Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14-15 (3671-72), 21 мая 2004 года

«Ты помнишь, Алеша,
дороги Смоленщины?»

Седьмого мая, греясь на теплом весеннем солнышке около Выборгского дворца культуры, я случайно услышала примерно следующий диалог между двумя мальчиками лет 10-12:

– О, а че это тут столько старушек собралось, в медалях все, одеты нарядно, и дети мелкие с шариками и игрушками бегают?

– Да, наверное, концерт какой-нибудь или детский утренник.

И заметьте, ни слова о том, что грядет День Победы. Не менее удручающую фразу пришлось услышать моей тете, которая работает учительницей в начальных классах. После праздников она спросила у своих учеников, был ли кто-нибудь 9 мая в городе и кто что видел? Один мальчик сказал, что, проезжая с папой на машине, он видел большую толпу людей на Невском проспекте (преимущественно лиц пожилого возраста) и подумал, что опять недовольные пенсионеры вышли ругать нынешнее правительство и кричать, что при Сталине и Брежневе лучше жилось. И опять же, ни слова о том, что это демонстрация в честь Дня Победы (видимо, папа не удосужился объяснить сыну, что это за великий день и что он значит для русского народа).

Становится обидно и страшно, что нынешнее молодое поколение забывает, а то и вовсе не знает, что полвека назад их бабушки и дедушки воевали и проливали свою кровь за то, чтобы сейчас жили они. Родители зачастую не прививают детям любви и уважения к своей родине, к своей истории, культуре, памяти, семье, наконец. Не удивлюсь, что в школах данное историческое событие по каким-то причинам может быть просто выкинуто из программы. Меня, конечно, не заставляли каждый день смотреть военные фильмы, читать книги о войне, но я не понаслышке знаю о ее ужасах, о подвигах русских солдат, о боли, страхе, смерти и опьяняющем запахе победы. Почему? Наверное, потому, что мои бабушка и дедушка пережили это страшное время и рассказов хватило бы не на один долгий вечер. Когда бабушка вспоминала о жизни старшей сестры Марфуши в доме немецкого инженера, о том, как тяжело было жить в землянке на поле, изуродованном воронками, или рассказ дедушки о взрыве их дома и о гибели всей семьи, когда он, маленький голодный ребенок, уснул около тела мертвой матери, у меня захватывало дух, сердце обливалось кровью, а на глаза наворачивались слезы. Ну разве, услышав такое, можно забыть о жутких и кровавых страницах родной истории. Мы живем, по сути, рядом с живыми легендами, кто, как не они, расскажут нам всю правду без прикрас, поделятся своей болью, откроют нам глаза на многие вещи и сделают это в сто раз лучше любого учебника истории.

Моему младшему брату, который сейчас учится в 6 классе, повезло, так как он жил вместе с бывшими детьми блокадного Ленинграда (к великому сожалению, дедушка уже умер), и поэтому тема войны и разговоры о ней не обошли его стороной. Подрастает его родная 4-летняя сестра, и я уверена, что она точно будет знать, кто одержал победу и почему 9 мая ветераны идут с красными флагами на демонстрацию. Мне неоднократно говорила моя бабушка: «Этот день я не забуду никогда. Долгожданная победа казалась такой нереальной, и больше всего я боялась проснуться на следующий день и снова услышать взрывы и свист немецких бомбардировщиков».

Помимо демонстрации и архивных съемок прошлых праздников, по телевидению показали группы молодежи, которые собрались 9 мая на Дворцовой площади. Для многих из них был важен не столько праздник, сколько собственная значимость в центре всего происходящего. Левые активисты или национал-большевики, к счастью, знают, чем знаменит этот день, но, кажется, должного уважения не проявляют. Для них это просто очередной веселый день, когда можно попить пивка и поорать во все горло. А начавшийся вечером салют подействовал на людей как кость на голодную собаку. Вместо того чтобы от души радоваться, кричать «ура!», обниматься и целоваться, народ стал бить бутылки, драться, лезть на столбы за флагами. Кучи мусора, бутылок, пьяные агрессивные подростки, вздумавшие кричать на немецком языке совсем неуместные фразы и, извините, переработанные продукты желудка затмили всю радость от торжества.

Недавно один мой приятель рассказал такую историю. Выходит он из подъезда, дети, как обычно, ковыряются в песочнице, только уже не с лопатками и ведерками, а с военными медалями и орденами. Тоже мне, игрушки нашли. Но это еще что. Несколько лет назад я прочитала в газете материал о том, как внук-подросток продал дедовские медали за отвагу и мужество какому-то алкашу или наркоману за несколько десятков рублей. Меня аж пот прошиб. Да как этот сопляк посмел притронуться к медалям деда, который заработал их ценой собственной жизни. Неужели в людях не осталось ничего святого?

Несмотря на то, что с каждым годом отзвуки той войны все тише и тише (зато все громче грохот новой), я не забыла ни одной истории, рассказанной моими любимыми «стариками», и с каждой невосполнимой потерей родственников, прошедших войну, сердцу становится все больнее вспоминать о ней. Я не люблю говорить на эту тему, но когда вижу документальные съемки, ветеранов в медалях, читаю книги о войне, вижу памятники, возвдвигнутые в честь победы над фашистской Германией, или перечитываю странички из дневника Тани Савичевой, внутри меня все переворачивается. Мне и больно, и одновременно радостно. Я горжусь тем, что мы победили, что Россию не сломил натиск врага, и в связи с этим страшно осознавать, что в современное неспокойное время нас сможет поработить новый враг. Достаточно посмотреть на то, что творится в государстве, в российских армиях и в умах людей. Слово «война» уже не вызывает трепета, фильмам молодежь предпочитает музыкальные каналы, боевики и забойные комедии, а патриотов можно пересчитать по пальцам. Я низко кланяюсь в ноги тем людям, которые подарили нам мир и свободу, а родителей тех детей, о которых я с горечью рассказала, мне просто жаль, так как человек без прошлого – это человек без будущего!

Анна Козлова, студентка

          * * *

Меня интересовал вопрос: «Нужен ли современной российской молодежи праздник 9 Мая?»

На мой вопрос группа молодежи, довольно-таки непрезентабельного вида (а вдруг внешность обманчива, подумала я, и не ошиблась), ответила категорично: «Нужен! Нужны не лишние литры и выходные дни, а память!» После получасового диалога выяснилось, что в этой компании нет ни одного человека, чью семью не затронула бы Отечественная война. Видя недоверие в моих глазах, молодой человек процитировал четверостишие из «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» К.Симонова:


Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За русскую землю, где я родился.

На глазах его блеснули слезы. С еще большим интересом молодежь рассуждала на тему отношения государства к ветеранам и участникам войны: «Даже если праздник утратит свой статус, мы – молодежь Санкт-Петербурга, все равно будем приходить 9 мая на Дворцовую площадь и вспоминать о тех, кого мы потеряли в сороковые годы…» Я с чувством принадлежности к юному поколению и гордостью за мой народ убедилась в твердости позиций молодого поколения: «Худой мир лучше войны». В довесок к нахлынувшим чувствам – шикарный праздничный салют.  

Анна Майорова, студентка

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков