|
№ 16 (3674), 9 июня 2004 года
|
|
|
клуб выпускников
|
|
|
Наш университет и мы
к 50-летию со дня окончания — геологи выпуска 1954 года
Мы поступили на геологический факультет Ленинградского государственного университета в 1949 году, спустя 4 года после окончания Великой Отечественной войны. Это было трудное и прекрасное время – мы были молодыми.
Вначале нас было семьдесят пять: Бом Абельский, Юра Андреев, Борис Аникеев, Женя Антонюк, Юра Беккер, Валера Благулькина, Лена Брюн, Тома Брюханова, Таня Виноградова, Вета Григорьева, Галя Григорьева, Валя Гришина, Саша Гуляницкий, Женя Давыдов, Галя Дмитриева, Неля Евзикова, Гена Ерш, Рита Житнухина, Вадим Загородный, Галя Завинская, Вадим Иванов, Валера Иванов, Витя Иванов, Гена Кавардин, Мила Казимирова, Марина Каспирова, Сережа Ким, Зоя Климова, Люда Козубова, Гера Кочкин, Лева Козюренок, Юра Кретинин, Люся Кротова, Вера Куликова, Люся Кушнарь, Нина Кянсеп, Тамара Левицкая, Юра Ловчиков, Борис Львов, Зина Мазанова, Эрик Марковец, Саша Маслов, Ира Мельникова, Лена Мирошниченко, Ия Михайлова, Артур Мюллербек, Юра Некрасов, Мила Нехорошева, Ляля Никитина, Лера Озерова, Тома Пахомова, Изя Пасуманский, Том Петров, Неля Пишпарева, Люся Пищалева-Грибова, Вова Савоненков, Неля Сарычева, Миша Семенов, Нина Сипайлова, Ада Смышляева, Гена Соколов, Гера Степанов, Тамара Стрепетова, Леля Судовикова, Кира Талдыкина, Зоя Терпигорева, Рена Третьякова, Валера Тютрин, Неля Храброва, Галя Чаплыгина, Слава Чупров, Лева Шаров, Вадим Шурупов, Юрий Шувалов, Света Яковлева. Позже к нам присоединились: Лида Агафонова, Андрей Артамонов, Валя Беляев, Сева Будрин, Таня Валова, Никита Власов, вторая Галя Григорьева, Вита Молчанова, Леня Пирожников, Люся Писарева, Катя Раевская, Оля Салье, Леня Чайка, Леша Шпагин, Ульрих Лангенбах.
|
|
Международный симпозиум в Берне. 1972 г. |
|
Мы были очень разные, и пути в геологию у нас тоже были различными. Кто-то мечтал о геологии с детства, посещая геологические кружки или имея перед собой пример своих родителей. Многие долго колебались в выборе профессии, так как у них были разнообразные увлечения: литература, философия, медицина, архитектура, кого-то манило море. Были и те, кто сначала поступал в другие институты или на другие факультеты нашего университета — юридический, исторический, физический. Но в конце концов все пришли на геологический факультет, избрав геологию как самое интересное для себя дело, и почти все успешно закончили его в 1954 году. Лишь немногие из ребят по разным причинам покинули факультет раньше, выбрав для себя другие жизненные пути.
На первых двух курсах, в процессе усвоения азов геологии и других естественных наук — химии, физики, географии, биологии, а также математики и истории КПСС, колебаний в выборе специализации, происходило взаимное узнавание друг друга, возникали личные симпатии и, возможно, антипатии, зарождались дружба и, может быть, любовь. Дружная студенческая семья стала складываться к середине второго курса и окрепла на третьем. Способствовали этому не только и, пожалуй, не столько блестящие лекции таких профессоров, как Сергей Сергеевич Кузнецов или Лев Борисович Рухин, сколько практические занятия по биологии — с извлечением семечек из яблок и препарированием лягушат, по топографии — с хоровым пением, а особенно по качественному и количественному анализам в лабораториях химфака, когда необходимый результат получался не столько в результате опытов, сколько благодаря взаимной выручке и поддержке. А решающими факторами стали наши комсомольские стройки — сначала Михалевской и Медведковской межколхозных мини-электростанций, а затем Приозерских свиноферм (без всякой оплаты, но при бесплатном питании), и наши двухмесячные полевые практики — Саблинская и Кавказская. Последняя из них, проводившаяся после второго курса, была особенно романтичной и по-настоящему геологической. Мы жили в пастушьих домиках и в палатках на р.Малка, описывали стометровой высоты скальные обнажения на р.Баксан, разными способами преодолевали эти бурные реки и горные перевалы. А после практики многие из нас небольшими группами, по 5-6 человек, отправились в совершенно “дикие”, но, к счастью, оказавшиеся в те годы безопасными путешествия по Кавказу, завершившиеся у одних в Сочи и Сухуми, а у других на “великих стройках коммунизма” — ГЭС на Волге. Зимой же мы часто собирались вместе всем курсом — то на комсомольских собраниях, где выносили разного рода порицания друг другу (перед окончанием факультета многим из мужской части курса пришлось посещать райком комсомола, чтобы избавиться от этих “порицаний”), то на веселых студенческих вечерах с танцами и самодеятельными концертами. Особенно запомнились вечера в “Восьмерке” по возвращении из экспедиций после 3 и 4 курсов. А каким был наш выпускной бал в Юсуповском дворце, бывшем тогда Домом учителя! Сколько на этих вечерах было прочитано сочиненных нами стихов и спето геологических песен!
|
|
Экспедиционный транспорт в Якутии. |
|
Пять студенческих лет (впрочем, как и последующие пятьдесят!) пролетели слишком быстро. Зимние периоды были заполнены лекциями, практическими занятиями на кафедрах и в лабораториях. Учебная нагрузка, достигавшая 50 часов в неделю, сохранялась на протяжении всех 5 лет, включая последние 9 и 10 семестры, когда выполнялись дипломные работы, по объему и содержанию не уступавшие нынешним магистерским диссертациям. Сейчас трудно понять, как при этом мы еще умудрялись посещать кино, театры, филармонию, футбол, гонять на катках (ближайший каток заливался во дворе истфака), участвовать в университетских и факультетских концертах и спортивных соревнованиях. А летом после 3 и 4 курсов мы разъезжались и разлетались на 3-4 месяца в производственные экспедиции во все регионы огромной страны, где осваивали азы полевых геологических исследований, учились самостоятельно работать, набирались непростого жизненного опыта.
И вот весной 1954 года мы защитили дипломные работы и сдали государственные экзамены. Нам вручили дипломы по специальностям геолог-съемщик-поисковик, геолог-геохимик, геолог-геофизик, гидрогеолог, инженерный геолог, а также нагрудные знаки выпускников ЛГУ — синие ромбы с золотым гербом Советского Союза.
Но этому предшествовало распределение нас в различные геологические организации, где мы обязаны были прослужить не менее трех лет. Судьба, в лице государственной комиссии, распорядилась так, что многие из нас остались работать в Ленинграде — в научно-исследовательских институтах (ВСЕГЕИ, ВИТР, ВИРГ, ВНИГРИ, ВНИИГА, ИГГД, РИАН), а также в производственных геологических управлениях и экспедициях. Но некоторых направили работать на Кольский полуостров, на Камчатку, на Сахалин и в другие регионы. Геологи были нужны везде. Страна испытывала острый дефицит в нефти, газе, уране, золоте, редких элементах, алмазах и других полезных ископаемых. Нужны были и геологи-съемщики, так как необходимо было закрывать имевшиеся еще “белые пятна” на геологических картах Сибири и Дальнего Востока и обновлять карты освоенных районов. Нужны были новые методы геологической съемки, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых, требовалось проводить изыскательские работы для гражданского и военного строительства. Усилиями многотысячного содружества советских геологов, малой частью которого оказались и мы, в 60-80 годы большинство этих задач было решено.
|
|
Геологи России и Польши изучают кристаллические образования Северного Приладожья (им около 2 млрд лет). |
|
Просматривая анкеты сокурсников, можно с удовлетворением констатировать, что все мы состоялись как специалисты-профессионалы высокого класса. Этому способствовало, во-первых, то, что в университете нас научили работать честно и ответственно; во-вторых, то, что мы были востребованы страной, и мы служили ей верой и правдой; и наконец, то, что время, когда мы учились и начинали работать, было временем энтузиастов и патриотов. И этот энтузиазм и эту ответственность мы сохранили на всю оставшуюся жизнь.
Трудно в кратком очерке перечислить все, что сделали сокурсники за прошедшие 50 лет работы. Нет ни одного региона Советского Союза, где бы мы не работали. Это — Кольский полуостров и Карелия, Новая Земля, Земля Франца Иосифа, Новосибирские острова и Северный полюс; это — Якутия и Чукотка, Камчатка и Сахалин, Дальний Восток и Приамурье; это — Забайкалье, Алтай и Саяны, Красноярский край и Таймыр, Западная Сибирь, Урал и Тиман; это — Прикаспий и Поволжье. Наши работы проводились в большинстве союзных республик, включая Белоруссию, Украину, Азербайджан, Грузию, Таджикистан, Узбекистан, Киргизию, Казахстан. Сейчас плодами наших трудов безвозмездно пользуются граждане этих вновь возникших стран.
Наши сокурсники участвовали в открытии, изучении и оценке запасов месторождений разнообразных полезных ископаемых: месторождений нефти и газа Западной Сибири, Прикаспия и Мангышлака, а также шельфа Баренцева моря; урановых месторождений Забайкалья, Алдана, Красноярского края, Урала, Карелии и Средней Азии; месторождений алмазов Якутии и Архангельской области; золота и серебра Магаданской области и Верхоянья, Талнахского медно-никелевого месторождения; месторождений железных руд в Кузнецком Алатау; месторождений горного хрусталя на Кавказе и в Якутии, флогопита на Дальнем Востоке и на Таймыре, вермикулита на Кольском полуострове, на Урале, в Саянах, на трассе БАМ, в Украине, олова на островах Северного Ледовитого океана. В перечне открытий есть даже месторождение железо-марганцевых конкреций на дне Тихого океана! Большой вклад внесли геологи нашего курса и в развитие сырьевой базы Польши и Монголии (урановые месторождения), Кубы (месторождения фосфоритов, железа, золота, меди и никеля), Алжира.
При непосредственном участии и под руководством наших сокурсников был разработан целый ряд новых методов прогнозирования, поисков и разведки месторождений различных полезных ископаемых, совершенствовались методы геологической съемки, разрабатывались стандарты и легенды для составления государственных геологических карт территории СССР различного масштаба.
Наши геофизики, используя современные технические возможности изучения сейсмических, магнитных, электрических свойств горных пород, аномалий гравитационного поля Земли, совершенствовали методику структурного картирования, прогнозирования и подсчета запасов месторождений полезных ископаемых. Ими была разработана технология поисков руд на флангах месторождений, система разведки железорудных месторождений (с подсчетом запасов), комплекс геофизических методов прямых поисков залежей углеводородов, методика поиска месторождений пьезокварца.
При участии наших геологов рудного профиля был осуществлен системный подход к изучению металлогении урана, проведена типизация урановорудных районов страны, составлены комплексные и специализированные формационные и металлогенические карты ряда крупных регионов, создана трехмерная формационно-металлогеническая система рудоносных гранитоидных комплексов, разработаны методы прогнозирования вермикулитовых месторождений и оценки качества вермикулитового сырья на основе его физических свойств.
|
|
Польские геологи желают постичь геологию России. |
|
В области теоретической и прикладной минералогии и петрографии была разработана термодинамическая модель твердых растворов минералов и создана оригинальная система геологических термометров и барометров для метаморфических и магматических процессов, открыт закон пространственного размещения минеральных кристаллов определенного габитуса в месторождениях, разработан язык систематизации составов пород любой природы, собраны и обобщены уникальные материалы по составу кимберлитов Якутской алмазоносной провинции, создан метод синтеза малахита. К уникальным относятся исследования минералов, образующихся в экстремальных условиях при производстве ядерных взрывов в шахтах.
Достижения в области палеонтологии и стратиграфии связаны с нахождением ископаемой фауны в ранее нерасчлененных по возрасту, “немых” толщах, с уточнением возрастных интервалов существования отдельных ископаемых организмов, без чего невозможно составление надежных геологических карт, с созданием региональных и межрегиональных стратиграфических схем Дальнего Востока, Кузбасса, Тувы, Урала, Тимана, с установлением геотектонической позиции ископаемых рифов.
Гидрогеологи производили изучение и оценку водных ресурсов нашей страны, разрабатывали схемы обеспечения водой городов и других населенных пунктов, изучали экологию наших озер и рек. Наряду с этим были разработаны теоретические модели, описывающие роль первозданных, ювенильных, вод в формировании гидросферы на планете.
Строительство причалов и портов, заградительных сооружений на берегах наших внутренних морей, на островах в Северном Ледовитом океане, прокладка трассы Ленинградского метро не обошлись без изыскательских работ и исследования грунтов, выполненных нашими грунтоведами.
Некоторым из нас довелось продолжать дело наших учителей по подготовке новых молодых кадров геологов в Ленинградском, а затем Петербургском университете и в Горном институте нашего города. Наши сокурсники преподают также в Московском химико-технологическом институте, на металлургическом факультете Петербургского технического университета (ранее Политехнического института), в Инженерно-строительном институте. Мы учили не только отечественных, но и многих зарубежных студентов — из Китая, Кубы, Германии, Зимбабве, Эфиопии и других африканских стран. Для студентов и молодых ученых Польши, Германии, Болгарии, Чехословакии было проведено множество полевых геологических экскурсий в регионах нашей страны. Педагогическая деятельность проводилась и за рубежом, в результате чего одно из учебных пособий было издано даже на китайском языке. Многие из нас, став кандидатами и докторами геолого-минералогических наук, руководили аспирантами и соискателями, которые, в свою очередь, защищали диссертации и становились высококлассными специалистами.
С конца 1960-х годов началось активное научное сотрудничество с иностранными учеными. Наши сокурсники вели научную и производственную деятельность, преподавали, делали научные доклады во многих зарубежных странах, включая США, Китай, Польшу, Чехословакию, Германию, Норвегию, Монголию, Кубу. С нашим участием прошло множество международных конгрессов, всесоюзных, всероссийских и региональных совещаний, конференций и симпозиумов.
Невозможно сосчитать, сколько нами составлено геологических карт, написано полновесных научно-производственных отчетов, опубликовано статей и монографий. Их общее количество измеряется тысячами!
Надо признать, что составители настоящего очерка сами были поражены результатами обобщения сведений, представленных сокурсниками. При этом в них нет преувеличений, а наоборот, они по разным причинам остались неполными. Это свидетельствует о том, что нас не напрасно учили в университете. Но сделали мы все это, конечно, не индивидуально, а в сотрудничестве со своими коллегами, с которыми работали в экспедициях, геологических управлениях, в научно-исследовательских и учебных институтах, в университетах. Мы с благодарностью вспоминаем и наших проводников, рабочих, шоферов, у которых мы многому научились в экспедициях: как преодолевать горные реки и перевалы, как находить звериные тропы в тайге, как седлать лошадей, делать плоты, разводить костры под проливным дождем, как вызволять машину из казалось бы безнадежной позиции.
Частично наш опыт и профессиональные знания нашли официальное признание. Некоторые из сокурсников стали экспертами и кураторами Министерства геологии СССР, а также его региональных подразелений. Среди нас есть два лауреата Государственной премии, имеются обладатели званий “Заслуженный геолог”, “Почетный разведчик недр”, “Почетный работник высшего образования”, “Ветеран труда”, многие награждены медалями “За доблестный труд”, “В память 250-летия Ленинграда”, отмечены грамотами Министерства геологии и Президиума Академии наук СССР.
Всем, чего мы достигли, мы обязаны нашему университету. Университет для нас — это, прежде всего, аудитории здания 12 коллегий — Главного здания, в которых мы провели и трудные, и прекрасные 5 лет. И это, конечно же, наши педагоги, передававшие нам в этих аудиториях свои знания и свой опыт, заразившие нас своим энтузиазмом и честным отношением к нашему главному делу — Геологии. Мы с благодарностью помним наших учителей, научивших нас учиться всю жизнь и не останавливаться на достигнутом.
Вот их имена: О.М.Аншелес, З.Г.Балашов, Г.П.Бойченко, В.Ф.Барабанов, Б.П.Бархатов, Ш.Ф.Бутц, А.П.Быстров, А.С.Великий, А.В.Вешев, М.И.Врублевский, Н.К.Горн, Н.А.Елисеев, М.А.Гилярова, Р.М. Деменицкая, В.С.Домарев, А.С.Иванов, Л.В.Комлев, И.А.Коробков, Г.В.Короткевич, Р.Н.Кочурова, К.М.Кошиц, Г.М.Крымгольц, С.С.Кузнецов, С.М.Курбатов, А.А.Кухаренко, В.И.Лебедев, Б.Л.Личков, М.П.Лысенко, В.А.Мейер, А.Д.Миклухо-Маклай, В.С.Миронов, З.А.Образцова, А.М.Обут, Т.В.Перекалина, А.А.Полканов, Г.С.Поршняков, О.М.Римская-Корсакова, Л.Б.Рухин, Е.А.Салье, В.С.Самарина, Г.М.Саранчина,А.С.Семенов, Н.М.Синицын, Л. Л.Солодовникова, Д.Л.Степанов, Н.Г.Судовиков, С.И.Талдыкин, В.Б.Татарский, Ю.П.Тафеев, В.А.Франк-Каменецкий, Д.С.Харкевич.
|
|
Редкометалльные граниты. Оз. Боровое, Казахстан. |
|
Началам английского языка, столь пригодившегося многим из нас в дальнейшей работе, обучали нас замечательные “учительницы” – Р.О.Гофрен, М.Л.Мордухович, М.С.Фонтон.
К сожалению, после распада СССР многим из нас в начале 90-х годов, когда начался развал и геологической службы страны, было предложено выйти на пенсию. Это был недальновидный шаг руководства страны. С уходом специалистов, владеющих огромными знаниями и опытом, и в результате резкого сокращения финансирования государственных геологических организаций были свернуты важные проекты, обеспечивающие прирост запасов полезных ископаемых. Так, было сокращено, а затем и прекращено составление и издание государственных геологических карт среднего и крупного масштаба, свернуты металлогенические исследования, прогнозно-поисковые работы. Это привело к замедлению или прекращению роста запасов по многим видам полезных ископаемых, к закрытию некоторых горно-обогатительных комбинатов. С учетом потери многих важных месторождений, оказавшихся за рубежами России, в странах СНГ, в ближайшем будущем такие действия приведут к исчерпанию имеющихся запасов и возникновению дефицита сырьевых ресурсов, превосходящего дефицит 40-50 годов.
Вынужденный уход с работы для многих оказался тяжелым ударом не только из-за скудости назначенных пенсий, но в первую очередь потому, что людей оторвали от любимого дела, которому были отданы лучшие годы, и которое они могли бы еще успешно продолжать.
Но недаром наша геологическая жизнь, наши экспедиции научили нас преодолевать разные трудности, научили стойко “держать удар”. Кто-то стал мастером по вязанию, кто-то охраняет наши дома, кто-то заготавливает лекарственные травы, кто-то ведет кружки юных натуралистов. Некоторые из нас освоили новые профессии, стали бухгалтерами, социологами, экскурсоводами по древним монастырям Северо-Запада, работают в Комитете жителей блокадного Ленинграда. Многие сделались первоклассными садоводами и огородниками, сами строят свои загородные дома, выращивают великолепные цветы и овощи. Многие с увлечением отдаются творчеству — пишут стихи, картины, фотографируют, у некоторых обнаружилась склонность к коллекционированию, например, геологических значков (петрофалеристы), другие собирают коллекции ежей... Среди нас присутствует даже член Союза художников!
Ну, конечно, все мы в меру сил помогаем нашим детям растить их детей — наших любимых внуков, а некоторые лождались и правнуков. Мы стараемся воспитать их достойными людьми, образованными, отзывчивыми, порядочными и честными, верными избранному делу. К сожалению, по-видимому, немногие из них станут геологами из-за нынешней невостребованности в нашей стране этой замечательной, романтической специальности.
Грустно признавать, что мы вступили в тот трудный период, когда один за другим уходят из жизни наши близкие друзья и родные, с кем мы вместе учились, работали, растили детей. Мы навсегда сохраним о них добрую, светлую память.
Все, что мы делали в нашей жизни, мы делали для блага своей страны, не ожидая и, тем более, не требуя особого признания и особых наград. Сейчас, конечно, наступило несколько иное время, время более прагматичных поколений. Но мы надеемся на новый подъем геологии в России, ибо без этого не может быть процветания страны, и на возрождение прекрасного братства геологов-романтиков, помогающих такому процветанию.
Материал подготовлен Л.П.Никитиной, Б.К.Львовым, Г.Ф.Чаплыгиной на основе социологического опроса, проведенного Н.М.Храбровой
|