Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 18 (3676), 29 июня 2004 года

А на матмехе собралась
хорошая компания…

Традиционно считается, что перед молодым специалистом остро встает проблема трудоустройства. Многие работают не по профилю, в результате чего теряется квалификация, и некоторые выпускники в поисках счастья уезжают за рубеж. Что специалисты матмеха больше других востребованы за рубежом – тоже хорошо известно.

О том, как живется сейчас выпускнику матмеха, я побеседовал с выпускником отделения информатики Владимиром Арефьевым.

– Владимир, почему ты решил поступать именно на математико-механический факультет?

– Где-то в шестом, седьмом классе я начал осознавать, что мне нравится заниматься вычислениями, нравится вообще оперировать цифрами, да еще и успехи были. Мне даже мой учитель по математике посоветовал перейти в школу с углубленным изучением математики, где программа, конечно, по сравнению с той школой, где я учился сначала, была и объемнее, и сильнее. И я довольно быстро приспособился и стал делать успехи, участвовать в различных олимпиадах по математике и физике. И вот где-то ближе к окончанию школы у меня сложилось такое представление, что мое будущее образование будет связано с математикой, так или иначе.

– А родители как-то повлияли на твой выбор?

– Мои родители вообще не имеют высшего образования. Как ни странно, но я первый в семье, кто получил диплом об окончании высшего учебного заведения. А на мой выбор, скорее всего, влияли друзья. Потому что многое, связанное с учебой в школе и поступлением, я делал, так сказать, за компанию – за компанию поступал в школу ФСБ, потому как друзья сказали, что там есть факультет, связанный с вычислениями, да и для мальчишки это было интригующим, но до экзаменов я не дошел, меня «забраковали» на медкомиссии; опять же за компанию я пробовал поступать в ЛИТМО, но как-то не заладилось. И, в конце концов, один из моих школьных друзей подбил меня участвовать в олимпиаде по математике. Дело в том, что я забыл сказать, наша школа № 419 имеет договор с университетом, то есть наши выпускные экзамены приравниваются к вступительным в университет, но не на все, конечно, факультеты, только на матмех, физфак и, по-моему, еще на химический факультет. Но хочу сказать, что когда я участвовал в олимпиаде, четкого осознания, что поступлю именно в университет и именно на матмех, еще не было. Кстати, многие, кто получил дипломы на этой олимпиаде, не пошли учиться в университет, я лично знаю только двух или трех человек.

– То есть ты сдал школьные экзамены, и они же были вступительными?

– Я не думаю, что именно этот факт был решающим в моем поступлении. Нас очень хорошо готовили в школе, так что если бы было нужно, я бы спокойно продемонстрировал свои знания на вступительных экзаменах. А когда я понял, что в принципе поступил в СПбГУ, решил, что, наверное, всем моим мытарствам и пришел конец. Опять же, на матмехе университета хорошо теорию преподают, это необходимо для фундаментальных знаний, во всех же остальных заведениях, куда я пробовал поступить, в основном практика по тому, что принято называть вычислительной техникой. Ну и ни для кого не секрет: университет – это высокий уровень преподавателей, уникальная научная база.

– Владимир, когда тебя только зачислили на первый курс, у тебя были какие-то представления о том, что ты хочешь получить от университета и от матмеха?

– Ну, как я уже сказал, интересно было продолжить заниматься любимым делом, ожидал, что получу те знания, которые будут мне необходимы в будущем. Хотел достигнуть какой-то независимости, определенного социального уровня. А специалисты, закончившие матмех, как известно, всегда найдут себе работу, да и за границу уехать возможность неплохая есть…

– Хотел за границу уехать?

– Я – нет. У меня никогда не было желания уехать в Америку, скажем, или еще куда. Я считаю, что наша страна – это страна больших возможностей. Специалисты с матмеха всегда котировались, на протяжении всех пяти курсов я видел на факультете объявления, что требуются специалисты на стажировку в разные заграничные фирмы и учебные заведения. Но, кстати, в Америку приглашали редко; скорее — стандартные страны — это Франция, Финляндия. Я понимаю, раньше человеку моей специальности сложно было заработать здесь деньги, поэтому и уезжали люди, а сейчас, когда столько заморских фирм открыли у нас здесь свои представительства, ехать куда-то зарабатывать деньги, в общем-то, нет надобности. Такие фирмы, как Motorola, Microsoft, ведут активную работу на нашем факультете. Сейчас скорее такая ситуация: если хочешь зарабатывать деньги практикой, можешь работать здесь, а если хочешь заниматься теорией, то там это выгоднее.

– После первой сессии у тебя не возникло ощущения, что это не совсем то, что ты себе представлял?

– Да, первая сессия! На первом курсе мы проходили базовые курсы по высшей математике, то есть те вещи, которые я изучал и в школе, только уже на уровне университета. А вот такие предметы, как теория групп, с таким не приходилось сталкиваться в принципе. Для понимания этого предмета требуется определенный уровень абстракции. Вот, например, поле естественных чисел, кольцо над полем естественных чисел: учась в школе, о таком даже не догадываешься. Поэтому вместе с проблемами в понимании предметов пришли и сомнения: а туда ли я поступил, справлюсь ли со всем этим. Я думаю, потому что было непонятно, было и отторжение. Но подошло время экзаменов, сел за книги, стал разбираться и разобрался. Самое главное – постараться представить себе все эти абстрактные фигуры и величины, а когда представишь, тогда и поймешь. В этом и была проблема – научиться мыслить математически.

– Что значит мыслить математически?

– Мыслить математически – это четкая логика, когда все объяснено и при необходимости доказано. И абстрагирование как критерий, потому что все-таки это жуткий формализм. Все должно быть четко и доказуемо, чтобы никаких «может так, а может эдак», и пока не докажешь – ты не прав. На первом-втором курсе кроме базовых предметов были и основы программирования, то есть зачатки будущей профессии, но все сводилось к практике, теоретические курсы начались с третьего года обучения. А так — писали простенькие программки на языке C, и все это казалось простым и малоинтересным; думал, неужели будущая работа будет такой же. Но началась теория, и был предмет, который мне действительно понравился, он назывался «Теория языков», где речь шла о грамматиках, о самих языках программирования.

– Это возможно – сравнить владение каким-нибудь иностранным языком и владение языком программирования?

– Схожесть в том, что есть определенные правила; в языке, на котором мы разговариваем, есть алфавит, а там набор символов. Что интересно, я раньше думал, что настоящий программист тот, который отлично владеет одним или двумя языками программирования, а потом понял: нас в университете учили программировать в принципе, какой язык – это не так важно. Думаю, что для любого выпускника матмеха кафедры информатики не проблема написать программу на любом языке, на котором потребуется. Когда я писал курсовые, они были на трех разных языках каждая.

– Как ты себе представлял профессию и вообще работу по специальности?

– Честно говоря, реально представил свою профессию я только курсе на четвертом, когда пообщался со старшекурсниками, которые уже работали в разных фирмах, таких как Digital design, Microsoft, и уровень дохода у них был 500-600$. Я поначалу, конечно, боялся, что программист – это крайне скучная специальность, но потом уловил, что увлекательность в том, чтобы перебороть машину. Интересно, но на первых курсах я работал в основном с детьми, в студенческом педагогическом отряде «Сказка», репетиторствовал, на выборах один раз работал. Да, работая на выборах, я первый раз реализовал свои знания и получил за это деньги, знания именно в профессиональном плане, им нужна была база данных, и я ее написал. А насчет репетиторства, то там даже довольно тяжело поначалу было, не в плане знаний, а в умении объяснить, донести свою мысль до другого человека. Ближе к диплому стал думать, что я умею. Программировать, честно, не хотелось: просиживать за компьютером часами и ничего не видеть вокруг себя. Я хотел общаться с людьми. И я пошел работать системным администратором, где основной моей задачей было обслуживать компьютеры и помогать сотрудникам разбираться в программах. У меня получалось, и это принесло свои плоды, я был на хорошем счету и вырос по служебной лестнице, в мои обязанности вошло делать сайт.

– Подожди, но я знаю многих людей, которые без математического образования тоже делают сайты!

– Нет, они, скорее всего, занимаются наполнением информацией уже созданного сайта или делают в основном виртуальные варианты текстов, а вот интернет-магазин сделать отнюдь не так просто. Хотя, если честно, для выпускника матмеха писать сайты это то же самое, что для выпускника экономического факультета торговать с лотка, с точки зрения профессии это элементарно. Кстати, мой диплом был на экономическую тему. Он назывался «Формирование эффективного инвестиционного портфеля». То есть я сделал программный продукт, который позволяет решить задачу инвестора. В нашей стране программные продукты в различных областях человеческой деятельности только начинают применяться.

– Где ты сейчас работаешь?

– Я остался в той самой фирме, где я работал системным администратором. Я понял, что начинаю тупеть, потому что, конечно, нет никакого развития, и решил осмотреться в других офисах фирмы. В итоге я работаю в отделе перестрахования. И это интересно, потому что связано с математикой. Я планирую написать для того же отдела программу, позволяющую избавиться от такого количества бумаги. Это действительно необходимо, сейчас у нас в стране наблюдается полное отсутствие своего программного обеспечения, есть С1, ну а все остальное спит и видит, когда хоть какое-то программное обеспечение будет создано. А делать это своевременно не получается, потому что у нас слишком многие против этого. Если начальник не понимает выгоды, то тут уже ничего не поделаешь.

– Ты хочешь продолжать обучение на матмехе, в аспирантуре, например?

– Да, сейчас ощущаю острое желание учиться. Хочу пойти в аспирантуру заниматься теорией решения изобретательских задач. Это еще и потому интересно, что область применения абсолютно ничем не ограничена.

– В итоге ты сегодня доволен тем, что выбрал матмех университета?

– Конечно, я получил те знания, которые позволяют мне не разделять работу и профессиональные интересы.  

Сергей Китов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков