Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3676), 29 июня 2004 года

Аспирантура –
решение, которое требует зрелости

С развитием общества профессия психолога становится все более востребованной. Выпускник факультета психологии вряд ли останется безработным, другое дело, что основная часть предлагаемых вакансий приходится на должность школьного психолога. Те, кто чувствует в себе силы продолжать обучение, идут в аспирантуру. За судьбой остальных наблюдают выпускающие кафедры, а с недавнего времени еще и факультетский отдел маркетинга.

На вопросы корреспондента «СПбУ» ответила заместитель декана по дневному отделению Светлана Ивановна Богданова.

С.И.Богданова.

С.И.Богданова.

— Светлана Ивановна, чем выпуск этого года отличается от других?

— Моя профессиональная деформация выражается в том, что в каждом человеке видишь неповторимую индивидуальность. Поэтому говорить о выпуске в целом не имеет смысла, можно говорить только об отдельно взятых студентах. За пять лет в каждом из них меняется представление о себе самом. Психологическое знание отличатся тем, что каждая крупица этого знания изменяет человека, который эти знания приобретает. В этом году можно выделить выпускников магистерской программы, показавших на итоговой аттестации выдающийся уровень теоретической подготовки и исследовательской квалификации по оценке Государственной аттестационной комиссии. Это Екатерина Калачикова, Наталья Мелешкова, Александр Мазанин.

— Чувствуется ли в выпускниках утомление после пяти лет такой работы над собой?

— Утомление чувствуется от труда, который они совершают. Диплом – это последний рывок, напряжение для некоторых запредельное. У кого-то опускаются руки, и наша задача в такой ситуации – поддержать студентов. Вот недавний пример: девушке 22 года, у нее четырехмесячный ребенок, в этом году она завершает бакалаврскую ступень обучения. Она вошла в кабинет со словами, что диплом в этом году она защищать не будет… и спустя два с половиной часа вышла с твердым намерением, что за неделю доведет свою работу «до ума». Ее можно понять: бакалавры учатся до 30 мая, у них нет полгода на диплом, 10 июня у них уже начинаются защиты работ. Это может привести человека в состояние растерянности. И мы помогаем на уровне квалифицированной психологической помощи индивидуального порядка. Массовой работы с такими студентами не организовано, но в перспективе мы собираемся организовать на факультете консультирование для студентов, которые нуждаются в такого рода поддержке. А пока преподаватель работает со студентом лично, несмотря на усталость и нехватку времени.

— Как поддерживается обратная связь с выпускниками?

— Эту функцию выполняет отдел маркетинга факультета психологии. Отдел занимается поиском талантливых абитуриентов по всей стране, организацией подготовительных курсов, работой малого факультета. Но кроме этого отдел маркетинга в прошлом году разработал анкету, адресованную выпускникам, чтобы получить сведения о том, куда ребята хотели бы пойти работать, куда устраиваются реально, каков их должностной статус сразу по окончании университета и через несколько лет. На уровне кафедр аккумулировать такие сведения проще, ведь на каждую из них приходится в среднем 20 выпускников. Ежегодный выпуск факультета – около 300 человек. А в отделе маркетинга пока всего один сотрудник. Поэтому основная работа с выпускниками ведется на кафедральном уровне. Очень активно работают с выпускниками кафедры инженерной психологии и психологии труда и психологии развития и дифференциальной психологии. Кафедра инженерной психологии ведет выпуск студентов по специальности организационная психология. Главное содержание подготовки специалиста – это умение провести психологический анализ рабочей команды в целом: содержание труда, психологический климат, перспективы развития команды. Это несколько больше, чем просто вопросы управления, шире, чем менеджмент в его обычном понимании. Естественно, что для этой кафедры связь с выпускниками очень важна. Кафедра сегодня находится на гребне волны, и проблемное поле, с которым приходится сталкиваться ее выпускникам, является основанием для совершенствования учебных программ. Кафедра психологии развития готовит специалистов для работы в образовательных структурах, и их выпускники также должны отвечать возрастающим требованиям в динамичных условиях развития образования в нашей стране.

— Интерес выпускников к науке в последние годы усилился?

— Да, за последние годы гораздо больше выпускников хочет продолжать обучение. Действительно, они могли бы реализовать себя в практике, найти оплачиваемую работу. Но все не так просто. Психологи, как и врачи и учителя, получают очень скромную заработную плату. Коммерческие фирмы психолога в штат не берут, их устраивают временные взаимоотношения, договоры заключаются на короткий срок, или заказываются разовые тренинги для совершенствования какого-то направления в работе организации. Такая работа, может даже и высоко оплаченная, никакой стабильности не обеспечивает. А работа в государственных структурах занятости с безработными – или в школах – оплачивается скудно. Конечно, для выпускника факультета психологии важны и другие мотивы, кроме высокой заработной платы – это чувство ответственности за окружающую действительность, за то, что они знают и умеют. Поэтому многие стремятся свои знания усовершенствовать. Конечно, не все выпускники подадутся в науку. Но их дипломные работы показывают, что они уже достигли высокого уровня профессиональной зрелости. Это грамотные специалисты, которые видят те проблемные поля, белые пятна, которые еще только предстоит раскрыть. К нам в аспирантуру поступают не только те, кто получает отличные оценки, и не только выпускники факультета психологии. В любом случае, чтобы осознать, что ты еще три года своей жизни можешь отдать занятию наукой в аспирантуре, требуется внутренняя зрелость. Безусловно, аспирант не только повышает свои знания, но и увеличивает самоотдачу, потому что наука требует гораздо больше самоотдачи, чем выполнение должностных обязанностей в любой сфере деятельности.  

Венера Галеева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков