Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3676), 29 июня 2004 года
прямая речь

Об организации
научных исследований в СПбГУ

На должность проректора СПбГУ по научной работе профессор В.Н.Троян пришел 11 лет назад, в марте 1993 года – по приглашению Станислава Петровича Меркурьева. Успех его участка работы, по словам Владимира Николаевича, можно оценивать по сумме инвестиций, приходящих в университет. В последние годы объем инвестиций растет: 150 млн рублей в 2002 году, 200 млн – в 2003-м и 250 млн руб. – в этом году.

Проректор по научной работе профессор В.Н.Троян

Проректор по научной работе профессор В.Н.Троян

– Этот рост связан с активным участием ученых университета в конкурсной системе грантов и с оживлением промышленности в стране, с ростом количества хоздоговоров, – объясняет Владимир Николаевич ТРОЯН. Мы беседуем с ним о том, как организована научная деятельность в нашем университете, как ею управляют, как она развивается.

Начали мы разговор с нерешенной и важной проблемы. В современной науке многие исследования проводятся на стыке наук. Более того, многие прорывы в науке последних десятилетий связаны как раз с междисциплинарными исследованиями – в решении экологических проблем, в области теории сложных систем, в решении проблем общества и человека в целом.

– И в университете, и в России в целом нет реального механизма проведения междисциплинарных исследований и организации междисциплинарных образовательных программ, – рассказывает Владимир Николаевич. – По университетским традициям, под каждое направление научной или образовательной деятельности должна быть кафедра, лаборатория, факультет. Для проведения междисциплинарных научных исследований мы создаем временные творческие коллективы.

И если межкафедральные исследования и образовательные программы еще развиваются, то для организации межфакультетских существуют большие трудности. Должен быть выделен один факультет в качестве основного, а другие идут как вспомогательные. Необходимо проводить программу через соответствующий ученый совет факультета, который утверждает данную программу, куда приглашаются профессора с других факультетов. Но всегда возникают сложности с выбором основного факультета. Какой создать механизм для реализации междисциплинарных исследований и программ? На последнем заседании Ученого совета было дано задание методической комиссии найти такой механизм.

Структура

– Мы начали с постановки частной, вроде бы, проблемы – о междисциплинарных исследованиях, чтобы посмотреть, насколько существующая система управления наукой в университете адекватно отражает реальную ситуацию. Владимир Николаевич, расскажите, пожалуйста, о структуре управления наукой.

– В эту структуру входят четыре больших блока: Управление аспирантуры и докторантуры, Управление научных исследований, Телекоммуникационные службы СПбГУ и Отдел интеллектуальной собственности и трансфера технологий, – Владимир Николаевич разворачивает передо мной схему управления.

Управление аспирантуры и докторантуры координирует подготовку специалистов высокой квалификации. Его возглавляет опытный руководитель Лилия Прокофьевна ШЕВЯКОВА, она недавно подготовила методические указания для всех вузов России. Управление обеспечивает лидирующее положение СПбГУ в стране – и по количеству, и по качеству диссертаций. В 2003 году, к примеру, было защищено 47 докторских и 164 кандидатские диссертации (не считая защит после окончания аспирантуры). Опубликовано в целом по университету 309 монографий, 319 сборников научных трудов, 503 учебника, 5908 статей. Проведено 1636 научных конференций, в том числе 870 международных.

Главная проблема с диссертациями – не очень высокий процент защит в срок (например, только 19% аспирантов защищаются вовремя). К этому есть объективные предпосылки. Первая: небольшая стипендия и необходимость работать во время обучения в аспирантуре или докторантуре. Во-вторых, многие экспериментальные специальности в физике, химии, биологии требуют длительных промежутков времени на подготовку установки к работе и на проведение эксперимента. Кроме того, устаревшая материально-техническая база создает большие сложности для молодых исследователей и тоже задерживает подготовку диссертации. Есть и субъективные факторы: в первую очередь, это снижение требовательности со стороны научных руководителей, деканов и специализированных ученых советов. Многое зависит от дисциплины и наведения порядка, и на наших совещаниях мы постоянно напоминаем об этом.

Управлением научных исследований руководит Владимир Юлиусович СЕПМАН. В управление входят: отдел сопровождения научно-исследовательской работы (начальник Ольга Васильевна МОСКАЛЕВА), отдел маркетинга и консалтинга (начальник Сергей Николаевич БОРИСОВ), планово-финансовый отдел (начальник Валентина Яковлевна РУДАКОВА), информационный отдел (начальник Николай Николаевич ШУБИН). Недавно обсуждался вопрос о том, чтобы создать общеуниверситетские службы маркетинга и консалтинга, но у научных исследований есть своя специфика, а у обучающих программ – своя. И в той или иной форме нам будет необходим собственный маркетинговый отдел. Точно так же, как в Управлении научных исследований существует свой планово-финансовый отдел – несмотря на то что в университете существует планово-финансовое управление.

Отдел маркетинга и консалтинга занимается сбором информации по возможным инновационным проектам – сейчас их порядка двухсот описано на сайте Управления научных исследований. Таким образом, мы рекламируем возможности наших ученых, и желающие инвесторы могут завязывать деловые контакты. Этот же отдел собирает информацию о конкурсах грантов различных фондов в России и за рубежом. Эта информация важна при поиске партнеров за рубежом, особенно для молодых ученых, которые хотят установить научные контакты с коллегами из других стран для совместного участия в конкурсах.

Наш планово-финансовый отдел помогает в решении вопросов, связанных с планированием научных проектов. В научных институтах университета есть свои бухгалтерии и свои планово-финансовые службы, но есть факультеты (восточный, исторический, психологии и др.), которые не имеют профильных институтов, они пользуются услугами планово-финансового отдела УНИ.

Информационный отдел поддерживает сайт Управления научных исследований, обновляет информацию о научных конференциях и конкурсах.

Телекоммуникационных служб в университет две, поскольку территориально СПбГУ расположен в основном на двух площадках: в Санкт-Петербурге и в Петергофе. Василеостровский телекоммуникационный центр возглавляет Валерий Александрович ЛОВЧИКОВ, а Петродворцовый телекоммуникационный центр – Валерий Иванович ЗОЛОТАРЕВ. Они объединяют оптоволоконными связями все здания университета, все лаборатории, кафедры, отделы, обеспечивают выход в Интернет и электронную почту.

Кроме того, в Петродворцовом учебно-научном комплексе есть кластер высокопроизводительных вычислений – современный суперкомпьютер. До недавнего времени университетские физики, химики, математики, биологи и другие ученые вынуждены были ездить в западные университеты и научные центры, чтобы решать там свои задачи. Своих мощностей явно не хватало. А теперь вычислительные возможности у нас не хуже, чем на Западе. Основные направления исследований на кластере связаны с математическим моделированием различных процессов, которое требует большой производительности. Мы постепенно наращиваем мощности этого центра. На матмехе есть кафедра высокопроизводительных вычислений, близкое направление развивается и на факультете ПМ–ПУ. Получают все большее распространение процессы компьютерного моделирования и в гуманитарной сфере – скажем, модели развития общества в социологии, экономические задачи, моделирование управления в менеджменте, человека – в психологии, живых объектов – в биологии и т.п.

Отдел интеллектуальной собственности и трансфера технологий – одно из важных направлений развития науки в университете. Отдел возглавляет Игорь Федорович ЛЕОНОВ, опытный специалист, который принимал активное участие в подготовке Закона об интеллектуальной собственности. Использование интеллектуальной собственности на благо города и страны, трансфер технологий, инновационные задачи – сегодня эти вопросы важны не только для университета, но и для России в целом. Ведь сегодня на мировом рынке высокоинтеллектуальных технологий Россия занимает всего 5%, в то время как США – больше 30%

– Эта структура управления будет изменяться, или она вас устраивает?

– Видимо, в ближайшее время будет образовано новое управление, которое будет заниматься Наукоградом в Петергофе. Там будет создан Технопарк, он объединит инновационные центры, малые предприятия, которые будут внедрять результаты научных исследований наших ученых естественных факультетов. Наукоград может дать новый импульс в трансфере технологий. Надеюсь, что появятся новые рабочие места, новые возможности для сотрудников университета получать достойную заработную плату. Молодежь, с одной стороны, сможет заниматься высокой наукой, а с другой, работать в какой-либо фирме и поддерживать свой материальный достаток.

Все документы на открытие Наукограда мы собрали, прошли все комиссии и согласования, но тут произошла реорганизация правительства. И теперь документы проходят повторное согласование в новых министерствах и ведомствах. Надеюсь, что к осени этот вопрос должен быть решен.

Мы продолжаем разговор с проректором В.Н.Трояном о науке в университете.

– Отдельные категории научных работников в университете получают какую-то особую поддержку? Молодые ученые, к примеру?

– В последние годы мы ввели новую программу поддержки “для постдоков”, то есть для молодых кандидатов наук. Молодой научный сотрудник после защиты кандидатской диссертации остается работать в университете: он получает небольшую педагогическую нагрузку и продолжает заниматься своей научной проблемой. Ему в течение трех лет выплачивается зарплата в размере ассистента с надбавкой. Каждый год по 30-35 молодых исследователей проходят по этой программе поддержки. В ближайшее время мы планируем увеличить зарплату этой категории сотрудников и продлить время работы постдоков с трех до четырех-пяти лет. Но этот вопрос требуется обсудить с деканами и директорами институтов, а затем утвердить на Ученом совете.

Кроме того, по инициативе университета и Конкурсного центра фундаментального естествознания в прошлом году Министерство образования впервые провело конкурс грантов для аспирантов. Это серьезная общероссийская программа поддержки молодых ученых – они получают по 100 тыс. рублей в течение года. Мы настаиваем, чтобы конкурс стал постоянным и был поддержан новым Министерством образования и науки.

– Проблема с неравенством положения преподавателей и ученых в университете по-прежнему еще не решена?

– Эта проблема – социальная. Так установлено на законодательном уровне: условия финансирования научных работников и преподавателей существенно различаются. У преподавателей – стабильная заработная плата в соответствии с разрядом по тарифной сетке. А зарплата ученых складывается, как указано в документах, из различных источников: тематический план, гранты, хоздоговоры и прочие. Но все дело в том, что объем базового финансирования очень низок и составляет порядка 10% от общего объема. Поэтому мы не можем даже объявить конкурса на замещение должностей научных работников. Хотя, конечно, ситуация неоднородна: в некоторых группах исследователей, которые стабильно получают крупные гранты, зарплата сильно превышает зарплату преподавателей, а в других с трудом находятся лишь небольшие гранты.

Ректор СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая не раз выступала на совещаниях различного уровня, в том числе с участием премьер-министра и президента, и говорила о необходимости в университете ввести единый штат ученых и преподавателей. Это решение пока не созрело, но объем финансирования научных сотрудников по тематическому плану, возможно, будет увеличен раза в четыре. Новый министр образования и науки А.А.Фурсенко обещал это сделать с 2005 года.

Одна из серьезнейших проблем – это устаревшая практически на 80% материально-техническая база наших институтов. Мы стараемся решать эту проблему разными путями: за счет российских и зарубежных грантов, участия в крупных международных проектах. Например, недавно был подписан договор с фирмой «Карл Цейсс» – по немецкой кредитной линии планируется поставка приборов на сумму до 2 млн евро. Мы также выступили с инициативой введения федеральной целевой программы поддержки приборной базы по ведущим университетам России. Таких университетов в стране должно быть 10–15 – Санкт-Петербургский, Московский, Новосибирский и др. Объем их финансирования должен быть на уровне европейских университетов. Тогда есть шанс сохранить российскую систему образования и науки и реально вступить в европейское образовательное и научное пространство полноправными членами.

На совещании 18 сентября 2003 года в Берлине по поводу Болонской конвенции было еще раз подчеркнуто, что Болонский процесс подразумевает единство науки и образования. Только при высоком уровне научных исследований университеты конкурентоспособны на рынке образовательных услуг. Поэтому, наряду с требованиями к качеству образования, к переходу на двухуровневую систему, к совместимости учебных программ, к обмену студентами и преподавателями, будут предъявлены требования и к научной деятельности университетов стран, входящих в Болонскую конвенцию. Университеты будут оцениваться по участию студентов и аспирантов в реальной научной деятельности, по оснащенности университетов приборами и оборудованием. Кадры, материально-техническая база и финансирование науки – эти три проблемы необходимо решить, чтобы обеспечить будущее российской науки и высшего образования.  

Вопросы задавал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков