|
№ 14-15 (3671-72), 21 мая 2004 года
|
|
|
мир и мы
|
|
|
«Европа начинается
в Лиссабоне
и заканчивается во Владивостоке»
По мысли уважаемого профессора социологии Гейдельбергского университета Райнера Лепсиуса, Россия нужна Европе. На всем протяжении своего исторического развития Европа никогда не обходилась без России в том смысле, что наша страна выступает как бы оформителем восточной границы Европы, сдерживающим фактором от произвола азиатских соседей. Остальные части света господин Лепсиус представил в виде крыльев, очевидно, произрастающих из тела Европы. Что же это за птица такая – Европа?
В пятницу 23 апреля начались Дни культуры и науки Германии в Санкт-Петербурге. Дней этих семь и все они были заполнены музыкой, в основном джазовой. В Манеже можно было лицезреть художественную выставку под общим названием «территория творчества – Германия». Ключевым же событием этой недели стало официальное открытие Центра изучения Германии и Европы. Оно состоялось в Петровском зале университета. На торжественном открытии присутствовали директора центра с российской и германской стороны профессор Николай Генрихович Скворцов и доктор Маркус Кайзер соответственно, а также ректор СПбГУ Людмила Алексеевна Вербицкая, ректор университета Билефельда Дитер Тиммерманн. Они произнесли торжественные речи и ответили на вопросы журналистов в течение следующей за торжественным открытием пресс-конференции. Заключительным этапом открытия центра была дискуссия на тему «Европейское общество или Европейские общества? Российские и немецкие перспективы». В дискуссии приняли участие профессора Гейдельбергского университета Клаус фон Байме и Райнер Лепсиус, академик РАН Борис Ананьич и кандидат наук Российского института истории искусств РАН Иван ЧечоТ, вела заседание профессор университета Билефельда Иоанна Пфафф-Чернецка.
Первым выступал господин фон Байме, который на вопрос о существовании Европейского государства и общества ответил так: их не существует, есть определенная коалиция суверенных государств со своими законами внутренней динамики, которые возникли на национальной основе, а Объединенная Европа, по сути, строение искусственное, и со стороны может показаться, что Европа как бы замыкается в себе. Но это довольно сложный вопрос. По его мнению, вопрос о географических границах Европы не имеет точного ответа, особенно сейчас, учитывая принципы, по которым создается Объединенная Европа; если предположить, что она начинается в Испании и кончается около Уральских гор, то это не совсем корректно по отношению к России, разумнее предположить, что Европа начинается в Лиссабоне и заканчивается во Владивостоке. Коллега выступавшего по университету Райнер Лепсиус предположил, что если основным критерием участия в Европейском Союзе является соблюдение государством прав и свобод своих граждан, то есть права человека – это важнейшее требование к странам-участникам, то почему бы не принять в Евросоюз, например, Турцию? Причин, строго запрещающих это сделать, нет, все сооружение есть продукт договоров. Но этого не произойдет по причинам, которые назвал в своем докладе Иван Чечот. Он сказал, что современная Европа стремится преодолеть самое себя, преодолеть свои национальные, религиозные и прочие различия, дабы сохранить то ощущение комфорта, которое есть сейчас. Потому, по примеру поздней Римской империи, современной Европе хочется сохранить свое содержание, меняя форму, в этом несколько оксюморонном предположении и состоит логика объединяющейся Европы. Иван Чечот также отметил, что, говоря о границах Европы и о едином европейском обществе, не стоит забывать, что Европа – это место многих войн и раздоров, и это немаловажная причина для объединения. При этом Европа также целый самобытный мир, именно этот мир и может являться объектом исследования.
Профессор Борис Ананьич в своем выступлении много места уделил участию немцев в образовании первого в России университета, в научной и экономической жизни послепетровской России. Конечно, не только немцы имели торговые и научные интересы в нашей стране, но особенностью немцев были способность и желание оседать в России, достаточно вспомнить классику русской литературы и упоминания там о немцах.
Возвращаясь к объединяющейся Европе, хочется думать, что Центр изучения Германии и Европы будет рассматривать эти процессы с немецкой протестантской педантичностью и русской православной одухотворенностью, и от этого синтеза будет толк.
Сергей Китов
|