Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3676), 29 июня 2004 года
прямая речь

Индивидуальный подход
к общим вопросам намерен
воплощать в своей проректорской деятельности
И.В.Мурин

Интервью с проректором по общим вопросам И.В.Муриным открывает серию из пяти бесед с людьми, возглавившими реформированную систему ректората. Напомним, что в целях обеспечения большей прозрачности и четкости управления университетом структура ректората претерпела значительные изменения: число проректоров сократилось до пяти, за каждым из них теперь закреплен строго определенный круг вопросов и обязанностей. Насколько широк он у проректора по общим вопросам? За ответом мы обратились к И.В.Мурину.

Проректор по общим вопросам И.В.Мурин

Проректор по общим вопросам И.В.Мурин

– Игорь Васильевич, вы сейчас находитесь в статусе проректора по общим вопросам. Как это отразилось на сфере вашей компетенции?

– В компетенцию любого проректора, как и проректора по общим вопросам, входят два основных блока проблем: административные и функциональные. Я начну с первого блока проблем – курирования издательства и библиотеки. Напомню, что наше издательство находится в стадии становления в новом организационном качестве – АНО «Издательство СПбГУ». Основными целями и видами деятельности АНО «Издательство СПбГУ» остаются организация и осуществление редакционно-издательской и полиграфической деятельности университета, а также распространение издаваемой литературы в России и за рубежом. В настоящее время выработан алгоритм функционирования издательства внутри университета в новом юридическом статусе, обсуждена и выбрана оптимальная модель переоборудования типографии издательства для повышения ее технических возможностей за счет развития послепечатного участка типографии. Следующим этапом развития издательства может быть переход на новые способы книгоиздания, используя цифровую печать и тиражирование книг «по требованию».

– В чем преимущество новой структуры АНО?

– На наш взгляд, подобная структура позволит более оперативно и гибко решать вопросы модернизации и совершенствования работы издательства, активно привлекая инвестиции сторонних организаций, выстроить более четко взаимоотношения со структурными подразделениями университета при полном выполнении обязательств АНО перед университетом, заложенных в соответствующем договоре.

– Что вы можете сказать по поводу библиотеки?

– Известно, что существует проект по реконструкции зданий СПбГУ, прежде всего зданий НИФИ и Института земной коры под новый библиотечный комплекс. Эта реконструкция должна пройти на самом современном уровне – как с точки зрения строительных технологий, так и обеспечения качественно новых условий хранения и выдачи книг, а также введения электронной системы поиска изданий.

– Сколько примерно времени может занять реконструкция здания?

– Трудно сказать точно, все зависит от финансирования. Существует концепция развития научной библиотеки: здесь и работа с коллекциями, и создание электронных каталогов, и перемены в обслуживании читателей – целый спектр проблем, решение которых позволит обеспечить более удобное пользование нашей – без преувеличения – уникальной библиотекой.

– Насколько я знаю, реформировать предполагается и информационный отдел. В чем это будет выражаться?

– Я бы не сказал, что речь идет о реформировании. Безусловно, необходимо проанализировать основные направления деятельности информационного отдела с точки зрения выполнения им основных функций службы информации и связи с общественностью. Для университета это очень важный участок работы. В информационный блок, по всей видимости, должны войти справочная служба, служба сбора и обработки первичной информации (и здесь важна связь с подразделениями университета для сбора оперативной информации), служба редакционной подготовки и оформления полиграфической продукции (в первую очередь, рекламно-информационных материалов о деятельности университета, PR-акциях и т.д.). PR-деятельность должна быть обеспечена необходимой службой подготовки и обслуживания PR-мероприятий и пресс-службой. Как видно, здесь большой фронт работы и необходимость поиска кадрового сопровождения этой деятельности.

– У вас на схеме я вижу еще два отдела, деятельность которых также весьма важна для успешного функционирования университета – это отдел документационного обеспечения и архив. Расскажите, пожалуйста, о них.

– Действительно, оба эти подразделения сейчас также входят в круг подотчетных мне структур. От грамотного обеспечения документами в университете зависит многое. Наша жизнь насквозь пронизана различными распоряжениями, инструкциями, приказами. К сожалению, их подчас даже слишком много. Для того чтобы уменьшить их количество и повысить эффективность, нужно во многом перестроить работу отдела на новой основе, привлекая не только современные технические средства, но и изменив организацию работы. Например, большую часть документации хотелось бы перевести с бумажных носителей на электронные. Должны быть внесены изменения и в схему оформления и регистрации документов.

– Какие преобразования ждут архив?

– Архив – это 1,5 миллиона дел, охватывающих период с 1917 года по настоящее время и отражающих историю университета во всех его жизненных ипостасях. Архив выполняет не только функцию хранения и выдачи информации по запросам граждан (это более 1500 за год), но и является базой для проведения научных исследований, в которых заинтересованы не только российские, но и зарубежные ученые. А потому улучшение деятельности архива, приведение его в современный вид имеет также большое значение. У большинства людей архив ассоциируется с пыльными полками, бесконечными полутемными помещениями, железными дверьми с амбарными замками. Нам хотелось бы изменить стереотипы. Все-таки в ХХI веке в таком университете, как наш, можно ввести тот же электронный поиск документов, чтобы не стоять часами у полок, перебирая папки. Ведь к нам в архив обращаются очень много людей – например, выпускники самых разных лет. Многие из них уехали за границу, и там им понадобилась та или иная справка для подтверждения каких-либо обстоятельств их жизни в университете – все эти документы можно найти только в нашем архиве. Вот, собственно, те административные сюжеты, которых мне хотелось коснуться, говоря о новой сфере моей компетенции.

– Можно переходить к функциональным аспектам вашей деятельности?

– Да. В сегодняшнем интервью я, конечно, не смогу подробно остановиться на всех вопросах, которыми мне приходилось или предстоит заниматься, но на основных направлениях все же остановлюсь. Прежде всего, это курирование общественных организаций университета и, в первую очередь, профсоюзных организаций, обсуждение различных важных вопросов жизнедеятельности университета, поиск совместными усилиями наиболее оптимальных путей социальной защищенности универсантов, создания наиболее благоприятных условий труда.

– Я вновь обращаюсь к схеме, лежащей перед вами. Расскажите чуть подробней о блоке вопросов, которые сформулированы как: «Взаимодействие с внешними организациями».

– Вы сами понимаете, что университет, являясь мировым центром образования, науки и культуры, связан с большим количеством внешних организаций. Поэтому каждый проректор в той или иной степени, безусловно, осуществляет эти функции. Приведу лишь несколько примеров из того, что в данный момент является наиболее важным. Видимо, впервые в нашей истории готовится заседание правительства города с участием министра образования и науки РФ, на котором будет рассмотрена стратегия развития СПбГУ и принято соответствующее постановление. Данное заседание планируется провести в конце июля, и сейчас идет активная работа по согласованию основных (финансовоемких) позиций в плане мероприятий по реализации стратегии с профильными комитетами правительства города и Федеральным агентством по образованию. Другой пример – на базе СПбГУ создана Ассоциация вузов Северо-Западного федерального округа, объединяющая более 90 высших учебных учреждений. В мою компетенцию входит координация работы Совета данной Ассоциации – проводится большая работа по объединению усилий вузов СЗФО в различных областях образовательной и научной деятельности, создается единая информационная среда, образован Спортивный студенческий союз, успешно издается Вестник вузов СЗФО.

– Кроме того, такая совместная работа СПбГУ и вузов Северо-Запада позволяет выработать общие позиции по ключевым вопросам реформы образования. Например, по комплексу проблем, связанных с присоединением к тому же Болонскому процессу?

– Совершенно верно. Эти вопросы неоднократно обсуждались на заседаниях Совета ректоров вузов СЗФО, и сейчас, в конце июня, запланировано очередное заседание, на котором будут рассмотрены, в частности, не только вопросы интеграции в общеевропейское образовательное пространство, но и злободневные вопросы, касающиеся «антивузовских» законодательных инициатив, взбудораживших всю вузовскую общественность. Несколько слов о курировании вопросов, связанных со статусом СПбГУ как базовой организации государств-участников СНГ по подготовке специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук. Этот статус университет получил в прошлом году. Этому предшествовала большая подготовительная работа в течение полутора лет. Неоднократно приходилось участвовать в конференциях министров образования стран СНГ и совета по содействию образования стран СНГ. Возложение на СПбГУ миссии подготовки кадров для стран СНГ важно еще и потому, что на фоне нашей интеграции в общеевропейское образовательное пространство не стоит забывать, что стратегическими партнерами для России до сих пор остаются страны СНГ. Создание общего образовательного пространства внутри Содружества Независимых Государств является не менее приоритетной задачей, чем вхождение в Болонскую зону. Более того, наш университет мог бы стать (а по большому счету, уже является) мостом между странами СНГ и Европы в сфере образования. Так что миссия, уготованная нам Петром, находит свое выражение и здесь.

– В заключение скажите, как, на ваш взгляд, структурные преобразования ректората согласуются со стратегией развития университета?

– Цели, обозначенные в Стратегии развития университета, не могут быть достигнуты без четкого управления. Поэтому вопрос состоит в том, чтобы как можно оптимальней организовать работу ректората, его управлений, чтобы путь от принятия решений до их реализации был более коротким, а взаимодействие служб ректората и факультетов – более прозрачным и понятным с четким разделением функций и сфер ответственности. Нужно, чтобы люди знали, кто за какой фронт работ отвечает и к кому обращаться по тем или иным вопросам. Таким образом, изменения в структуре ректората, которые привели к более четкому разграничению компетенций, способствуют более оперативному и гибкому решению всех возникающих вопросов. Безусловно, жизнь внесет свои коррективы, но вектор развития, который выбран, представляется мне перспективным.  

Беседовал Игорь Макаров

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков