Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 20 (3678), 15 сентября 2004 года

Магия голоса

Я узнал Юрия Владимировича по голосу. Я не знал, как он выглядит. Мне были известны только его имя и книга. Научно-популярное издание «К истокам слова», прочитанное мною от корки до корки, изобличало в авторе незаурядную и остроумную личность, которая знает гораздо больше, чем рассказывает. Однако все попытки представить этого человека заводили в тупик: слишком уж не вязался с традиционным образом важного бородатого профессора легкий, слегка ироничный и веселый тон книги.

Ю.В.Откупщиков

Ю.В.Откупщиков

И вот я впервые в здании филфака. Занятия уже начались. Нахожу в расписании номер аудитории, где Юрий Владимирович читает лекции студентам классического отделения. Прохожу длинный коридор «школы» и приближаюсь к заветной двери, из-за которой льются звуки спокойного и радостного голоса, зачарованно рассказывающего о фонетических соответствиях между различными индоевропейскими языками. Хотя предмет лекции был уже знаком мне, само движение интонации, внутренняя сила тембра и особенно волшебные паузы между словами звучали откровением.

Позже мне посчастливилось много раз слушать лекции Юрия Владимировича, «взращивая» свои уши до способности улавливать в интонации учителя мелкие оттенки, нюансы в развитии мысли, а не просто факты преподаваемого материала. Через вслушивание мне был дан драгоценный шанс мысленно копировать учителя, развивая свой внутренний голос. Юрий Владимирович любил повторять, что правильная постановка вопроса – уже половина его решения. Но умение правильно поставить вопрос подразумевает осознание не только того, что, но как и почему ты делаешь.

Секрет педагогического успеха Юрия Владимировича кроется в том, что в отличие от преподавателей, ревностно старающихся наполнить подопечных всевозможными знаниями (земной поклон им и за это), он пытается строить дом с фундамента, а не с отделки крыши.

На первом занятии с новыми студентами Юрий Владимирович всегда предлагает им логические задачки на умение думать и в дальнейшем требует от них полной осмысленности всех интеллектуальных усилий. Педагогические приоритеты Юрия Владимировича следующего свойства: 1. Спокойствие его голоса снимает любое напряжение в учениках и заставляет их дышать свободно и расслабенно. Это ощущение свободного дыхания и внутренней гармонии в теле сообщает мысли особую глубину и сосредоточенность. 2. Глубина его голоса дает силу поверить в себя и не отчаиваться в любых жизненных ситуациях. «Не боги горшки обжигают», — излюбленное высказывание Юрия Владимировича. 3. Бодрость его голоса зовет брать новые горизонты и новые высоты, читать книги не только по специальности и не успокаиваться на понятом.

Юрий Владимирович не какой-то сложный компьютер или специально созданная машина для идеального преподавания. В чем же секрет его невероятной удачливости как педагога? Почему расслабляющий терапевтический эффект его голоса никогда не приводит к педагогическому дефекту? Ведь говорят же: от эффекта до дефекта один шаг. Секрет, видимо, следует искать во взгляде Юрия Владимировича на свою судьбу, которая отнюдь не была усыпана розами. Он воспринимает свой жизненный путь как испытание на спокойствие. Отсюда абсолютная доброжелательность и светлое отношение к окружающим людям, независимо от чинов и разницы культур.

Юрий Владимирович просто позволяет другим быть другими и не использует каких-либо специальных, искусственных приемов стать убедительным. Поэтому его темперамент не больше, чем неусыпный контроль своих мыслей и эмоций, а зрелищный эффект от спектакля его уроков не что иное, как результат воспитывания в себе корректных чувств к своему предмету. Обладая огромным жизненным опытом, он использует собственный вес без напряжения мускулатуры головы, плеч и тела. Именно поэтому его магический голос, которому нельзя не покориться, никогда не прозвучит фальшиво.  

Евгений Филимонов,
старший преподаватель
кафедры классической филологии

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков