особенный, «вечный город». Проведя лето в Риме, я попытаюсь немного рассказать о том, что не бросается в глаза восторженным туристам, проводящим в Риме неделю или того меньше – несколько дней.

Современная жизнь Рима существенно отличается от той, что мы привыкли себе представлять. «Ля дольче вита», так романтично изображённая в фильмах Феллини, кажется мечтой не только русским, но, как ни странно, и самим итальянцам. Всегда доброжелательные, в чём-то смешные, невероятно эмоциональные итальянцы действительно более всех других народов похожи на русских. Но несмотря на внешнюю схожесть, существует громадное количество вещей, проложивших пропасть между нашими мирами. Вся эта пропасть состоит из мелочей, которыми наполнена повседневная жизнь, привычек и повадок, обычаев и принципов, которыми мы руководствуемся каждый день, прежде чем принять какое бы то ни было решение.

Рим всегда покоряет с первого взгляда. Тихо и незаметно он проникает в душу, сердце, а главное, в память и навеки остаётся в них, как бы между прочим. У Рима особенный характер, он не претендует на восхищение, как Париж, не кричит о своей неповторимости, как Мадрид, и не выставляет свои лучшие черты, пряча самые большие недостатки, как Египет. В Риме всё ненавязчиво, неясно, загадочно, и это делает его неповторимым и непохожим ни на какой другой город. У Рима есть своё лицо, свой запах, своя душа. Фотографии, сделанные в Риме, вы никогда не сможете перепутать ни с какими другими, у Рима есть своя «подпись». Его грандиозные фонтаны, сказочные площади, его соборы и дворцы гармонично сочетаются с маленькими, хаотично разбросанными церквушками и узкими улицами с нарисованными тротуарами. Руины античных дворцов, памятники былого величия Рима, совершенно не мешают существовать в непосредственной близости его особнякам в стиле барокко и домам в стиле модерн. Рим – это пристанище мирового искусства, изобилие которого создаёт абсолютно особенный образ города и не даёт забыть его никогда. В этом городе живут совершенно особенные люди, которые всячески пытаются поддерживать репутацию добролюбивых и эмоциональных, совершенно спонтанных и непредсказуемых людей горячего темперамента, обладающих чрезмерной жестикуляцией и готовых умереть за высокие чувства.

И всё-таки итальянцы не совсем соответствуют своему европейскому имиджу. А именно, как ни странно это прозвучит, но эти люди достаточно замкнуты и мало кого впускают в свой мир. Они готовы общаться с вами, пить кофе и вежливо здороваться, придерживая дверь лифта, они могут долго говорить о том, что они думают о политике и о смысле бытия, но их личная жизнь, их семья и их дом навсегда останутся для вас за «железным занавесом». Итальянцы достаточно расчетливы, они всегда точно знают, сколько денег лежит у них в кошельке, и на что именно они могут их потратить. Чаще всего они используют в речи прошедшее и настоящее в значении будущего времена, что означает, что они говорят в основном оглядываясь на своё прошлое или, наоборот, планируя свою дальнейшую жизнь, теряя при этом ощущение реальности.

Мужчины итальянцы хотят быть принцами на белых конях, они могут разговаривать с вами глазами и расплакаться, рассказывая о смерти Рафаэля. Женщины же достаточно волевые и всегда пытаются продемонстрировать, насколько они независимы от мужчин, работы, детей, от каких-то обстоятельств, словом, они как бы «хозяйки» собственной жизни и только сами, без чьего-либо участия, хотят её «построить». Все женщины итальянки – слегка «бизнес вумен», они постоянно куда-то спешат и суетятся, никогда не убирают дома и не моют посуду, это делает специальный человек раз в неделю, нанятый итальянским «ЖЭКом» для уборки всех квартир на лестничной площадке.

К туристам же в Риме относятся по-разному. Есть энное количество разных кафе, магазинов, театров, негласно существующих исключительно для туристов. Естественно, цены там отличаются от «обычных», зато это единственные места, где с туристами будут предельно вежливы и постараются осуществить любой их каприз. Остальная территория целиком и полностью создана для итальянцев и только для них. Если вы живёте не в сердце города, а, скажем, минутах в 20 от него, не стоит удивляться, если в один прекрасный день вы зайдёте в маленькое кафе, чтобы выпить чашечку кофе, а бармен посмотрит на вас с подозрением и нескрываемым удивлением, открыто давая понять, что он вас не знает, и если вы намереваетесь остаться, неплохо бы сказать своё имя, где вы живёте и что вообще в жизни делаете.

Помимо туристической зоны, которую сами итальянцы называют «чирко» («круг»), в Риме есть множество так называемых «районных кафе», куда, как правило, годами ходят одни и те же посетители, чтобы выпить чашечку кофе и быстро умчаться на работу. Люди, которые работают в таких заведениях, часто являются их хозяевами и обычно живут в двух шагах от «места работы», а приходят они ровно тогда, когда какой-нибудь Паоло обычно забегает утром. Итальянцы никогда не завтракают дома, никогда не пьют чай, всегда носят с собой зеркальце и их амулет, символ, который запросто может оказаться не чем иным как простым камушком, который они лет 25 назад нашли на пляже и который все эти 25 лет приносил им удачу и помогал каждое утро кому-то в 8, а кому-то в 8:30 приходить в одно и то же кафе и пить чёрный эспрессо.

У итальянцев, и это особенно странно для русских студентов, не принято праздновать успешную сдачу экзамена, а если вы ходите в университет каждый день, вас отмечает преподаватель, и вы не сдаёте промежуточные экзамены.

Кстати, дату экзамена вы тоже можете выбрать сами, так как фиксированных сроков для сессии в Италии нет.

Итальянцы редко ходят в рестораны, предпочитая купить пиццу, которая продаётся на каждом углу, и устроиться обедать около кого-нибудь фонтана. За редким исключением, они не любят читать, хотя каждый год статистика показывает, что в Италии продаётся много книг. Книга – это классический подарок для любого человека, и подарок достаточно дорогой, так как книги в Италии стоят неизмеримо больше, чем в России.

Итальянцы обожают покритиковать самих себя и соглашаются со всеми своими недостатками, но всегда замечают, что они лучше, добрее и душевнее, чем всё вместе взятое итальянское правительство, а это, между прочим, громадный плюс.

Что же касается любви, то в Италии ей действительно отведено особенное и почётное место. Все говорят о любви, пишут о любви, поют о ней и боготворят её, как самый прекрасный дар и самое большое проклятье. Большинство журналов и телевизионных программ посвящено любви. «Что можно и ничего нельзя допускать в любви», «Есть ли любовь» и так далее. Впрочем, уделяется внимание только любви между мужчиной и женщиной, но также и любви к детям, родителям, спортсменам, которых спортивный комментатор поддерживает словами: «Давай сынок, страна верит в тебя!». Все итальянцы всегда находятся «слегка в образе». Вы можете ехать с человеком на трамвае в центр, а на последней остановке он словно перевоплощается в нечто стихийное, поющее и приплясывающее на ходу, тогда как всю дорогу был погружён, как вам казалось, не в самые приятные мысли.

Италия, Рим – совершенно особенное место, итальянцы абсолютно фантастический народ. Разговаривать с итальянцами вам никогда не надоест, потому что даже исчерпав запас каких-то личных историй-трагедий и историй-комедий, они начинают выдумывать совершенно небывалые «басни», рассказывая их так, чтобы вы поняли, что это вымысел, но сумели оценить высокое актёрское мастерство и талант автора-импровизатора.

Италия – отдельный, сказочный мир, полный красоты и волшебства. Рим – мираж, в нем есть нечто загадочное, что невозможно разгадать, невозможно понять и никогда нельзя забыть.  

Мария Кириллова,
студентка

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков