Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 19 (3677), 31 августа 2004 года
история

История домовой церкви
святых апостолов Петра и Павла
при Санкт-Петербургском государственном университете

Здание Двенадцати коллегий
и начало размещения в нем учебных заведений

Здание Двенадцати коллегий, в котором располагается домовая церковь святых апостолов Петра и Павла, было построено в 1730-40-х гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. Оно совмещало в себе две функции – административную и торговую: в первом этаже со стороны площади была выполнена аркада «гостиного двора» для магазинов, а с противоположной стороны здания была пристроена «коммуникация» – двухэтажный коридор, в котором и должны были располагаться коллегии. При Петре I, еще до окончания отделки здания, сюда начали переводить некоторые присутственные места, но после смерти Петра I значение здания Двенадцати коллегий изменилось. По плану, утвержденному в 1737 г., главной частью Петербурга сделалась Адмиралтейская сторона, на которой и стали устраиваться высшие правительственные заведения. Поэтому часть здания Двенадцати коллегий долгое время была не занята. К началу ХIХ в. здесь располагались только архив Сената, Святейший Синод и Римско-Католическая духовная коллегия.

Здание Двенадцати коллегий. Домовая церковь Св.Апостолов Петра и Павла.

Здание Двенадцати коллегий.
Домовая церковь Св.Апостолов Петра и Павла.

В 1804 г., во время работ по архитектурному урегулированию территории Стрелки Васильевского острова (стоилось здание Биржи) возникла необходимость снести дом, где жили чиновники Академии наук. В компенсацию за эти помещения Комиссия о построении Биржи предлагала Академии 1 зал и 6 покоев в здании Двенадцати коллегий. После осмотра помещений попечитель Санкт-Петербургского учебного округа П.А.Строганов доносил министру народного просвещения П.В.Завадовскому о том, что они не удобны для приспособления под квартиры. Он предлагал передать их Педагогическому институту, число слушателей которого за последние годы возросло, а институт не имел зала, в котором бы «все они с надлежащиею удобностью могли помещаться». Таким образом в 1804 г. было положено начало размещению в здании Двенадцати коллегий учебных заведений, которые постепенно вытеснили из него других владельцев.

К 1818 г. институт занимал помещения уже четырех корпусов (3 – 6-го, считая от Невы). Для молитвы его студенты посещали Сенатскую церковь или другие ближайшие.

В 1819 г., согласно проекту министра просвещения С.С.Уварова, Главный Педагогический институт «принял вид и действие университета». 8 февраля в здании Двенадцати коллегий была освящена специально для студентов Преображенская церковь. Этот день и стал считаться датой открытия университета.

Помещения четырех корпусов в здании коллегий были превращены в квартиры для профессоров. В нижней аркаде западного фасада жильцы построили сараи, конюшни и коровники. Синод и Римско-Католическая духовная коллегия превратили свой участок этой аркады в жилые помещения.

В 1827 г. Карл Росси спроектировал новые здания Сената и Синода на Адмиралтейской стороне. Их постройка означала освобождение здания Двенадцати коллегий от правительственных заведений и в 1828 г. Николай I распорядился «сделать план для будущего помещения в доме Коллегий Университета, его пансиона и Педагогического института, расположив помещения следующим образом: внизу профессоры и чиновники; в бельэтаже классы, библиотеки и рекреационные залы, а вверху спальни».

На это время университет был переведен в здание Благородного пансиона (на углу Звенигородской и Кабинетской улиц). Тогда студенты посещали пансионскую церковь во имя Преображения Господня. Дальнейшая судьба этой церкви была следующей: по переведении университета в 1837 г. в здание Двенадцати коллегий, ее упразднили, а утварь передали в Санкт-Петербургскую гимназию. На месте бывшего храма устроили новую церковь, во имя святителя Митрофана, для синодального подворья.

Перестройка здания Двенадцати коллегий
под университет

Разработать проект приспособления старинного трезиниевского здания для нужд учебного заведения было поручено архитектору Синода Аполлону Феодосиевичу Щедрину. Этот человек был родом из петербургской творческой семьи: отец его – знаменитый скульптор Феодос Щедрин, старший брат – не менее знаменитый художник-пейзажист Сильвестр Щедрин, его сестра стала женой скульптора Демут-Малиновского, участвовавшего, как и Феодос Щедрин, в скульптурном оформлении Казанского собора. Самому же Аполлону Феодосиевичу Щедрину пришлось проектировать здания двух главных высших учебных заведений Санкт-Петербурга – светского и духовного: Императорского университета (проект перестройки здания Двенадцати коллегий) и Духовной академии (вновь выстроенное здание, ныне занимаемое Санкт-Петербургской Духовной академией и семинарией).

Уже к 8 февраля 1828 г. проект перепланировки здания Двенадцати коллегий был готов, однако осуществление его началось только в 1834 г., когда были достроены новые здания Сената и Синода (1829–1834 гг.). Открытую аркаду главного фасада застеклили, вдоль него разбили сад, огражденный чугунной решеткой. Предполагалось университет разместить в южной половине здания. В центральной части – парадная лестница и зал торжественных собраний (то есть Актовый зал), в северной части – отделение восточных языков, Педагогический институт и лазарет. Помещения первого этажа отводились под административные организации, квартиры некоторых преподавателей и низших служащих. Во втором этаже должны были разместиться аудитории, рекреационные залы, кабинеты, зал торжественных собраний, квартиры смотрителя лазарета и священника. В третьем этаже – спальни студентов, лазарет, квартиры инспекторов и других служащих. Церковь предполагалось расположить на втором этаже – по всей видимости, в нынешнем так называемом Петровском зале (зале заседаний Святейшего Синода). Но начальство университета испросило у императора согласие «на некоторые изменения во внутреннем расположении здания 12 коллегий», главное из которых – сохранить в первоначальном виде «залу старинной архитектуры с лепными украшениями по стенам и на потолке и с картинами, как памятник искусства прежняго времени, а церковь перенести в верхний этаж». Высочайшее разрешение было получено. Таким образом, из первоначальных интерьеров сохранился лишь Петровский зал, а все остальные помещения старейшего здания Петербурга оказались отделаны заново, скромно и функционально.

Точное место расположения церкви предложил С.С.Уваров: в помещении третьего этажа в пятом ризалите и смежные с ним три комнаты, расположенные вдоль главного фасада до шестого ризалита, а в отведенных ей ранее помещениях второго этажа (в том числе, видимо, и в Петровском зале) устроить аудитории. В апреле 1836 г. был утвержден проект оформления нового церковного зала на третьем этаже, составленный А. Ф. Щедриным.

Заметим, что вторая треть ХIХ века, в основном совпавшая с царствованием Николая I, была оживленной в отношении храмового строительства. По статистическим данным, в 30-е годы ХIХ в. в Петербурге действовал один монастырь (Александро-Невская лавра),

46 православных соборов и приходских церквей (включая дворцовые и кладбищенские), больше же всего было домовых храмов (то есть храмов, располагающихся в помещениях частного дома или общественного заведения); в Петербурге действовало 100 таких церквей. Одной из них стала домовая церковь святых апостолов Петра и Павла в “храме науки” – в Петербургском университете.

Устройство Университетского храма
в здании Двенадцати коллегий

Устройство церковного зала предусматривало разборку капитальных стен между тремя комнатами, расположенными вдоль главного фасада между четвертым и шестым ризалитами. Для алтаря и ризницы отводили помещение в пятом ризалите. В церковной зале вдоль стен на три четверти их высоты проходит лепной карниз, на который опираются паруса и распорные арки, служащие в свою очередь опорой для трех куполов, покрывающих зал. Вместо колонн в отделке церковного зала (в иконостасе) применены были пилястры, выполненные из искусственного мрамора.

«В храм ведут три двери: одни – с главного входа, от Биржи, другие – боковые из комнат университетских. Притвор составляет площадка в три окна, ограждённая, со стороны лестницы, железной решёткой. Самый храм состоит из трёх отделений: собственно церкви в 6 окон, алтаря – в 2 окна и ризницы, в 1 окно, отделённой от алтаря деревянною, оштукатуренною стеною».

Строгий классический ансамбль был украшен уже упоминавшимся лепным белым карнизом, выполненным П.Балиным; а также 12 росписями – по 4 лика в парусах трех куполов. В первом куполе, ближайшем к входу в храм, – пророки Моисей, Иеремия, Захария и Давид; в центральном куполе – евангелисты Иоанн, Матфей, Марк и Лука, а в третьем – апостолы Иаков, Андрей, Петр и Павел (причем так, что лики апостолов Петра и Павла оказывались ближайшими к алтарю). Эти росписи, сохранившиеся и поныне в своем первоначальном виде, принадлежали кисти известного художника, академика живописи Петра Михайловича Шамшина. Его работы украшали многие петербургские храмы (в том числе Исаакиевский собор, храм Иоакима и Анны на Моховой улице и др.) и московский храм Христа Спасителя. Комитет по перестройке здания Двенадцати коллегий поручил ему также выполнить для храма 29 образов:

  • 6 больших, для иконостаса, местных икон с изображениями в рост Спасителя, Божией Матери, апостолов Петра и Павла (покровителей Петербурга и этого храма), святителя Николая Чудотворца (одного из самых любимых на Руси святых), святого благоверного князя Александра Невского (также покровителя нашего города) и святой царицы Александры (возможно, что образ этот располагался в иконостасе университетского храма потому, что супруга царствующего императора в православном крещении носила имя Александры);
  • для царских врат – 2 образа, изображающих Благовещение, и 4 (в кругах), изображающих евангелистов; а также большая круглая икона Тайной вечери для расположения ее вверху царских врат;
  • плащаницу, написанную на холсте, и 2 хоругви с образами на обеих сторонах: Спасителя и Крещения, Петра и Павла и Воскресения;
  • 13 аналойных икон с изображениями храмового праздника и двунадесятых.

Все эти иконы писались в живописной академической манере. Художник 14-го класса П.М.Шамшин давал обязательство в том, что они будут «нарисованы и написаны, по одобренным эскизам, кистию, достойною Художника, желающаго обратить на себя внимание и заслужить уважение». А «если во время трудов будут делаемы какие-либо справедливые замечания, или подаваемы советы отличных Художников по живописи, то оных не отвергать».

Следить за его работой была назначена специальная комиссия, состоящая из ректора Академии художеств Шебуева и двух других «профессоров по части живописи» – Варнского и Бруни. 16 февраля 1837 г. «они нашли образа почти приведенными к окончанию, и г. Шамшин обещался совершенно окончить их с должною тщательностию в будущем апреле месяце непременно».

В договоре (от 12 августа 1836 г.), подписанном П.М.Шамшиным с Комитетом по перестройке здания Двенадцати коллегий, оговаривалось, что «все образа должны быть окончены и покрыты лаком с постановкою на место к 1-му июня 1837 года». Но: «если Комитет усмотрит, что я (П.М.Шамшин) принятую на себя обязанность не выполняю, то предоставляю право полученныя мною деньги с меня взыскать, написание образов передать другому, а о неисправности моей припечатать в

С.-Петербургское Ведомство». Однако работа была выполнена в срок и вполне устроила заказчика.

Кроме написания икон, в храме необходимо было провести столярные, резные и позолотные работы. Их поручили некоему «охтенскому поселянину» Сергею Куликову. Он устроил в университетской церкви два клироса с точеными и частично вызолоченными балясами, сделал два дубовых станка для престола и жертвенника, шкафы для одежды, небольшой стол и аналой к престолу, «с точеною ножкою из красного дерева». Вся резная работа, конечно, была «сделана лучшим мастерством и вызолочена хорошим золотом»: царские врата – из деревянных вызолоченных лучей, над ними – резной и вызолоченный венок из двух полукругов, завершающийся крестом; в центре этого венка, среди позолоченных деревянных лучей располагался образ Тайной вечери. С.Куликов сделал рамы (деревянные, с позолотой) для 6-местных и 13 малых (аналойных) икон, два древка для хоругвей, с вызолоченными шарами и крестами, а также позолотил карниз и капители. «Все вышеупомянутое должно быть изготовлено и поставлено на место со всеми нужными к тому укреплениями непременно к 1 июня 1837 года», – говорилось в договоре с С.Куликовым. Все было исполнено к сроку.

Освящение университетской церкви
и открытие университета в здании Двенадцати коллегий

Строительный комитет, возглавляемый ректором, профессором истории Иваном Петровичем Шульгиным, первоначально предлагал освятить университетскую церковь в честь св. апостола Петра – небесного покровителя Петра Великого. Но император Николай I, утверждая 12 апреля 1836 г. план перестройки здания Двенадцати коллегий, приказал освятить церковь во имя апостолов Петра и Павла – святых покровителей города Санкт-Петербурга.

Антиминс храма был священнодействован 29 ноября 1836 г. преосвященным Венедиктом, а подписан петербургским митрополитом Серафимом (Глаголевским). Накануне освящения храма, 28 июня 1837 г. попечитель Санкт-Петербургского учебного округа князь М.А.Дондуков-Корсаков пожертвовал церкви две иконы, сопроводив их следующим письмом: “Желая содействовать устройству в доме 12 коллегий новой церкви С.-Петербургского университета и главного педагогического института, я покорнейше прошу комитет принять от меня в дар для сей церкви две картины: святая фамилия, итальянской школы, для запрестольного образа, и Страсти Христовы, голландской школы – для образа перед жертвенником”.

Купец Василий Андреевич Пивоваров, 20 лет бывший церковным старостой, подарил богатую утварь из золоченого серебра:

  • дарохранительницу в виде готического храма: внизу – ковчежец; над ним – Распятие с Богородицей и Иоанном Богословом; вверху – финифтяный образ Воскресения, а по бокам литые изображения 4 ангелов, 4 евангелистов и Тайной вечери.

  • потир, дискос и их принадлежности, напрестольный крест.
  • напрестольное Евангелие: на верхней его доске финифтяные образа Воскресения Господня и 4 евангелистов, на нижней – Крещение Господне.
  • плащаницу.

Перед освящением храма оставалось сделать последние “штрихи”: в трех куполах были повешены 3 бронзовые люстры, перед иконостасом поставлены 4 бронзовых высеребренных подсвечника, а на престоле – бронзовые вызолоченные канделябры. Вся это было устроено тщанием все того же купца В.А.Пивоварова. “Как дар благочестия и усердия в вере”, он “пожертвовал на благолепие нового Храма Божия до 8 т. руб. сер., так что Университет из собственной суммы издержал при этом случае не более 400 руб. сер.”

29 июня (12 июля, по новому стилю), в день первоверховных апостолов Петра и Павла в университете был совершен торжественный чин освящения университетской церкви во имя св. апостолов Петра и Павла. Освящал храм присутствующий в Синоде преосвященный Нафанаил, епископ Псковский.

При подготовке к этому торжеству попечитель Санкт-Петербургского учебного округа князь Дондуков-Корсаков писал ректору университета, что “и самое открытие Университета в этом здании прилично было бы праздновать в 29 день того июня, соединив оное с Торжественным Собранием”. Он особо подчеркивал: “Это торжество приобретет тем более важности, что здание 12 Коллегий, в котором будет помещен университет, есть памятник века Великаго преобразователя России Петра I-го”. Поэтому князь Дондуков-Корсаков просил ректора сделать распоряжение, чтобы Ученый совет назначил по этому поводу чтения; и написанные к ним сочинения были бы отпечатаны вместе с Университетским академическим отчетом и розданы публике в день торжества. Свидетельств о том, что эти планы были претворены в жизнь, найти не удалось. Кроме того, празднование “открытия курсов наук в обновленном здании 12 Коллегий” было перенесено на 25 марта 1838 г. В журнале “Современник” за 1838 г. сохранилось следующее описание этого “первого торжественного акта”, происходившего в светлый день Благовещения Пресвятой Богородице: “В числе посетивших этот ученый праздник он (т. е. университет) с благодарностию видел первых сановников государства, всех почти ученых столицы и множество любителей просвещения”. В университетской церкви была отслужена литургия, а после – “совершено по сему случаю молебствие”. Потом “посетители перешли в залу торжественных Университетских собраний” (нынешний Актовый зал – на втором этаже, почти под самой церковью), где ректор И. П. Шульгин произнес речь. “По окончании Акта посетители осматривали весь Университет”.

1838 учебный год начался с торжественного молебна в университетской церкви. Впоследствии каждый новый учебный год открывался молебном. Также молебен служился ежегодно 8 февраля, по случаю основания университета: вспомним, что именно в этот день, в 1819 г., в здании Двенадцати коллегий была освящена Преображенская церковь для студентов; тогда же начались занятия в университете, преобразованном из Педагогического института.  

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков