Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ С/В (3679), 23 сентября 2004 года
точка зрения

Наши слабости
делают нас людьми

Плюсы и минусы метода 12 шагов

Виктор Петрович Лебедев, руководитель реабилитационной программы «2/4» в ГНБ, заявил, что сразу же вступает в некоторое противоречие с философией обсуждаемой программы 12 шагов.

– Настоящие духовные ценности, на которых базируется программа, не противоречат друг другу. Поэтому для развития и совершенствования этого метода ему, методу, не нужны оппоненты.

В.Лебедев

В.Лебедев

Минусом метода 12 шагов можно назвать его происхождение, его западные корни. Но будем говорить о плюсах. Это, безусловно, личностно ориентированная терапия, настоящая душевная реанимация.

Иногда человеку нужен лишь толчок в нужном направлении. Был случай, человек пришел в программу, но его за проступок исключили из нее. (Речь идет не о программе 12 шагов, из которой невозможно кого-либо исключить, а о программе в лечебном центре. Фактически этого зависимого выписали из лечебного центра за нарушение режима. — Прим.ред.) Однако человек все-таки в результате избавляется от своей зависимости. То есть эффект все равно был достигнут, не благодаря, но вопреки. Это слабость, но именно слабости программы 12 шагов делают ее человечной.

Мы, наша реабилитационная программа «2/4», существуем при Городской наркологической больнице. К нам приходят, когда не остается иного выхода, то есть это люди, не направленные изначально на выздоровление. Их привозят в больницу иногда в шоковом состоянии, мало чего соображающих, и им по большому счету все равно, что с ними будут делать.

Им оказывают медикаментозную помощь, иногда и этого достаточно. Другие требуют более длительной подготовки. Независимо от того, хочет ли человек избавиться от наркозависимости, мы предлагаем ему пройти нашу программу, при этом мы не уговариваем его бросать наркотики, нет, мы ставим вопрос лишь о прохождении программы. В таком подходе видна как бы наша слабость перед угрозой наркотика, но в этом и наша сила – гуманистическая психология – мы не командуем человеком, мы уважаем его желание, но даем ему возможность узнать что-то новое, что может в конечном итоге повлиять на его последующие решения. В этом сходство нашей практики с методом 12 шагов.

Интересна возникающая в нашей практике проблема консультанта, у которого “слетел” подопечный. Он испытывает чувство вины за случившиеся. Есть специальные приемы отстранения лечащего от пациента. Мы должны уметь дистанцироваться, при этом подход к каждому, слова, которые ему говорятся, сугубо индивидуальны и определяются, помимо каких-то общих правил, и личным опытом консультанта, особенностями пациента и вообще субъективны. Так что легко представить, насколько важна роль персонала в программе.

Как появилась программа, проводимая В.Лебедевым

Князь Гагарин, который живет сейчас в Нью-Йорке, дал деньги, и Виктор Лебедев поехал в центр “Дом надежды на Горе”. Ознакомился с его работой, купил комплект документации, нанял консультантов и начал искать помещение для работы.

– Удалось договориться с Городской наркологической больницей о работе с пациентами больницы на бесплатной основе. Через год работы появились результаты: пациенты со стойкой ремиссией.

Медики обрадовались и дали добро на дальнейшую совместную деятельность. К сожалению, сегодняшняя практика работы программы не вполне соответствует моему идеалу. Опытные консультанты перешли на работу в коммерческие центры, где выше заработная плата. Пришлось на роль консультантов брать своих бывших пациентов, а они недостаточно, на мой взгляд, обучены. Программа стала платной, но на практике это не всегда стопроцентно соблюдается. Это наше слабое звено, и этим мы отличаемся от идеала метода 12 шагов.

Суть в том, что в 12 шагах люди занимаются служением делу, а мы работаем. Если дело идет рука об руку с убеждениями, результат всегда выше. Поэтому консультант должен быть тоже из числа бывших зависимых, тогда его признают за своего. В идеале процесс реабилитации должен идти с взаимопомощью зависимых друг другу, консультант призван лишь “запалить костер любви и заботы”, хранить огонь должны сами выздоравливающие. В этом контексте метод 12 шагов – своеобразная “техника противопожарной безопасности”, служащая для того, чтобы консультант – бывший зависимый – не сорвался сам. Консультант должен также иметь опыт собраний в сообществе Анонимных Наркоманов, помимо опыта работы в программе данного центра. Собственно, и руководитель центра должен иметь опыт зависимости, иначе он становится центром манипулирования, не консультантов, а их заболеваний. И этого прошлого, того, что у человека “за плечами”, не надо бояться, ведь главное не откуда мы пришли, а куда мы идем.

Когда церковь снимает часть напряжения на себя, это хорошо, но это не всегда возможно. Религиозного аспекта в работе программы нет, так как это вызвало бы сложности в подборе как пациентов, так и персонала, ведь работает программа, напомним, при горбольнице, открытой для всех.

Реабилитация. Мысли по поводу

Нельзя смешивать Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов. В свое время попытки были, но привели они к образованию двух различных сообществ. Дело в том, что они говорят, соответственно, о алкоголизме и наркомании.

Иное дело группы “12 шагов”. Здесь говорят о зависимости вообще и работают с зависимостью.

В нашей работе присутствует обычно очень много психотерапии, у пациентов очень мало свободного времени, есть печатные методические материалы.

Кстати. В процессе работы В.Лебедев убедился, что нецелесообразно давать много методического материала. Пациент, проходивший уже курс реабилитации где-нибудь в другом месте, теряет интерес и говорит, что все это он уже пробовал там-то и это ни к чему не привело.

Цена нахождения в программе – 1500 рублей в неделю. Время реабилитации – как правило, пока есть деньги, никто вас не выгонит.

Отношение медперсонала к программе довольно безразличное. Поэтому открыть подобную программу можно при любой больнице, если договориться с администрацией. Работать при психиатрической больнице существенно сложнее, так как там сложнее контингент, да и обстановка более беспокойная. Впрочем, любой желающий создать программу при больнице может обратиться в программу В.Лебедева на стажировку (цена вопроса – 1500 рублей) и узнать все подробности.

После прохождения программы пациенту требуется постоянная подпитка полученных установок. Поэтому необходимо дать ему координаты местной группы Анонимных Наркоманов. Если такой нет, можно способствовать созданию группы по методу 12 шагов из прошедших курс реабилитации по программе. И в течение по меньшей мере полугода необходимо курировать эту работу, потому что процесс формирования идет очень медленно. Надо только постараться, чтобы он существовал не “при больнице” или “при центре”, так как возможность контроля со стороны может отпугнуть людей. Особенно это важно для подростков, для которых целесообразнее было бы создавать клубы. Для создания группы необходимы инициативные люди. Где их взять – больной вопрос. Иногда организаторами становятся матери наркоманов-подростков, которым надо вовремя дать эту идею и направить за опытом в Ал-Алон.

В Екатеринбурге группу создали два питерских бывших наркомана, так что импорт тоже возможен.

Реабилитация – это просто, если этим заниматься. Главное – любовь к людям, это основа всего.  

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков