Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14-15 (3671-72), 21 мая 2004 года
люди и деньги

Где хранит деньги
цивилизованный
человек?



С приходом цивилизации в нашу патриархальную страну перевозить денежные массы стало небезопасно. У современной инкассаторской машины вид весьма внушительный, она похожа на бронетранспортер последнего поколения. Ширятся ряды банкоматов, молчаливых железных кассиров.

Я долго сопротивлялся настойчивым советам бухгалтерии завести себе банковскую магнитную карточку. Побочных доходов у меня нет, два раза в месяц подойти к кассе – небольшой, но приятный труд. Увидишь знакомое лицо кассира, поздороваешься, получишь деньги и положишь в карман. «Жизнь продолжается, — думаешь себе, — не так все и грустно. А наши автоматы – дело ненадежное, вечно их заедает, портятся они, ломаются». И очереди знакомых сослуживцев рядом с ними нет, словом не с кем перекинуться. Короче говоря, наверно, с банкоматами удобнее работать финансовому начальству, но удобнее ли стало нам, вот вопрос. Впрочем, мой недолгий опыт обладателя карточки подсказывает мне, что есть определенные преимущества в таком положении. Пока я долго не решался снять деньги, не знал, с какого бока подойти к банкомату, на счету скопилась сумма, которая никак бы не скопилась или не задержалась в моем кошельке. Вот и выгода, подумал я. Правда, проистекающая не из ситуации, о которой я читал и слышал от цивилизованных людей. Они говорят об удобстве иметь доступ к своим деньгам в любой день и в любое время суток, а у меня сейчас завелись деньги от совершенно противоположных причин, от того, что я не имел к ним доступа, не мог перешагнуть через какие-то барьеры в голове, через сложившиеся в течение всей жизни стереотипы.

Д.О.Гойтиев

Д.О.Гойтиев

Приближается время летнего отпуска. Многие из нас разъедутся отдыхать, кто в другой город, на базу отдыха или на дачу, кто в деревню, а кто-то даже и за границу. Как тут могут пригодиться магнитные карточки Сбербанка России, какую они могут сослужить службу? Так я оказался в Северо-Западном банке Сбербанка России, в Петроградском отделении, что углу Среднего проспекта и 3-й линии, у начальника отдела банковских карт Демури Омаровича ГОЙТИЕВА, где и состоялся нижеизложенный разговор.

Здешний операционный зал впечатляет: серый мрамор, стеклянная крыша. Эдакий храм чистогана, как писали во времена социалистического реализма. Но в служебных помещениях более чем скромно. Шла повседневная работа, и Демури Омарович отвечал на мои вопросы, не прерывая своей деятельности.

— Выбирая, какую карточку себе завести, Сбербанка России или Промстройбанка, я выбрал ваш банк, потому и пришел сюда. Но говорят, что ваших банкоматов меньше по городу.

— Это не совсем так. Банком установлено более 500 банкоматов, обслуживающих все международные карты систем Visa, American Express и Europay. Их число постоянно растет. Это наша задача: сделать так, чтобы клиентам было удобно, и банкоматы были доступны в любое время. Сейчас только моим Петроградским отделением (Петроградский и Василеостровский районы) установлено около 30 банкоматов, из них десяток работает в круглосуточном режиме – 24 часа. Кроме того, карточки обслуживаются практически во всех филиалах Северо-Западного банка СБ РФ, а это более 1000 точек обслуживания по региону. С гордостью могу сказать, что по широте охвата, развитию филиальной сети, доступности банковских услуг для потребителя, аналога нашему банку нет. Мы открыты для наших клиентов.

Относясь с большим уважением к партнерам по бизнесу, то есть к другим, коммерческим, банкам, я напомню, что Сбербанк – это универсальный банк, мы работаем с частными клиентами, с юридическими лицами, работаем по полному спектру услуг, от расчетно-кассового обслуживания и до кредитования и предложения ценных бумаг. Северо-Западный банк обслуживает следующие регионы: Петербург и Ленинградскую область, Новгород, Псков, Калининград, Мурманск с соответствующими областями, Петрозаводск и всю Карелию. Это нужно знать, поскольку в нашем банке получение денег в этих городах и областях, в филиалах и банкоматах банка — бесплатное. Во всех же остальных филиалах по стране действует льготный тариф. Это значительно дешевле, чем пользоваться услугами стороннего, коммерческого банка. Но все-таки человек может получить деньги практически везде, если возникает в этом необходимость, потому что карточки международные, а все значительные банки страны объединены партнерскими отношениями в рамках международных платежных систем. Во всем мире для держателей банковских карт места обслуживания карточек отмечаются специальными стикерами, с логотипами международных платежных систем, оформленными по единому образцу. Если вы увидели на операционном окне филиала банка, на банкомате или на кассе магазина логотип, соответствующий нанесенному на вашей карте, то это для вас знак — тут я могу воспользоваться своей банковской картой.

— Что бы вы посоветовали человеку, уезжающему на лето из города?

— Поинтересоваться в отделении банка, которое обслуживает вашу карточку, где вы можете снять ваши деньги. Уточнить, есть ли там, куда вы едете, филиалы Сбербанка и банкоматы. У нас, к сожалению, девять человек из десяти возят с собою наличные деньги. В Европе картина противоположная, там 90 процентов людей пользуются карточками. Обратите внимание, во многих магазинах вы можете расплачиваться карточкой. Как я говорил выше, нужно обратить внимание на стикеры, размещенные на входе в магазин и его кассах. Ну, может быть, в каком-то селе или очень маленьком уездном городке вы не встретите наш филиал или банкомат, но всегда рядом есть районный город, в 10 минутах езды, где есть учреждение Сбербанка, и где можно по льготному тарифу снять деньги со своего счета.

— А если я соберусь за границу, я могу положить на карточку валюту?

— Да, если счет вашей карты открыт в иностранной валюте. В настоящий момент мы открываем счета либо в рублях, либо в долларах США. Рассматриваются варианты в европейской валюте, но это пока перспектива. Для россиян удобнее иметь карточку рублевую: мы живем в рублевой зоне, получаем зарплату в рублях, у нас нет необходимости постоянно конвертировать эти деньги в иностранную валюту. Если вы выезжаете за рубеж, то во-первых: денежные средства, размещенные на счете банковской карты, не декларируются, а во-вторых: при совершении операций с банковскими картами ваши денежные средства конвертируются в валюту страны пребывания по курсу платежной системы. Мы видим, что, если человек идет по стандартному пути, то есть берет деньги, переводит их в обменном пункте в валюту и расплачивается наличными, это обходится дороже, чем просто воспользоваться карточкой в торговой сети. Если закончилась валюта, возникают трудности. Переслать деньги через “Вестерн юнион” дорого. Если счет карточки открыт в валюте, то, согласно валютного законодательства, пополнить его может лишь хозяин счета или его доверенное лицо, по нотариальной доверенности. А если счет в рублях – пополнить карточку может любое лицо. По крайней мере сегодня это так.

Д.О.Гойтиев

— Карточки меняются без проблем?

— Срок действия банковской карты указан на лицевой стороне пластика. Это поле VALID. Например, цифры 04/05 означают, что ваша карта действует до 24 ч. 00 м. 30 апреля, а с 00 ч.00 м. 01 мая все операции с ее использованием будут недоступны.

Если держатель банковской карты активно пользуется картой, они перевыпускаются на следующий срок автоматически. Как правило, новые карты готовы дней за 5–10 до окончания срока действия старых. Клиент приходит, предоставляет старую, паспорт, и в его присутствии происходит обмен. Несколько примеров. Если срок вашей банковской карточки заканчивается 1 марта 2007 года и вы еще будете работать в университете, то, по согласованию с финансовой службой университета, мы сами заранее все подготовим к дате ее замены. Если держатель карточки к этому времени покинет университет, это тоже не страшно. Мы перевыпустим карту на новый срок. Однако в этом случае может возникнуть необходимость предварительно обратиться в банк с просьбой о ее перевыпуске, поскольку при увольнении изменяется статус карты, и она из разряда «зарплатной» переходит в «личную». Есть разница в годовой плате за обслуживание, в рамках зарплатного проекта ставка минимальная, когда карточка личная — она немного выше. При необходимости сотрудники и студенты университета могут обратиться за консультацией по т. 329-27-34, это контактный телефон моего отдела. Кстати, существует и обратная ситуация, когда «личные» карты переходят в разряд «зарплатных», если на новом месте работы заключен зарплатный договор с нашим банком.

— Поговорим о нештатных ситуациях. Например, клиент неправильно набрал пин-код, и карточку блокировало. Прямо на улице.

— Вариант первый: три раза неправильно набран код — и карточка блокируется, то есть не съедается банкоматом, а закрывается для доступа и для использования. Не пугайтесь. Есть круглосуточная служба. Если помните, каждый, кто заполнял заявление, указывал кодовое слово, в этих ситуациях оно и нужно. Мы можем помочь клиенту, спросив у него индивидуальную информацию. На уровне отделения банка эту информацию не знает никто, она конфиденциальна. К ней допущен строго определенный круг лиц, она доступна только по запросу. Звоните в клиентскую службу, работающую 24 часа в сутки, по телефону: 326-35-53. Вам зададут вопросы, и по телефону можно разблокировать карточку. Вариант второй: банкомат ее изъял. В этом случае нужно тут же обратиться в филиал банка, обслуживающий этот банкомат, и подать заявление, позвонить в клиентскую службу по телефону 326-35-40 и заблокировать эту карточку, особенно если она изъята чужим банкоматом на стороне. Письменное заявление подать в течение трех дней.

— По каким причинам карточка может остаться в банкомате?

— Если банк дал комнаду ее изъять. И если клиент забыл карточку в банкомате, либо вовремя не вынул. При совершении операций с банковскими картами банкомат всегда издает прерывистые предупреждающие звуковые сигналы, если клиент не реагирует, то банкомат считает, что карточку забыли, и забирает ее обратно. Ведь с клиентом что угодно может произойти. То же самое и с деньгами: поднимается шторка, показываются деньги, раздается предупреждающий сигнал, и если клиент купюры не взял, деньги через некоторое время изымаются и складываются внутри банкомата в специально отведенное место. Это не означает, что человек их лишился навсегда. Надо уведомить обслуживающее подразделение банка о данном факте, уведомлением является личное заявление, мы проведем служебное расследование обстоятельств и дадим квалифицированный ответ. Если факты, указанные в заявлении, подтвердятся, то деньги будут возвращены на его счет.

— А если банкомат и карточку забрал, и деньги куда-то списал? Может ли быть такое?

— С техникой может произойти все. Сказать, что такого быть не может, было бы некорректно. Но это очень редкая ситуация, по сути сбой аппаратуры. Тут важно помнить, что клиент не лишается денег. Все можно выяснить. Операции с карточками – прозрачные операции, на уровне записей мы можем понять, что происходило. Все претензии клиентов рассматриваются в установленные сроки, и деньги возвращаются. Главное не пугаться и не паниковать. Обращаться к нам по поводу любой нештатной ситуации и любых сомнений.

Если вы привыкли дважды в месяц получать деньги у живого кассира, у вас сформировалось чувство завершенности процесса. Когда деньги переводятся на карточку, всплывают сомнения: все ли в порядке. Но это со временем проходит, и возникает другое чувство. Ощущение возможности руководить своими деньгами. Цивилизованный человек деньги сегодня может получить в любое время суток, где бы он ни находился. Заболел ли ты, в командировке ли ты или на даче: если рядом есть филиал банка или банкомат – ты берешь деньги в любой момент и сколько надо.

“Привыкну ко всему, — подумалось мне уже потом, в редакции. – Ко всему человек привыкает”. Наша многотрудная жизнь сносит нас вниз по течению, в сторону консерватизма дрейфовать легче, чем грести в сторону прогресса, но надо сопротивляться. Прошло время стеариновых свечек и керосинок. Железный конь идет на смену крестьянской лошадке. В наши времена деньги лучше всего хранить в надежном месте. Вот только разве хакеры, могучие и ужасные профессора преступного мира, злые гении мира современного, могут мне испортить жизнь. Взломают банковские шифры и пароли, узнают ту вышеупомянутую конфиденциальную информацию и скачают мои денежки на свои счета. Надо будет в следующий раз поговорить об этом с Демури Омаровичем. Наша беседа была первой, но не последней. Есть еще темы, и есть вопросы.  

Александр Шумилов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков