Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3676), 29 июня 2004 года
айда в кино!

Такие
настали
времена

Многие из нас знают, что митьки — это художники. Художники именно питерские, а потому близкие и понятные всем нам, жителям этого вечного города. Своеобразная вещь в себе. Не многие знают, что помимо художественной деятельности они еще и оригинальные литераторы, разрабатывающие концепцию своего художественного видения и миропонимания. И уже точно мало кто знает, что некоторые из них довольно успешно занимаются кинематографией. Виктор Тихомиров, митек со стажем, пишет статьи, книги, снимает кино, которое можно подвести под категорию «элитарное», кино интересное и сложное, требующее неустанной работы мысли от зрителя. 19 мая он демонстрировал два своих фильма «Андрей Битов, зеленый чемодан» и «Б.Г., Лев Толстой» в кинолектории на филологическом факультете университета.

Виктор Тихомиров в своей творческой студии.

Виктор Тихомиров в своей творческой студии.

К началу просмотра в зале собралось не больше девяти человек. Малое количество зрителей — отнюдь не показатель качества фильма, а скорее еще одно свидетельство элитарности представляемого. Предположения могут быть такие: прочитав объявление, молодежь не составила собой аудитории, потому что короткометражка и митьки —  это что-то непопулярное, немодное, следовательно, ненужное. Преподавательский состав не отреагировал скорее потому, что из двух заявленных фильмов второй имел в своем названии аббревиатуру Б.Г., что-то явно промолодежное. Таким образом, данное мероприятие провалилось в своеобразную лакуну непонимания, но и поэтому же обеспечило себе благодарную и подготовленную аудиторию.

Первым показывали фильм «Андрей Битов, зеленый чемодан», проникновенную исповедь писателя о жизни, хаосе и порядке под экспрессивную импровизацию гобоя. Старый одинокий писатель у себя дома, окруженный хаосом вещей, лежит на кровати, накрывшись пледом, курит и о чем-то думает, рядом на стуле человек выдувает бешеные ритмы из духового инструмента. Весь фильм – это рассуждение на тему: хаос или порядок. Хаос вокруг и хаос внутри.

Второй фильм — довольно интересная музыкальная фантазия с Борисом Гребенщиковым в кадре. Это фильм о творчестве Гребенщикова, о котором говорится языком книг Льва Толстого. В качестве саундтрека использованы песни группы «Аквариум». В самом начале голос Гребенщикова предупреждает нас, что дальше Львом Толстым будет совершенно другой человек, и сам появляется в кадре с нестриженой бородой. В середине картины появляется довольно интересное сооружение, Вавилонская башня, сделанная из сена. Это инсталляция московских митьков, сооруженная силами поселян деревни Никола- ленивец,  под руководством художников Николая Полисского и Константина Батынкова.

По окончании просмотра я поговорил с Виктором Тихомировым о его столь разнообразном творчестве.

— Почему так мало людей собралось, что вы думаете?

— Могло и вовсе никого не оказаться. Люди теперь дорожат своим временем и вправе иметь хотя бы иллюзию гарантии того, что оно будет не зря потрачено.  Надо рекламировать мероприятие или его не затевать. Миллионы зрителей посещают ничего не стоящие зрелища и даже вредные, поскольку те рекламировались. В данном случае правильно было бы организаторам, если они считают фильмы полезными, пригнать студентов силком, что тоже — неплохая реклама, но это вряд ли возможно, так что я рад и девяти зрителям. Главное, я не омрачил своих дружеских и вполне бескорыстных отношений с Натальей Кузнецовой и выполнил то, что обещал. Думаю, у непришедших были дела поважнее. Если же кто-то заинтересуется, то на канале «Культура» время от времени можно видеть  мои фильмы. Вот я должен успевать делать эти фильмы или картины писать, а показывают всегда другие люди.  В этом смысле с приходом капитализма роли резко разделились, и устройство каких бы то ни было зрелищ требует особого таланта, да и денег зачастую.

— А почему художник Тихомиров стал снимать кино?

— Такие настали времена, что приходится уподобляться «титану Возрождения». Ни один из видов искусства в отдельности не востребован обществом в такой мере, чтобы «творец» не чувствовал себя в унизительном положении.  Да и увлекательно это освоение «смежных» с основными выразительных средств. Можно в кино снимать живопись или писать картины, как кадры для съемки. Сочинительство, само собой, всегда приходится кстати. Тут тебе и сценарии, тут и тексты на холстах, тут и литературные опыты. Но кино (или видео) — самый синтетический вид искусства, самый пластичный, с практически неограниченными возможностями. Если еще оно финансируется и можно привлекать чужую талантливость (музыкантов, актеров, декораторов, гримеров, операторов, и т.д.), то соблазн растет еще в сотни раз. Отсюда и престиж, и авторитет режиссерского звания. Но и ответственность, поскольку это массовый все же вид искусства. К тому же малейшая глупость вся сразу на виду, один раз лопухнешься и никогда уж не оправдаешься, не обежишь всех зрителей с разъяснениями по поводу того, что ты «имел в виду». Об этом и журналистам полезно помнить.

— Я знаю, что вы еще занимаетесь литературой…

— Да, помимо статей со временем накапливаются чисто литературные какие-то сочинения и потихоньку кое-что из более-менее крупного продвигается, корректируется временем. Даст Бог, вторую книжку удастся вскоре издать. Но для качественного сочинительства требуется, конечно, уединение и некоторый хотя бы покой. Пока мне этого достичь не удается по «неуемности» характера, так что главное в литературной работе, я надеюсь, ожидает меня в довольно отдаленном будущем, с потерей некоторой части физического здоровья, если только к той поре публика вовсе не забросит чтения. Тогда и я заброшу сочинительство, но займусь каким-нибудь китайским культуризмом.  

Сергей Китов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков