Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3675), 18 июня 2004 года

В краю горных орлов

Лингвистическая практика студентов университета

В сентябре 2003 г. состоялась поездка преподавателей и студентов кафедры общего языкознания в «летнюю школу» албанского языка при Тиранском государственном университете. Данная практика продолжила традицию обмена студентами и преподавателями между Санкт-Петербургским государственным университетом и ведущим вузом Албании. Не секрет, что в истории отношений наших стран не все складывалось гладко. За периодом большой дружбы и широких обменов делегациями в 1940-1950-е гг. последовал долгий этап разрыва не только научных и экономических связей, но и дипломатических отношений. С приходом в начале 1990-х гг. к власти в этой горной балканской стране демократических сил, контакты разного уровня начали постепенно расширяться. В рамках двухсторонних отношений стали регулярными поездки наших студентов на языковые курсы в Албанию.

Автор статьи (слева) на ступеньках перед Национальным музеем с Дашей, Валей и Сережей.

Автор статьи (слева) на ступеньках перед Национальным музеем с Дашей, Валей и Сережей.

Поездка 2003 г. стала особенно знаменательной. Ее участниками стали студенты двух отделений филологического факультета – албанского и новогреческого. В Тирану ездили семь студентов и два преподавателя – А.А.Новик и А.Х.Гирфанова. Обучение в летней школе при университете продолжалось ровно месяц. За это время студенты не только посещали занятия по практическому языку, но и прослушали ряд лекций по литературе, языкознанию, этнографии, истории, географии и экономике Албании. В ряде случаев лекции перерастали в научные дискуссии и обмен мнениями по разным проблемам албановедения. Обучение в университете было совмещено с поездками по стране. И увиденное воочию многообразие природных красот страны и культурных достижений албанского народа оставило неизгладимый след у всех участников университетских курсов.

Какая же она, Албания?
Страна и люди

Албанцы (самоназвание shqiptarлt – шкиптарэт) составляют основное население Республики Албания, а также края Косово, бывшей территории Югославии. Существует красивая легенда, согласно которой название страны (Шкипэрия) и самоназвание албанцев восходят к слову «шкипонь» (горный орел) и отражают гордый, независимый характер ее древнего и славного народа. Эту легенду очень любят повторять журналисты. Научное же объяснение местного названия Албании – «страна, где говорят ясно, понятно», а албанец – «тот, кто говорит ясно, понятно».

Собор в Корче.

Собор в Корче.

Что касается современного расселения албанцев, то в самой Албании насчитывается 3,5 млн жителей, около 2 млн албанцев проживают в Косово. Важная особенность территориального размещения албанцев в бывших республиках Югославии состоит в их высокой концентрации не только в Косово и Метохии, но и на юге Сербии, а также в ряде юго-восточных областей Черногории (общины Улцинь, Подгорица, Плав и др.). В Черногории насчитывается более 40 тысяч албанцев. Значительное албанское население имеет Македония, здесь насчитывается более полумиллиона этнических албанцев. Около 150 тысяч албанцев проживают в Греции (без учета находящихся в стране нелегальных мигрантов). 48 албанских коммун имеется в Италии (Калабрия, Сицилия и др. области). Значительная албанская диаспора представлена в США, Турции, Германии, Швейцарии, Швеции и других странах. 4 албаноязычных села есть на юге Украины (три в Запорожской области, одно – в Одесской). Эти села были основаны выходцами с Балканского полуострова в XIX в.

Немного истории…

Албания, расположенная на юго-западе Балканского полуострова, отличается удивительным синтезом культур, развивавшихся на ее древней земле. Наиболее ранние следы человека, открытые археологами на территории современной Албании, относятся ко времени неолита (каменного века). Этническая принадлежность предков албанцев определяется на основании данных языка. Албанский язык принадлежит к индоевропейской семье, занимая в ней обособленное место. Предками албанцев одна часть лингвистов считает иллирийцев (Ф.Миклошич, Г.Майер, П.Кречмер), другая – фракийцев (Г.Хирт, Р.Вайганд). Известный исследователь Н.Йокль считал возможным говорить об иллиро-фракийской языковой группе. Так или иначе, иллирийских текстов не осталось, поэтому решение данного вопроса остается гипотетическим.

В период греческой колонизации VIII–VII вв. до н.э. на Адриатическом и Ионическом побережье будущей Албании возникли несколько греческих колоний – Эпидамн или Диррахий (совр. Дуррес), Аполлония, Бутрот (совр. Бутринт) и др. С IV в. до н.э. известны первые государственные образования иллирийских племен – энкелеев, таулантов и ардианов.

Расположенная на стыке двух цивилизаций – азиатской и европейской, — Албания была притягательной для многочисленных завоевателей. Различные государственные образования иллирийцев, расселение которых доходило от западных областей Балканского полуострова до районов Центральной Европы, не могли противостоять натиску римских легионеров. За века римского господства население Иллирии подверглось значительной ассимиляции, лишь население Южной Иллирии (те земли, где сейчас находится Албания) избежало полной романизации. С разделом Римской империи на западную и восточную части иллирийские земли переходят под власть Константинополя. Византийское правление продолжалось здесь почти 10 веков. За это время на данные территории претендовало много властителей, здесь хозяйничали вестготы и норманны, земли входили в состав Первого Болгарского царства и Сербского королевства, некоторыми городами владела Венецианская республика. Представитель утвердившейся в Южной Италии Анжуйской династии Карл I провозгласил в 1272 г. создание Королевства Албания со столицей в Дурресе. Вхождение албанских земель в различные государственные образования сопровождалось раздробленностью страны, а между тем на ее границах уже стоял грозный враг – турки-османы.

Гирокастра.

Гирокастра.

Появившиеся на Балканах в 20-е годы XIV в., турки захватывали территорию за территорией. В 1389 г. в битве на Косовом поле объединенные силы сербов и боснийцев, на стороне которых сражались отряды албанцев и влахов, потерпели поражение от турецкой армии. Сопротивление албанских горцев под предводительством Скандербега османскому вторжению продолжалось до смерти полководца в 1468 г. С момента покорения Албании начался процесс исламизации населения, приведший к началу ХХ в. к такой ситуации: 75 % жителей страны приняли мусульманство, 15 % (в основном на юге) было православных, 10 % (север Албании) исповедовали католицизм. За века господства турок неоднократно вспыхивали восстания, но независимости Албания добилась лишь в 1912 г.

Но уже в 1939 г. Албания была оккупирована итальянскими войсками, а незадолго до капитуляции Италии в Албанию в 1943 г. вступили немецкие части. Борьба албанского народа против фашистов привела к освобождению страны в ноябре 1944 г. В Албании началось строительство социалистической системы. Смена тоталитарного режима произошла лишь в начале 1990-х годов, когда к власти пришло демократически выбранное правительство. При разнообразии политических партий и течений, главными силами в стране являются социалисты и демократы.

Горы и море

Занимая площадь в 28,7 тысяч квадратных километров, то есть почти такую же, как Крымский полуостров, Албания не перестает удивлять многообразием флоры и фауны, изменчивостью ландшафта. Седые вершины гор, покрытые на склонах сказочными синими елями, стремительные воды горных рек и водопадов, сочные альпийские луга, холмы с причудливыми стволами оливковых деревьев, увенчанных серебристой листвой, сменяют побережье лазурного Адриатического моря с его мягкими песчаными пляжами, пальмами, яркими цветами. Южную Албанию омывают кристально чистые воды Ионического моря.

Жизнь албанского народа протекала на плоскогорьях Динарского хребта и в долинах рек. Горы, с их многочисленными лугами, благоприятствовали развитию скотоводства, в то время как равнины были удобны для земледелия. Обмен продуктами скотоводческого и земледельческого хозяйств существовал века. Охота и рыболовство являлись лишь подсобными занятиями населения. Албанцы имеют давние традиции в области животноводства, недаром слово «албанец» в языках соседних народов (хорватов, сербов, румын) звучит как синоним слову «скотовод». До недавнего времени в некоторых местах Албании (например, у кельменди – одной из родовых групп горцев) скотоводство оставалось единственным источником существования. В большинстве же областей скотоводство сочетается с земледелием, садоводством, виноградарством. Албанцы разводят преимущественно мелкий скот – овец и коз (в силу гористого рельефа). В крестьянских хозяйствах содержат также коров, свиней, буйволов. На дорогах страны можно увидеть много транспортных животных – мулов, ослов, волов, лошадей.

На земле Албании выращивают кукурузу, рожь, пшеницу, абрикосы и персики, груши, яблоки и инжир, айву и гранат, арбузы и дыни, а на юге созревают оранжево-красные апельсины и сочные золотые лимоны.

В прошлые века албанцы строили свои жилища в виде крепостей из серого и белого камня, защищаясь за высокими стенами от вражеских набегов. Расположенные террасами в горах, старинные города-крепости Круя, Берат и Гирокастра сохранили неповторимый облик и сегодня, образуя музейные комплексы, в которых искусно воссозданы страницы национальной истории. Наиболее густо населенные города современной Албании – столица Тирана с населением 700 тысяч человек, Шкодра, Эльбасан, Корча, порты международного значения Дуррес и Влёра. В последние годы в этих городах все чаще появляются высотные дома и воздвигаются по индивидуальным проектам красивые оригинальные ансамбли вилл.

Традиции и современность

В албанских городах до сих пор сохраняются некоторые средневековые профессии мастеров: ювелиров, резчиков по дереву, медянщиков, золотошвеев. Тончайшие филигранные украшения из серебра, богато декорированное оружие, чеканные металлические изделия, образцы художественного ткачества снискали славу албанским мастерам на всем Балканском полуострове.

Часто в Албании проводятся фольклорные фестивали, где можно воочию увидеть все богатство и разнообразие народных костюмов, музыкальных, танцевальных и песенных традиций. Так, на одном из последних фестивалей в Гирокастре было представлено 300 видов национальных костюмов из различных мест Албании. Особо нарядным выглядит мужской костюм с фустанеллой – белоснежной юбкой из хлопчатобумажной или льняной ткани. Широкое распространение имели в стране костюмы, выполненные из бархата и украшенные золотыми вышивками. Такая одежда пришла на территории с османским завоеванием. А еще в 70-е годы нашего века в некоторых селах юга Албании крестьяне для шитья одежды вырабатывали в домашних условиях текстиль из конопли.

Для албанской народной музыки характерны два строя: гомофонический (одноголосый) и полифонический (многоголосый). Для танцевальной культуры характерны коллективные танцы, когда под зажигательную народную музыку люди разных возрастов водят хоровод. Подобные танцы распространены не только у албанцев, но и среди других балканских народов. Вспомним сиртаки у греков и хоро у болгар!

Традиционная культура албанцев чрезвычайно богата. И знакомство с ее особенностями так же необходимо всем, посвятившим себя изучению этой страны, как и знание языка ее народа.

Все студенты кафедры общего языкознания, прошедшие обучение в летней школе, сдали сложные тесты, разработанные преподавателями Тиранского университета, и получили сертификаты о знании албанского языка. Хочется отметить помощь декана филологического факультета Сергея Игоревича Богданова, оказавшего всестороннюю поддержку в осуществлении лингвистической практики, и поддержку наших албанских коллег. Хотелось бы верить, что проведение подобных филологических практик станет доброй традицией Санкт-Петербургского государственного университета.  

А.А.Новик,
преподаватель кафедры общего языкознания СПбГУ,
кандидат исторических наук

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков