Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 21 (3680), 27 сентября 2004 года

Доклад ректора СПбГУ
Людмилы Алексеевны Вербицкой
на расширенном заседании
Ученого совета 31 августа 2004 г.

Глубокоуважаемые коллеги!

Я рада сегодня вас всех приветствовать на нашем традиционном уже двенадцатом Совете и очень хочу услышать ваши оценки и замечания по работе за прошлый год, получить так необходимое мне ваше мнение.

Я знаю, что многие из вас шли сегодня в Актовый зал, прежде всего, чтобы увидеть друзей и знакомых, убедиться в их добром здравии, пожелать им счастья и успехов перед началом нового учебного года.

Простите за несколько лирическое начало в столь ответственном выступлении. Но можете мне поверить, что для меня каждый новый учебный год, который мы открываем нашим заседанием Совета, не дежурное мероприятие, а очень волнующее событие. Всякий раз, определяя идею своего отчета Совету, мне приходится искать особый ракурс, чтобы отобразить деятельность университета за прошедший год и предложить на ваше обсуждение проблемы, которые были бы актуальны.

Может показаться, что в наше весьма бурное время нет необходимости поиска проблем. Они повсюду. И самые сложные – экономические: необходимость повышения заработной платы, удвоение ВВП, развитие материальной базы. Это, конечно, правда, но не вся правда. Экономику формируют люди, и какие они, такой будет и экономика.

Я считаю, что самой актуальной проблемой сегодняшнего дня в России является проблема морали и нравственности. Соответственно, важнейшей миссией университета как мирового центра образования, науки и культуры является формирование морали и нравственности российского общества.

Исходя из этого, я хочу рассмотреть нашу работу в прошлом учебном году и предложить некоторые направления на будущее.

Я вовсе не претендую на философски точный анализ категорий морали и нравственности, их роли в функционировании общества, у нас для этого есть специалисты. Я исхожу из прагматических соображений. Моральные и нравственные нормы образуют социальный каркас общества, определяют его устойчивость, регулируют деятельность всех людей на работе, в быту, в студенческой аудитории, в общежитии, в семье. Эти нормы создаются обществом и реализуются каждым человеком. Мораль и нравственность нельзя, наверное, оставить дома, как шляпу или перчатки, и выйти без них на улицу. Они — суть нашего человеческого естества, которое формируется, закрепляется и проявляется в нашей реальной жизни, в том, что мы делаем или чего не делаем.

Именно с этих позиций я хочу рассмотреть состояние наших дел.

Прошедший год для России и для университета был чрезвычайно богат событиями. Российская Федерация прошла через важный этап политической жизни – избрание нового состава парламента и, конечно, президента. То, что на второй срок высшим должностным лицом государства избран наш выпускник – Владимир Владимирович Путин, весьма символично. Курс развития страны на ближайшую перспективу определен в послании президента Федеральному собранию. В этом документе поставлена грандиозная задача – создание условий для свободного развития человека в нашей стране.

К сожалению, наши идеологические институты, как мне представляется, не понимают, не осознают значения поставленной задачи. Она теряется за множеством текущих проблем. Вместе с тем – это главное положение российской Конституции, определившей наше государство как социальное. И очень важно, что глава государства понимает это положение. Мне представляется, что вновь сформированные органы исполнительной власти получили мощный импульс, чтобы обеспечить реализацию главного конституционного положения. Я надеюсь на то, что с новым составом правительства нам удастся решить многие проблемы высшей школы и собственно университетские проблемы. Ректорат и все подразделения университета в этом направлении работают активно. В частности, мы участвовали в подготовке к принятию поправок к законам, затрагивающим проблемы образования. В результате напряженной двухмесячной работы значительную часть этих поправок удалось скорректировать таким образом, чтобы не допустить существенного ухудшения положения вузов.

Прошедший учебный год был знаменателен и тем, что его первый семестр проходил под знаком 300-летия нашего города.

Универсанты показали себя радушными хозяевами. На базе университета прошло огромное количество мероприятий самых разных уровней, за что мы получили множество благодарностей.

Я должна отметить прекрасные деловые отношения, сложившиеся между губернатором В.И.Матвиенко, вице-губернаторами, председателем Законодательного собрания В.А.Тюльпановым и руководством университета. Пожалуй, ни одна крупная городская проблема сегодня не решается без участия универсантов.

Уважаемые коллеги!

Для каждого из нас как граждан страны, петербуржцев проблемы Отечества, города всегда очень важны. И мы принимаем участие в их решении, прежде всего, своим трудом, деятельностью в alma mater.

Для университета это был особый год. Мы с вами отметили 280-летие. Наша юбилейная комиссия много сил приложила к тому, чтобы достойно провести юбилейные мероприятия. Я хочу всех организаторов и принимавших участие в этой работе еще раз поблагодарить и напомнить, что такой почтенный возраст на весь коллектив университета налагает особую ответственность. От нас ждут многого, и мы должны оправдать эти ожидания Отечества.

Мудрость коллектива университета нашла свое отражение в стратегии развития до 2012 года, принятой Ученым советом в прошлом году. Для всех нас это сегодня главный документ, отражающий направления развития университета. Я особо хочу подчеркнуть, что это плод коллективного разума, что он может и не устраивать всех, но мы его приняли и будем работать над реализацией стратегии все вместе. Мне очень хочется донести до каждого универсанта, что стратегия развития университета – это не план работы ректората, что главная, основная работа делается в подразделениях, что ректорат должен лишь помогать работать факультетам, научно-исследовательским подразделениям.

Чтобы наши стратегические установки не остались на бумаге, нам нужны конкретные планы структурных подразделений, служб. Мы должны работать целенаправленно, организованно и эффективно. Ряд факультетов, в том числе экономический, факультеты международных отношений, менеджмента, журналистики уже это делают.

Важным событием прошлого учебного года для коллектива университета стало избрание ректора. Ученые советы подразделений на своих заседаниях имели возможности выдвижения кандидатов на эту ответственную должность. Свое избрание на очередной срок я расцениваю как высокое доверие коллектива, как одобрение моей предшествующей деятельности и предложенной мною программы развития университета на ближайшие пять лет. И я ещё раз хочу вас всех поблагодарить за оказанное мне доверие.

Уважаемые коллеги!

В предвыборный период я услышала много пожеланий, напутствий, в частности, связанных со структурой управления и содержанием деятельности управлений.

Нам нужен компактный, компетентный ректорат, выполняющий не функции представительства на разных праздниках, а обеспечивающий менеджмент университета. Ученый совет, общественность университета поддержали первые шаги в этом направлении. Мы сократили число проректоров, предпринимаем действия по упорядочению среднего управленческого звена ректората, существенно реорганизуем учебное управление, управление материально-технических служб. Я еще раз хочу подчеркнуть свою главную идею реорганизации – не факультеты для ректората, а ректорат обеспечивает условия для их эффективной работы.

Задачи оптимизации управления университетом не сводятся только к технологическим. Я их рассматриваю, прежде всего, с позиций влияния на формирование морально-нравственных норм. Для университета как учебного заведения, где молодежь практически впервые в своей жизни сталкивается с бюрократией – это гораздо более важно, чем для любого предприятия, хозяйствующего субъекта общественной системы.

Мы порой забываем о том, что в своей обычной повседневной деятельности: образовательной, научной – мы создаем будущее нашего общества, что главное – это не только подготовка грамотного, высококвалифицированного специалиста: филолога, математика, историка, физика, юриста, но и привитие этому специалисту таких норм морали и нравственности, которые бы определили его поведение, его жизнь в будущем.

Сегодня прошла церемония посвящения в студенты очередного набора первокурсников. Вы знаете, что в этом году существенно изменились условия вступительных испытаний: введен единый государственный экзамен по русскому языку. Свою позицию в отношении ЕГЭ я многократно высказывала. Странно выглядит реформа среднего образования, которая сводится к итоговой аттестации. Тем не менее такое решение принято, и я надеюсь, что качество подготовки наших первокурсников не пострадало.

В этом году в университет из 11338 абитуриентов было зачислено на бюджетную форму 3920. Зачисление на платное обучение продолжается, и общее количество первокурсников будет около 6000 человек. Самый высокий конкурс на факультетах:
   юридическом – 7,5
   журналистики – 5,7
   медицинском – 5,1.

Поступившие в университет полны надежд на будущее, и наша задача не разочаровать их. Чтобы первые встречи с университетом, первые лекции остались в памяти на всю жизнь. Чтобы с первых дней студенты получали уроки нравственности.

Мораль, нравственность вовсе не нечто возвышенное – это повседневность. Морально, нравственно на рабочем месте ничего не делать? Опаздывать на лекции или вовсе срывать занятия?

У нас в ректорате вторник – петергофский день. Иногда неожиданно из-за срочных дел мне приходится остаться в городе. Я наблюдаю картину, когда сотрудники ректората, думая, что я в Петергофе, появляются с опозданием на 2-3 часа. Это и есть мораль и нравственность, как и в том случае, когда посетитель стоит часами под дверью.

Уроки нравственности у нас студенты получают после зачисления и в момент поселения в общежития.

Обратите внимание на таблички запретительного содержания на европейских вокзалах. На всех языках, кроме русского, они написаны в форме вежливого обращения. Это выражение отношения к человеку, к личности. К сожалению, и в университете не очень часто услышишь слова «спасибо», «пожалуйста», «извините» и так далее. Вежливость, составлявшая особую часть петербургского менталитета, во многом утрачена. А ведь университет должен быть носителем образцовой морали и этики в коллективе.

Мораль и нравственность в обществе не формируются лишь лозунгами и призывами.

В разрушении социализма как общественной системы, как мне представляется, главной причиной было раздвоение официальной лозунговой морали, которую пытались реализовать методами коммунистического воспитания, и фактических морально-нравственных норм, складывающихся в обществе. Произошло раздвоение морали, то есть состояние общественной шизофрении. Естественно, такая система оказалась нежизнеспособной.

Как нам построить систему воспитания сегодня? Очень сложный вопрос, на который у меня нет готового ответа. Мне представляется, что его нет и у специалистов. Я считаю, что мораль и нравственность как система норм, определяющих поведение личности, формируется и реализуется, прежде всего, в повседневности. Они зависят от экономических возможностей общества, от прав и свободы, предоставляемых личности, от структуры институтов, которые берут на себя функции формирования этих норм.

Университет, помимо профессиональной подготовки специалистов, как образовательное учреждение принимает на себя функции такого рода. Причем как ведущий центр образования науки и культуры мы не только ответственны за морально-нравственное воспитание молодежи, обучающейся в университете, но должны вести исследования проблем морали и нравственности, разрабатывать методики практического содержания. Для этого у нас имеются высококвалифицированный кадровый потенциал и соответствующая поддержка со стороны Минобразования и науки и правительства. Не случайно именно университету поручена подготовка социологов по работе с молодежью, и в этом году уже приняты студенты на новую специальность.

Я очень рассчитываю на то, что практические результаты мы получим достаточно быстро, высокого уровня, и они будут востребованы обществом.

Это профессиональная задача, стоящая перед нашими учеными. Но меня волнует другая сторона проблемы: а именно, внутриуниверситетская организация морально-нравственного воспитания. Продукт нашей деятельности – специалисты, которые помимо профессиональной подготовки являются носителями и проводниками соответствующих морально-нравственных норм. Наши выпускники без всякого преувеличения – это современная отечественная элита. Чтобы придать ей устойчивость, ее нужно объединить на корпоративной основе.

Мне думается, что это можно реализовать, приняв моральный Кодекс университета, некое подобие кодекса чести. Основная цель такого документа – обеспечить корпоративность универсантов, их ответственность перед alma mater и обществом.

В дополнение к правовым документам, определяющим деятельность университета: Уставу и Правилам внутреннего распорядка – Кодекс может служить инструментом регулирования моральных норм и взаимоотношений в университете. Подобную идею выдвигал в свое время Владимир Николаевич Красильников, работавший долгое время проректором университета.

Мне представляется, что нужно создать комиссию по разработке такого документа и процедуре его принятия из числа старейших универсантов и наиболее авторитетных представителей молодежи.

И наши первокурсники смогут во время посвящения в студенты принимать клятву, включающую этот кодекс.

Мы можем сегодня помечтать о том, что скоро мы будем легко узнавать членов нашего университетского сообщества по особой этике поведения, по университетскому стилю общения.

На одном из заседаний Сената я планирую поставить этот вопрос в повестку дня.

Уважаемые коллеги!

В настоящее время состояние университета, его материальная база, экономика, преподавательские и научные кадры, социально-культурная сфера не только позволяют, но и обязывают нас ставить проблемы нравственности и морали в числе приоритетных. В своем отчете на конференции трудового коллектива по выборам ректора я приводила сведения, характеризующие эти направления деятельности. За прошедший период произошли определенные изменения.

Кадровый потенциал университета пополнился новыми специалистами высшей квалификации.

За учебный год в 54 докторских и 10 кандидатских советах защищено 111 докторских и 476 кандидатских диссертаций. И 45 докторских и 88 кандидатских диссертаций защищены сотрудниками университета.

Общая численность обучающихся на всех формах составляет 35000. В том числе на дневном отделении на бюджетной основе обучается 22000, на договорной 8000 человек.

Я напомню, что университет был одним из инициаторов включения российского образования в Болонский процесс. Соглашение вступает в стадию реализации, что требует от нас существенных изменений в организации учебной деятельности, которые уже фактически начались.

Естественно, на нас ложится громадная ответственность за результат. Я надеюсь, что при разработке стратегий факультетов эти проблемы будут учтены в полной мере.

Сегодня структура наших основных образовательных программ выглядит следующим образом: всего программ 89; в том числе
   программ подготовки специалистов – 61;
   магистров – 24;
   бакалавров – 28.

26-28 ноября на базе нашего университета состоится большой международный симпозиум (примерно 150 иностранных участников), темой которого будет бакалавриат.

С этого года открыта подготовка по трём новым специальностям и двум направлениям. Среди них: география и картография (факультет географии и геоэкологии); этика (философский факультет); музеология (исторический факультет); музейное дело и охрана памятников (философский факультет); организация работы с молодёжью (факультет социологии).

108 студентов получили именные стипендии (на 11 больше, чем в 2002 году).

В этом году 928 выпускников получили дипломы с отличием. В их числе – граждане других государств.

Мы активно развиваем новые формы экономического обеспечения учебного процесса: льготный образовательный кредит. Первым шагом стала кредитная линия, открытая ООО «Базовый элемент».

У нас активно реализуются дополнительные образовательные программы. Их количество ежегодно возрастает, составляет сегодня 109 (13 долгосрочных – более 1000 часов; 23 среднесрочных – от 500 до 1000 часов; 65 краткосрочных – 50-100 часов). С этого года начинают действовать новые 5 программ. Всего обучается 3264 человека, из них 1000 – на бюджете.

Эффективность учебной деятельности определяется многими обстоятельствами: материально-техническим оснащением учебного процесса, организацией и управлением, оплатой труда преподавателей, стипендией студентов.

За последние годы удалось существенно улучшить материальную базу факультетов как за счет бюджетного финансирования (стали отпускаться средства на образование), так и за счет внебюджетных средств. Практически все факультеты имеют современную мультимедийную технику. Современный студент, по-моему, уже не понимает, как можно жить без ПК. Но, к сожалению, в учебном процессе возможности современной техники используются далеко не полностью.

Управление и организация учебного процесса нуждаются в коренном изменении, и прежде всего, изменениях документооборота.

У нас затрачены громадные средства на оптоволоконную связь, а приказы по-прежнему формируются в ручном режиме. Эта архаика (по моему поручению подготовлен приказ, выделены средства, и надеемся с нового календарного года изменить организацию документооборота).

Каждый раз я обращаюсь к проблеме оплаты труда преподавателей и сотрудников университета. Сегодня месячный фонд оплаты труда составляет 86 млн 300 тыс. руб. Ставки всем хорошо известны (от 2415 руб. у ассистента 11 разряда до 9054 руб. у профессора 17 разряда).

С 1 января 2005 года обещано увеличение зарплаты на 20%. Этого, конечно, недостаточно. Проблемы оплаты в системе образования остаются очень острыми.

К сожалению, размер студенческой стипендии пока не меняется. Понятно, что она утратила свое начальное предназначение. Повышение ожидается лишь через год.

Совершенствование учебного процесса будет во многом определяться доступностью информационных ресурсов (отечественных и мировых). В июле из ЦФ был выделен 1 млн 100 тыс. руб. для оплаты подписки на полнотекстовую электронную коллекцию издательства Elsevier журнал Freedom Collection, включающую 1600 полнотекстовых журналов по всем отраслям науки. Теперь это нужно сделать информационно доступным.

Университет – единый научно-учебный комплекс. В этом его преимущество. Но, к сожалению, проблемы вузовской науки пока ещё не решены.

В связи с созданием нового Министерства образования и науки, его агентств и служб, весной этого года были предприняты попытки кардинального изменения финансирования научных исследований в вузах России с 01 января 2005 года. Планировалось ликвидировать финансирование Тематического плана (ЕЗН) и полностью перейти на конкурсную систему. Потребовалось много усилий с нашей стороны: обращение к президенту РФ В.В.Путину, встреча с председателем правительства М.Е.Фрадковым, неоднократные беседы с министром А.А.Фурсенко, чтобы добиться сохранения системы финансирования научных исследований в вузах на 2005 год. Одним из важнейших аргументов с нашей стороны было сохранение базового финансирования в НИИ РАН. В настоящее время в проект бюджета, внесенного в Государственную Думу правительством РФ, в бюджет Агентства по образованию включена сумма порядка 2 млрд 800 млн руб. на научные исследования в вузах России. В Агентстве по образованию нас заверили, что принципы распределения этих средств по разделам: ЕЗН, программы и гранты будут определены рабочей группой, в состав которой войдут представители нашего университета. Мы постараемся существенно увеличить объем ЕЗН, как необходимую составляющую деятельности университета, обеспечивающую его устойчивое развитие в рамках единого учебно-научного комплекса.

Финансирование Тематического плана позволит провести конкурс научных работников и переход на контрактную систему в соответствии с Трудовым кодексом РФ и нормативными документами Минобразования и науки, а также аттестацию инженерно-технического персонала. Конкурс будут проводить НИИ университета по мере готовности, а конкурсный отбор будет осуществляться на Ученых советах УНЦ и факультетов.

Экономическое благополучие университета зависит не только от того, сколько средств нам выделяет государство и сколько мы зарабатываем сами, но и от того, сколь эффективно мы можем ими распорядиться. Мы располагаем основными фондами, составляющими в стоимостном выражении более 10,6 млрд рублей. Годовой баланс равен 2,5 млрд, в том числе внебюджетные поступления около 55%.

Чтобы эффективно использовать наши материальные возможности, нам нужен очень грамотный менеджмент, я бы сказала, нужна экономическая идеология университета и прежде всего хозяйственных служб, планово-финансового управления, управления бухгалтерского учета. Нам нужно переходить от установок на трату средств к установке на зарабатывание, на строжайший учет и контроль каждого рубля, вкладываемого в различные проекты.

В числе проектов, на которые мы возлагаем очередные надежды – создание Наукограда в Петродворце. К сожалению, решение по нему постоянно откладывается по разным причинам. Но уже сегодня мы должны иметь представление о механизме функционирования в состоянии особого статуса. Для этого создана комиссия, разрабатывающая реальный механизм действия Наукограда.

Мы с гордостью говорим, что университет – мировой центр образования, науки, культуры и политики. С нами хотели бы поддерживать отношения многие зарубежные вузы. Количество договоров о сотрудничестве сегодня только на университетском уровне превышает 119 (в 2003 – 2004 гг. заключено 25 новых договоров), а на уровне факультетов – 60. Это престижно. Но, к сожалению, и здесь наша деятельность во многом не упорядочена, хаотична. Своей выгоды мы не считаем, а порой не понимаем.

Наши результаты в образовании и науке, состояние материально-технической базы, международное сотрудничество, авторитет наших выпускников создают основу имиджа университета. Но только основу. Для того, чтобы имидж стал воспринимаемым, нужна соответствующая работа наших служб ректората, объединяющая и координирующая деятельность подразделений.

Мы готовим специалистов по связям с общественностью, но сами, к сожалению, не имеем PR программы. Я надеюсь, что изменения в структуре ректората позволят активизировать работу наших имиджмейкеров.

Особую роль в формировании морали и нравственности играет социально-культурный блок.

Именно его состояние отражает реальное отношение к человеку, выражает заботу о нем. Отчитываясь перед вами, я традиционно рассказывала о деятельности университетского клуба, оздоровительного лагеря, об оказании помощи в приобретении путевок на санаторно-курортное лечение. Эта деятельность развивается.

Сегодня я хотела бы обратить внимание на другое, на саму идеологию социально-культурного блока в университете. Какие из направлений должны стать приоритетными? Очевидно, что университет не может и не должен функционировать как замкнутое натуральное хозяйство. И опыт сотрудничества с Мариинским театром показывает возможности такой кооперации. Фактически наш Актовый зал – это малая сцена Мариинского театра.

На факультетах успешно работают буфеты и столовые, не являющиеся структурными подразделениями университета. Конкуренция позволяет выбрать наиболее эффективный вариант оказания услуг.

Наши студенческие городки, оказывающие социальные услуги как структурные подразделения университета, сегодня убыточны. Бюджетное финансирование не покрывает реальные затраты на их содержание. Они становятся грузом на университетских финансах. Создание в них соответствующего уровня комфорта приводит к увеличению цены проживания, превышающей стипендию. Нам необходимо рассмотреть и просчитать варианты в отношении студенческих общежитий, в том числе их закрепления за факультетами, создания студенческого товарищества, как это существует в европейских вузах.

В числе важнейших социальных проблем я вижу обеспечение жильем сотрудников университета. В свое время мы реконструировали 2 дома под жилье для сотрудников. Этого мало. Особенно остро жилищный вопрос стоит для молодежи. Всем известны законодательные акты, определяющие ипотечное кредитование. Есть городская жилищная программа для молодежи. Я предлагаю Ученому совету разработать университетскую программу обеспечения жильем сотрудников университета, максимально использовать для этого как возможности социального пакета законов, принимаемых властью, так и возможности университета.

В формировании морали и нравственности важную роль играют негосударственные и общественные организации: профсоюзные объединения, студенческое самоуправление, религиозные структуры.

Студенческое самоуправление организовано слабо. В общежитиях оно фактически бездействует. Обратите внимание на то, что местное самоуправление в городе сейчас активизируется, создаются домовые комитеты и советы. У нас же в общежитиях мы, напротив, теряем эту практику.

Многим известен случай в общежитии на Кораблестроителей, 20, где произошел в ночь на 6 июля пожар. Какая из общественных организаций обратила на это внимание? – Ни одна! К счастью, обошлось без смертельных случаев.

Я уверена, что активность общественности в ее разных проявлениях – это способ и форма выражения морали и нравственности. Формальная, недействующая организация, собирающая взносы и ничего не делающая взамен, аморальна, она развращает.

Поднимая вопрос о морали и нравственности, я не могу оставить без внимания проблему религии в университете.

Безусловно, университет – это светское учебно-научное учреждение, где работают и учатся люди различных верований и атеисты. Но именно потому, что мы – университет, на его территории моральными и нравственными нормами должны стать толерантность, веротерпимость по отношению к религиозным воззрениям. В университете на восточном, философском, филологическом факультетах, факультете социологии успешно исследуются многие проблемы религиозности общества. Университет – один из учредителей Библейского общества. Мы сотрудничаем с Петербургской духовной академией. Ученый совет университета присвоил звание Почетного доктора его святейшеству Патриарху всея Руси Алексию II.

Я считаю эти действия правильными. Религия не существует вне общества, и мы лучше поймем друг друга в сотрудничестве, а не противостоянии.

В настоящее время приход нашей университетской церкви св. Апостолов Петра и Павла выступил с инициативой ее реставрации. Ректорат эту инициативу поддерживает. Мы считаем, что реставрация еще одного исторического памятника будет способствовать укреплению и развитию морали и нравственности универсантов.

Уважаемые коллеги!

Грядущий 2005 год для России – это год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. К сожалению, все меньше среди нас становится участников и очевидцев тех великих событий. И тем большая моральная ответственность ложится на нас за то, чтобы не распалась связь времен.

Молодые поколения должны осознавать свой моральный долг перед участниками войны, перед теми, кто в тылу работал на победу.

Конечно, многое изменилось за 60 лет. Сегодня мы живем в другой стране. У нас другой строй. Но вне зависимости от социальной системы, мы все в долгу перед ветеранами. Мы в долгу перед теми, кто не дожил до Победы в блокадном Ленинграде. Мы в долгу перед старшими поколениями. Это норма в традициях российских народов. Надо, чтобы эти традиции укреплялись.

Наш Совет ветеранов войны и труда уже планирует ряд юбилейных мероприятий. Я бы хотела, чтобы ректорат, деканаты, общественные организации продумали свои действия и в ближайшее время составили общий план университетских мероприятий. И конечно, во главу угла должна быть поставлена идея формирования норм морали и нравственности универсантов.

Уважаемые коллеги!

В заключении своего отчета еще раз хочу вернуться к главной, на мой взгляд, идее Послания президента РФ Федеральному собранию: будущая Россия – общество свободных людей.

Человек свободный – это человек глубоко нравственный, руководствующийся моральными нормами.

Воспитание такого человека – сложная и длительная в своей перспективе задача. Она решается практической повседневной деятельностью всего общества. На нас как на ведущий российский центр образования, науки и культуры возлагается особая миссия – формирования элиты общества, которая и будет составлять активную его часть в определении моральных и нравственных установок для всех граждан страны.

Спасибо за внимание.  

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков