Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 17 (3675), 18 июня 2004 года
конференц-зал

Грани биоразнообразия

Экологов в нашем университете начали готовить семь лет назад. На трех факультетах: географии и геоэкологии (экологическая экспертиза, экологическая безопасность), геологическом (экологические риски и катастрофы) и биолого-почвенном. Биологи избрали близкую им экологическую тему “биоразнообразие” и в 1997 году открыли образовательную программу “Биоразнообразие и охрана природы”. В рамках этой программы на биолого-почвенном факультете проводится открытый междисциплинарный семинар “Биоразнообразие и охрана природы”. Проводится он обычно в конце апреля в Петровском зале Главного здания СПбГУ. И 21 апреля этого года семинар состоялся уже в пятый раз.

Риитта Хемми, координатор проектов биоразнообразия Центра окружающей среды (Финляндия), декан биолого-почвенного факультета И.А.Горлинский и профессор А.К.Бродский

Риитта Хемми, координатор проектов биоразнообразия Центра окружающей среды (Финляндия), декан биолого-почвенного факультета И.А.Горлинский и профессор А.К.Бродский

– Наша образовательная программа “Биоразнообразие и охрана природы” – программа уникальная: другой такой же или аналогичной в вузах России нет, – рассказывает профессор Андрей Константинович БРОДСКИЙ, директор этой программы и руководитель семинара. – Это программа с практической направленностью и активной международной деятельностью. Последнее понятно – ведь она работает на интеграцию нашей высшей школы в единую для Северной Европы систему подготовки кадров в области сохранения биологического разнообразия. Мы готовим хороших биологов (даем фундаментальные теоретические основы), которые умеют применять свои знания на практике при решении различных экологических проблем.

– У вашей программы были уже выпускники? Насколько они успешны?

– Первый выпуск состоялся в 2003 году. Из 13 выпускников 11 защитили дипломные работы на “отлично”. Четверо поступили в аспирантуру, четверых взяли на работу в Главное управление природных ресурсов, двое работают в экологическом бизнесе…

– А семинар, наверное, помогает студентам лучше освоить программу?

– Наша специальность принципиально межкафедральная. Главная цель семинара – чтобы студенты четвертого курса смогли пообщаться с работодателями и друг с другом на почве своих научных докладов. Эти курсовые работы они готовят в виде постеров, их обсуждают все участники семинара. Каждый год даем им новую тему: в 2002 году, например, “Устойчивое развитие охраняемых природных территорий и проблемы подготовки кадров”, в 2003-м – “Проблемы охраны редких видов животных и растений”. А в этом году – “Международное сотрудничество в области сохранения биоразнообразия”. Ведь природа не знает государственных границ. И работа наших экологов будет эффективна, если мы объединим усилия с Финляндией, Эстонией, Карелией.

Около стендов с докладами студентов.

Около стендов с докладами студентов.

Жюри из членов методической комиссии по экологии биолого-почвенного факультета оценивает работы студентов. Торжественность обстановки подчеркивает наше серьезное отношение к семинару. Студенческие научные работы интересны, в этом году большее внимание в них уделяется практическому аспекту. Например, одно из исследований было посвящено влиянию грибов на исторические памятники Петербурга (значительная часть этой работы основана на изучении реликвий Эрмитажа). А скажем, в прошлом году многие работы были посвящены изучению популяционных генетических процессов.

Дело в том, что биоразнообразие делится на три части: разнообразие видов, генетическое разнообразие и разнообразие экосистем. Количество биологических видов в XX и XXI веке сокращается угрожающим образом. Списки видов редких и исчезающих растений и животных ширятся. И проблема генетического разнообразия стоит очень остро: если мы его утратим, то виды станут неустойчивыми. Кроме того, в последнее время человек создает различные генетически модифицированные растения и животных с улучшенными полезными свойствами. Но эти новые сорта и породы не прошли испытания природой, естественным отбором, на жизнеспособность. И поэтому, считают многие специалисты, получаемые таким образом продукты вредны для здоровья человека. Так ли это на самом деле, я бы не стал судить однозначно. Проблема сложная, ее надо изучать. И студенты вносят свой вклад в исследование актуальных сегодня проблем…

Изучение отдельных видов растений и животных, составление списков редких и исчезающих биологических видов, создание программ по сохранению видов, изучение территорий с целью создания заповедников, заказников – как видите, направления исследований студентов на семинаре весьма многообразны. В процессе работы семинара постепенно определяются основные направления деятельности экологов, ближайшие и перспективные задачи. Формируется основа для объединения всех участников процесса, заинтересованных в сохранении биоразнообразия в Северо-Западном регионе России.

– Кроме биологов в семинаре участвуют и студенты других факультетов?

– Естественно, многие экологи – и географы, и геологи. И студенты из других вузов Санкт-Петербурга: из Педагогического университета, Лесотехнической академии, Университета педагогического мастерства и пр. Обязательно присутствуют и работодатели: из департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону России, Ассоциации заповедников и национальных парков, департамента природных ресурсов и экологической безопасности правительства Ленобласти.  

Вопросы задавал Евгений Голубев

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков