Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 21 (3680), 27 сентября 2004 года

Газета,
о которой помнят все

В последний день лета петербургская газета для детей и подростков «Пять углов» отметила 80-летие. Сказать, что это событие не прошло незамеченным – ничего не сказать, так как при небольшом тираже (примерно 7 тысяч) и недорогой полиграфии, и совсем не глянцевой обложке, и уж тем более внутренних полосах, она, «ПУ»шка, как ласково ее называют читатели и авторы, по сей день продолжает получать поздравления от самых серьезных взрослых людей, от подростков, детей, их родителей, бабушек и дедушек.

Нонна Викторовна Тимошенкова

Нонна Викторовна Тимошенкова

В эти дни вдруг стал очевидным факт-феномен, что эту газету помнят, знают, читают люди, казалось бы, давно вышедшие из детства. Но, как выяснилось, именно такая газета никем и никогда не забывается. Для большинства читателей она – из разряда первых открытий и откровений. Потому что она пишет на понятном и доступном для подростков языке о том, что их волнует. Потому что главные ее авторы – тоже подростки – юнкоры. Многие из нас, журналистов, свои первые профессиональные шаги сделали именно в этой газете и ей обязаны любовью и преданностью своей профессии.

И как тут не рассказать о потрясающей женщине – журналисте и педагоге Нонне Викторовне Тимошенковой, которая пришла в «Ленинские искры» («Пять углов») еще школьницей, сохранила преданность газете и сегодня возглавляет ее творческий коллектив. Нонна Викторовна окончила факультет журналистики, а не педагогический вуз, но дар истинного педагога позволяет ей помогать ребятам, понимать и чувствовать их проблемы и держать чистую ноту каждого номера подростковой газеты. Так что, честно говоря, я не без робости (в моем-то профессиональном возрасте) открыла дверь с табличкой «Редакция «Пять углов»», чтобы поговорить с Нонной Викторовной о том, как сегодня живется некоммерческой детской газете. Моя собеседница накануне встречалась с коллегами почти всех ведущих российских и петербургских теле- и радиоканалов, поэтому, наверное, почти предвидела мои вопросы. Мне оставалось только включить диктофон, слушать ее рассказ, удивляться, а потом привести свои записи в порядок…

Все возрасты покорны

— Знаете, какая официально-сдержанная атмосфера в банках, какие там клерки сидят серьезные, дистанцию держат?... Мне нужно было оформить финансовые документы для редакции, и я такой «застегнутой на все пуговицы» даме подаю в окошечко бумаги. Она меня специфическим для этого учреждения тоном спрашивает:

— Какая организация?

— Редакция газеты «Пять углов», — отвечаю. Вдруг у нее все это официальное выражение сползает с лица, и она говорит: «Вы знаете, я девочкой принимала участие в «Конкурсе смекалистых ребят» и до сих пор храню вашу редакционную открытку».

Как-то мне нужно было обратиться в нашу епархию, в Невскую Лавру. Звоню, не знаю, как объяснять, как представляться… Попадаю на пресс-секретаря Владыки. Вот, говорю, у нас в городе есть такая детская газета… раньше называлась «Ленинские искры»… А в ответ слышу: «Я был вашим юнкором, можете не продолжать…»

Виктор Черкесов в ранге полпреда президента РФ по Северо-Западу был у нас в редакции, и его встреча с юнкорами, рассчитанная на полтора часа, продолжалась в два раза дольше. Потом представители его пресс-службы сказали нам, что они его никогда не видели таким открытым, и многие факты из его биографии впервые услышали в этой детской аудитории… Виктор Васильевич признался, что, будучи школьником, несколько раз писал в газету, но так и не решился отправить письмо: «писал и рвал, стеснялся…»

Виктор Николаевич Лобко, вице-губернатор Санкт-Петербурга, тоже нашел время для встречи с юнкорами. Он так понравился ребятам! И они ему: он им даже пел! У него звонит мобильный телефон, а Виктор Васильевич отвечает: «У меня очень важная встреча»…

Сергей Цыпляев, бывший полпред президента по Северо-Западному округу, когда мы с ним встречались, вспомнил: «У вас когда-то был такой чудный конкурс «Кто дальше прыгнет с места». Я все лето ходил с сантиметром». Так что многие с легкой руки нашей газеты «прыгнули» очень далеко, вошли в большую жизнь.

О метаморфозах

Когда грянула перестройка, произошли перемены в жизни и общественном сознании, исчезли детские и молодежные организации, дети стали совсем другими. Подростку, чтобы нормально развиваться, нужна опора на сверстников. Пионерской организации не стало, комсомола – тоже. В школе – конкуренция, борьба за лидерство. Я тогда преподавала на подготовительных курсах факультета журналистики, куда стали приходить дети новых русских.

– Видите, какие у меня брюлики, — говорила одна из моих слушательниц, и я не сразу понимала, что речь идет о сережках с бриллиантами. Другая могла небрежно спросить: «Вас подвезти?» Я впервые увидела мобильные телефоны именно в руках моих учеников… Или папа чей-нибудь приходил:

– Вы Нонна Викторовна? Хочет моя Манюня на журфак. Не знаю, зачем ей это надо, но сколько это стоит?

Я отвечала: «Это не ко мне. Касса на третьем этаже». Я шла к ним как на каторгу: дремучие, неуправляемые и при этом фантастически наивные, но к ним так трудно было пробиться…

Хотя есть одно воспоминание, которое меня очень греет. Была одна девочка самоуверенная, избалованная, но не лишенная талантов. За ее спиной была целая вереница учебных заведений. Как только открылись первые частные школы, ее определили в одну из них. Как только разрешили учиться за границей – отправили туда. Там она поссорилась со своей квартирной хозяйкой. Ее запихнули в какой-то пансион. Наконец подруга матери посоветовала определить девочку в обычную школу, что рядом с домом. Так она оказалась в одиннадцатом классе и у меня в группе на подготовительном отделении.

– Послушай, — сказала я ей, — у тебя потрясающий опыт. Напиши заметку про то, где лучше учиться. Она написала – абзац.

— Очень интересно, жаль только, подробностей мало.

Целый месяц она дописывала и переписывала заметку. После публикации я ее спросила: «А в школе об этом знают?» Однажды она пришла совершенно счастливая: «Я выступала на научной конференции, мне хлопали!» И девочка не только прижилась в этой школе, но и с блеском ее закончила. Но самое удивительное было потом, лет через пять. Приходит в редакцию незнакомая девушка – одета просто, но элегантно, а с ней какое-то неземное существо ангельского вида в мокрой химии и в белой дубленке.

— Нонна Викторовна, вы меня не узнаете? – спрашивает девушка. — Я Влада… Я заканчиваю журфак. Но сейчас не об этом. Это моя подруга. Помогите ей, пожалуйста. Понимаете, у нее очень богатые родители…

Вот так и в жизни все постепенно становится на свои места. И прежде всего это видно по тому, как меняются наши дети. Газета – просто кладезь бесценной информации о тех процессах, которые происходят в обществе, в сознании людей. Ведь дети – как лакмусовая бумажка. Если, например, раньше у многих была цель получить здесь бесплатное образование и уехать жить за границу, то сегодня многие подростки хотят получить образование, престижную, денежную работу, сделать карьеру, чтобы жить и работать в России, для блага своей страны. Наконец личные интересы стали соединяться с общественными.

Об обиде

По сути дела, мы занимаемся штучным товаром.

6-7 тысяч тираж – это слезы. Когда-то наши тиражи перекрывали тиражи взрослых газет. Правда, в те времена была «обязаловка»… Родители приходили на собрание в первый класс, и им говорили, что «Ленинские искры» понадобятся их детям при подготовке к политинформациям и классным часам. Сегодня другая крайность – школе газета как будто не нужна. Конечно, и сейчас есть учителя, которые ценят газету и понимают ее полезность, но это единицы. Когда мы говорим преподавателям, что газета поможет им в воспитательной работе, то получаем в ответ: «Пусть мне спасибо скажут, что я заполняю журнал за те деньги, которые мне выплачивают за классное руководство. Газетой заниматься — не мое дело». Конечно, есть мудрые родители, выросшие на нашей газете и не забывшие выписать ее своим детям. Есть семьи, где читают нашу газету из поколения в поколение. Среди наших читателей есть бабушка-петербурженка, которая пересылает «Пять углов» своей внучке — на Диксон. Девочка сделала для нас серию репортажей о жизни на острове. «Вы, наверное, думаете, что у нас здесь полно северных оленей? Совсем нет! У нас очень плохо с ягелем…»

Но мне обидно, ведь КПД нашей газеты мог бы быть гораздо выше. Город не использует ее в полную силу. Заложенный в ней механизм воспитания, а главное, самовоспитания подростков и высокая нравственная планка, которую мы пытаемся сохранять в противовес суррогатам массовой поп-культуры, поистине бесценны. Каждый год на факультет журналистики поступает несколько наших юнкоров. В нашей истории масса звонких имен, которыми гордится отечественная пресса. Но гораздо важнее то значение и влияние, которое газета оказывает на обыкновенных мальчиков и девочек. Она для этого создана. Казань, Украина, Молдова, Камчатка… как газета туда попадает, я не знаю… А петербургские дети могут не только ее читать… Они могут приехать в редакцию, писать, участвовать в работе наших творческих клубов, общаться с интересными людьми. А ведь это не только творческий опыт, но и социальный. Утешает то, что у газеты высокий КПД читаемости: ребята передают ее друг другу. Мы получаем иногда до тысячи писем в месяц. И это при наличии факса, электронной почты и при том, что сейчас никто писем не пишет… Когда наши юнкоры поступают в разнопрофильные вузы, я очень радуюсь… Это значит, что у власти, в экономике будут стоять люди с определенным нравственным потенциалом, социально активные, болеющие душой за страну.

О принципах

— Психологи, знаете, как оценивают нашу газету? Дети, которые регулярно читают «Пять углов», застрахованы от попытки суицида. Вот может нормальный журналист поставить себе такую задачу? Да я даже не знаю, как это делается! А с точки зрения психолога, здесь очень много заложено моментов для противодействия взрывоопасной психике подростков. Ведь у нас публикуется очень много заметок, написанных ребятами. «У меня беда…», «Я никому не нужен…», «Мне плохо». Они читают, и вдруг выясняется, что кому-то еще хуже, что ты не одинок в своих проблемах. И тут же не очень умный, но искренний рассказ о том, как твой сверстник пытается с ними справляться.

Я как редактор исповедую несколько принципов. Во-первых, и это самое главное, как в медицине – не навреди! Мы не должны провоцировать агрессию, свойственную этому возрасту. Во-вторых, в подростковой газете нет и не может быть запретных тем. Все, что попало в поле зрения и в круг интересов подростка и вызвало вопросы, должно обсуждаться на страницах газеты. Другой вопрос – как. Мы стараемся это делать в диалоге с читателем, дав ему возможность выговориться, излить душу. Привлекаем экспертов – различных специалистов, не навязывая при этом их мнения. Пытаемся убедить фактами.

Газета – это еще и средство обратить внимание отцов города на проблемы детей. Это способ развенчать миф об аполитичности нашей молодежи.

О бюджете и отдаче

Выступая перед началом учебного года в БКЗ «Октябрьский» на городском педагогическом совете, председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алла Манилова сказала, что правительство хочет поддержать детскую прессу, которая выполняет важные просветительские и воспитательные функции. Для этого планируется заложить в бюджет следующего года финансовую поддержку детским изданиям. И это замечательно! Сегодня прекрасные детские издания, например «Костер», «Автобус», выживают из последних сил. Мы не в той ситуации, чтобы пойти с протянутой рукой. Нам есть к кому прислониться – вот уже 12 трудных лет нас поддерживает частная коммерческая структура «Издательский дом «Шанс». Он не только сохранил газету, но дал ей возможность развиваться. Благодаря ему мы еженедельно выходим на 28 страницах формата А4 с цветной обложкой. То, что первая в России детская газета до сих пор жива и отметила свое 80-летие – в первую очередь их заслуга. И сегодня это понимаем не только мы, но, что тоже знаменательно, и общественность, и власть. В юбилейные дни мы получили множество поздравлений, одних только правительственных телеграмм полтора десятка: В.И.Матвиенко, В.П.Сердюков, В.А.Тюльпанов, С.Миронов, В.А.Яковлев, В.В.Черкесов, Г.Н.Селезнев, Г.А.Зюганов, В.А.Рыжков, В.В.Жириновский… Даже из Министерства обороны! И почти в каждой – теплые слова в адрес наших издателей, благодарность за то, что они сохранили не просто старейшее издание, но часть нашей национальной культуры. В редакции шутят: «В период общей конфронтации «ПУ» — оплот консолидации». А если серьезно, то так, наверное, и должно быть. Именно дети, забота о них и их будущем должны объединять всех здравомыслящих людей. И отрадно, что таких людей с каждым годом становится все больше.  

Материал к публикации подготовила
Ирина Словцова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков