Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 19 (3677), 31 августа 2004 года

Вам, первокурсники, уже сказали и еще скажут массу напутственных слов. Слушайте, вникайте. Наши слова об университете. Он один такой — прекрасный и неповторимый. Сможете стать его достойными питомцами?

Жить
с открытыми глазами

(слово к первокурсникам)

Первый петровский архитектор Доменико Трезини строил Двенадцать коллегий на набережной Невы не для студентов и преподавателей высшей школы. Но случилось так, что именно это здание спустя почти столетие вместило в себя учреждение несравненно более значительное, чем министерства новой России, и стало скромным и торжественным символом университета. Ни построенный флот, ни реорганизованная армия, ни присоединенные к империи балтийские территории не сделали в конечном итоге больше для того, чтобы страна приобщилась к новой истории и начала жить в реальном европейском времени. Флот впоследствии то удивлял соседей и наводил страх на неприятеля, то гнил в Маркизовой луже и тонул в Черном море, армия то одерживала победы, то терпела бесславные поражения на полях сражений, но того, что было достигнуто российской наукой, никто в мире отнять и пересмотреть не сможет. Более того, золотой век литературы и прочих искусств совпал у нас в государстве с возрождением в начале XIX века университетского образования.

Чему человек учится? Зачем он вообще учится? Зарабатывать деньги? Но большие деньги по нашим временам зарабатывают обычно те, кто ничему не учился и не обременяет голову излишними знаниями, но у кого много приятелей в соответствующих кругах.

Зачем надо уметь думать и как этому научиться – вы скоро узнаете в стенах самого старого университета России. Но, думается, многие из вас уже представляют себе ряд простых истин: здесь становятся не потребителями. Учиться потреблять человек умеет с рождения и достигает совершенства перед экраном телевизора. Правильно думать он должен учиться, и лучше всего это делать в студенческом возрасте, как говорится, смолоду и с утра. Когда придет это умение, вы поймете, что нет ничего более полезного в жизни, привычка думать станет второй натурой, от нее трудно отвыкнуть, как от зубной щетки, воды и мыла.

Вы сделали правильный выбор, придя за знаниями туда, где издавна живут и развиваются фундаментальные науки. Под такими науками можно понимать, в первом приближении, следующие: не алхимию, а химию, не метафизику, но физику, и уж, безусловно, астрономию, а не астрологию. Оставьте последнюю тем, кому достаточно попкорна и пепси-колы для того, чтобы чувствовать себя личностью. Новое поколение выбирает математику и лингвистику, юриспруденцию и медицину. Главное – понять: вы пришли учиться, вы студенты, а не потребители образовательных услуг. Обладатели высших знаний со своими черными академическими шапачками, сединами и запредельной рассеянностью остались в сталинских фильмах про социалистическую науку. Не ждите, что вас научат, выбирайте сами. Здесь есть все для этого.

Если бы от меня зависело внести в список ЮНЕСКО самое значительное здание Петербурга и самый знаменитый интерьер, в этом списке оказалось бы здание Двенадцати коллегий и его коридор.

По коридору Главного здания университета мимо застекленных ясеневых шкафов с книгами ходят ваши коллеги. Главное богатство университета – не книги, а люди, написавшие их, переосмысливающие их, читающие их. И вы, сегодняшние студенты.

Высшая человеческая ценность – свобода. Ее без свободной мысли не бывает. Иногда нам кажется, что в университете идут те же процессы, что и в государстве. Это так и не так. Университеты – не только локомотивы просвещения, но и рассадники свободы. Возникшие в мире многие столетия назад, не по воле ученых людей, а по воле истории, как свободные и автономные от современных идеологий организации, они могут существовать, лишь оставаясь таковыми. Живя в реальном времени, они переживают взлеты и падения, перестраиваются, терпят нападки повседневности, порой нужду и забвение, но всегда возрождаются. Бывали такие периоды и у нашего университета. Что бы ни происходило с нами, он останется. У него есть достаточно веские причины быть и развиваться.

Политики склонны бойко отвечать на все вопросы, вводить народы в тупики истории, решать проблемы насилием и оружием. Университетская мысль, нащупывая тропинки в будущее, передвигаясь по отвесному обрыву сомнения, научилась правильно формулировать вопросы.

К концу первого курса у многих из вас появится уверенность в том, что вы уже все знаете, что остались лишь частности и тонкости. Не беспокойтесь, к пятому курсу это пройдет. У вас появятся вопросы, а значит – цель. Если вам повезет в жизни, вы сможете выйти на главный вопрос, решая который, не напрасно проживете жизнь. Университет жив людьми. Он старше нас, он будет существовать и после нас. На Университетской ли набережной, в Петергофе ли, но он будет стоять. Просто потому, что мы не можем жить миражами и стереотипами.

Жизни учит не только университет. Университетская наука, может быть, и не спасет мир. Но жить нужно с открытыми глазами.  

Александр Шумилов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков