Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 20 (3678), 15 сентября 2004 года

Своя дорога

Осень 2003 года. Аудитория в здании Двенадцати коллегий. Первое занятие по химии на подготовительных курсах для поступающих в университет. Непривычно тихие одиннадцатиклассники смирно ждут преподавателя и переговариваются:

— Я Ксения. А тебя как зовут?

Алена...


Так они познакомились. Потом оказалось, что у них много общего. Обе девочки планировали закончить школу с золотой медалью. Обе «с детства» хотели стать биологами. Обе хотели учиться именно в СПбГУ, хотя для подстраховки планировали поступать «на всякий случай» и еще куда нибудь.


— Почему вы выбрали именно Санкт-Петербургский университет?

Ксения: Потому что здесь самое лучшее, самое полное образование. Я же хочу не просто корочки получить, я хочу получить знания.

Алена Долгова и Ксения Зуева

Алена: А куда еще? Биологов «в чистом виде» нигде больше не готовят, а я пока не знаю, какую именно область биологии выбрать. Мне нравится ботаника, но я не представляю, где потом смогу заработать с такой специализацией. Мне интересна генетика, но я слишком мало знаю о современной науке. Надеюсь, что за первые годы учебы удастся узнать побольше, и может так оказаться, что в жизни кольчатых червей окажется очень много привлекательного для исследователя.

- Вы как медалисты должны были сдавать при поступлении только один экзамен, по биологии. Почему же вы выбрали подготовительные курсы по химии, а не по биологии?

Ксения: Ну а если бы не удалось получить медаль? И потом, у нас в школе была очень хорошая учительница биологии, дома два биолога, я полагала, что сумею подготовиться по этому предмету самостоятельно.

Алена: Моя подруга, которая поступала на год раньше меня, говорила мне, что сдать биологию на пять практически невозможно. А химия в нашей школе не очень активно изучалась, поэтому я решила ее подтянуть. Посещать же два занятия в неделю я не успевала, потому что еще занимаюсь спортом.

- Помогло ли посещение подготовительных занятий при сдаче экзамена?

Алена: Конечно, хотя на экзамене задачи показались мне гораздо труднее, чем мы решали на курсах. Все-таки я медленно соображаю в химии по сравнению, например, с Ксюшей, сказываются пробелы в школьном курсе химии. Хотя школьный экзамен по химии я легко сдала на отлично.

- Вы поступали «для подстраховки» куда-либо еще?

Ксения: Я в «Герцена» поступила, тоже на биологию.

Алена: А я в Академию им. Лесгафта, на педагогический. Причем по биологии на устном экзамене мне там поставили четыре. Меня даже не выслушали до конца, почти сразу остановили и сказали, что я все правильно говорю, но вот есть неточности... Словом, все равно мне четверки для поступления хватало, к тому же я-то в университет хотела, не в этом году, так хоть в следующем!

Конечно, не все у девочек было общим, многое в их жизни складывалось по-разному. Ксюша росла в семье биологов и собиралась продолжать семейные традиции. Алена сделала свой выбор абсолютно независимо, в старших классах даже хотела выбрать другую специальность, но потом все же вернулась к детским мечтам о биологии.

Девочки прилежно посещали занятия, постигали химию, общались, помогали друг другу. Пришла весна. Обе абитуриентки блестяще сдали школьные, выпускные экзамены и получили свои золотые медали.

И вот настал День Экзамена По Биологии. Даже во время прохождения тестирования, несмотря на волнение и предполагаемую конкуренцию, Алена и Ксения, как и большинство поступающих, находили в случае необходимости момент шепнуть друг другу подсказку. (Вроде и выросло это поколение при развивающемся капитализме, но законы конкурентной борьбы не впитались ими с молоком матери. Неправильных подсказок, по свидетельству девочек, с целью «завалить конкурента», не давал никто.)

- Экзамен по биологии проводился в тестовом формате. Вам довелось уже сдавать такой экзамен — ЕГЭ. Как вы относитесь к такой форме экзамена?

Ксения. Я вообще хорошо отношусь к тестам. Там всегда есть подсказка, один-то ответ всегда правильный. Поэтому если нетвердо что-то знаешь, можно попытаться угадать. Хотя, с другой стороны, устный экзамен сдавать легче, если экзаменатор не очень придирчивый, можно говорить то, что знаешь...

Алена: Тесты — забавное развлечение, но на таком серьезном уровне я опасаюсь тестов, потому что они редко бывают абсолютно однозначно составлены. На устном экзамене я хоть могу сослаться на учебник, бывает, один автор считает так, а другой — иначе, а кто прав — я не могу определить. Тест же требует однозначного ответа. Мне было очень сложно, потому что я, хоть и посмотрела на сайте демонстрационный вариант теста, как-то не так его себе представляла. Меня озадачило изобилие рисунков, некоторые показались мне довольно неразборчивыми.

Надо было заранее выучить все рисунки из всех учебников наизусть, не пришлось бы тогда нервничать на тесте.

Прошло еще несколько дней, наполненных нетерпеливым и тревожным ожиданием. И наконец девочки узнали, что их пути снова разошлись: Ксения Зуева получила за тест пятерку и стала студенткой биолого-почвенного факультета. А Алена Долгова получила четверку, и впереди у нее был еще экзамен по химии...

Это не сказка, но закончилось все хорошо. Обе девочки поступили в СПбГУ, и 31 августа вместе с другими первокурсниками на площади Сахарова первый раз ощутят, каково это — быть универсантом.

— Вы поступили. Скоро начнутся студенческие будни. Как вы их себе представляете?

Ксения: Я думаю, это будет очень трудно. Потому что очень большой объем знаний необходимо усвоить. Но говорят, конечно, что это время очень веселое, студенческая вольница.

Алена: Моя мама жутко общительная, поэтому у нас бывают самые разные люди, которые учатся или учились в университете. Так что я, мне кажется, представляю, как можно учиться в университете. Но думаю, что в силу своего прилежного «правильного» отношения к делу буду старательным и занудным студентом, непьющим, некурящим, занимающимся спортом и ведущим здоровый образ жизни.

— Что вы хотите получить за годы обучения?

Ксения: Конечно, университет дает знания. Но еще это и выход в другой мир — новые друзья, новые знакомства, новые возможности. Это некая общность людей, которая меня привлекает и в которую я хочу войти. И быть ее достойной.

Алена: Я хочу получить знания и возможность применить потом эти знания, чтобы зарабатывать на жизнь. Сейчас я не представляю, где может работать биолог, кроме как учителем в школе. Хотя я несколько раз вела уроки в младших классах в своей школе, и нам вроде нравилось: и мне, и моим ученикам...

— Ну а если посмотреть дальше, каким вы видите свое отдаленное будущее?

Ксения: Я вижу свое будущую работу в области экологии. Эта область кажется мне наиболее важной, а уверенное знание биологии поможет мне быть наиболее компетентной.

Алена: Я хотела бы заниматься научно-исследовательской работой. Надеюсь, что с точным ответом на вопрос сумею определиться во время учебы. Но если заниматься только научной деятельностью возможности не будет, постараюсь совмещать ее с деятельностью преподавательской. У меня уже есть пример для подражания — наша преподаватель химии. Надеюсь, что встречу в университете еще много хороших Учителей.

Все течет, все изменяется. Интервью это состоялось еще летом. Сегодня за окном уже осень. Алена и Ксения получили новенькие студенческие билеты и стали полноправными студентами СПбГУ. Это их объединяет. Как сложится их дальнейшая судьба, какие дороги у каждой — зависит во многом от них самих. Они совершили очень важный жизненный выбор — выбрали Университет. И университет из множества абитуриентов выбрал их. Надеемся, что никто этим летом не ошибся в выборе...  

Ольга Егорова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков