Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14-15 (3671-72), 21 мая 2004 года
слово ученого

«Наполним смыслом
каждое мгновенье…»

Раздумья об университетском медицинском образовании

Наталия Николаевна Кузнецова, главный редактор университетского журнала, пригласила меня выступить на страницах «СПбУ» в связи с моими увлечениями медицинским факультетом и фотографией. Ныне для воспоминаний вслух об идее медицинского факультета есть и очевидный повод – канун подготовки к первому юбилею факультета.

Думы о медицинском факультете уже более десяти лет будоражат меня, его образ ассоциируется теперь с мифологией царя Кипра Пигмалиона, который изваял статую девушки (фото 1), Афродита оживила Галатею, Пигмалион влюбился в нее. В начале 90-х гг. у меня была идея, каким мог бы быть идеальный медицинский факультет, теперь он не только создан (фото 2), но и живет своей жизнью, а я любуюсь им, переживаю его успехи, горюю, когда у него появляются проблемы.

Пигмалион и Галатея. (Эрмитаж). Здание медицинского факультета (21 линия, д. 8А).

1. Пигмалион и Галатея. (Эрмитаж).

2. Здание медицинского факультета (21 линия, д. 8А).

В соответствии с идеей Петра Великого, в Санкт-Петербурге была основана Академия наук, и при ней были учреждены университет и гимназия. В положении, рассмотренном 22 января 1724 г. на заседании Сената, имелся примечательный пункт об открытии четырех факультетов, «а имянно: 1 – феологии, 2 – юриспруденции, 3 – медицины и 4 – филозофии» [Уставы Академии наук СССР. М. Наука. 1975.С. 36-37].

Идея создания университета, в котором должен быть медицинский факультет, знаменовала переход от медико-хирургических школ с узкопрофессиональным обучением, тоже созданных по указу Петра I от 25 мая 1706 г., к широкому образованию врачей. В начале 90-х гг. прошлого века в университете вновь начались дискуссии о создании медицинского факультета, об осуществлении мысли Петра Великого и открытии такого факультета, все остальные факультеты, упомянутые в его Указе, уже давно были открыты. В 91-92 гг. в университете была создана рабочая группа по подготовке проекта организации бакалавриата и магистратуры, ее члены профессор И.А.Горлинский, профессор А.Д.Харазова и некоторые другие приезжали в нашу лабораторию. В одной из бесед была затронута тема медицинского факультета, я высказал свои представления, каким он мог бы быть. По-видимому, кто-то из участвовавших в беседе рассказал об этом в университете.

Почти 10 лет тому назад, 2 сентября 1994 г. мне позвонила ректор университета Людмила Алексеевна Вербицкая и пригласила обсудить с ней возможность моего участия в конкурсе проектов организации медицинского факультета в Санкт-Петербургском университете (фото 3). Я не был знаком с Людмилой Алексеевной, вскоре состоялась первая встреча, а спустя несколько недель я выступил с докладом на комиссии по отбору проектов создания нового факультета в нашем университете. Возглавлял комиссию проректор профессор В.Н.Троян (фото 4), на ее заседаниях были заслушаны доклады с изложением разных принципов работы нового факультета, в конце концов предпочтение было отдано моему проекту, и началась подготовка к его открытию.

Проф. А.Д.Викторов, академик РАО Л.А.Вербицкая, проф. И.А.Мурин.

3. Проф. А.Д.Викторов, академик РАО Л.А.Вербицкая, проф. И.А.Мурин.

Проректор университета профессор В.Н.Троян и писатель Д.А.Гранин.

4. Проректор университета профессор В.Н.Троян и писатель Д.А.Гранин.

Академик РАН и РАМН М.А.Пальцев.

5. Академик РАН и РАМН М.А.Пальцев.

Необходимость открытия медицинского факультета в нашем университете была очевидна выдающимся ученым и государственным деятелям. Держу в руках текст доклада «Об учреждении при Императорском С.-Петербургском университете медицинского факультета», который был заслушан 6 марта 1913 года в городской Думе. В подготовке и обсуждении этого документа участвовали В.М.Бехтерев, Н.Е.Введенский, А.И.Гучков, А.С.Догель, Н.Я.Марр, И.П.Павлов, В.М.Шимкевич и другие. В результате предполагалось: «1. Возбудить в установленном порядке ходатайство об открытии при Императорском С.-Петербургском Университете медицинского факультета и 2. В случае разрешения означенного ходатайства в положительном смысле, бесплатно отвести для возведения зданий медицинского факультета участок в 30000 кв. саженей, выделив его из принадлежащей городу земли под наименованием «Смоленское поле»».

Требовалось много согласований, бумаг с подписями руководителей разных ведомств и министерств, но особенное значение имело решение УМО и министерства здравоохранения РФ. В целесообразности открытия факультета мне удалось убедить председателя учебно-методического объединения министерств здравоохранения РФ и образования РФ, ректора Московской медицинской академии М.А.Пальцева (фото 5), министра здравоохранения РФ Т.Б.Дмитриеву (фото 6). Факультет в прямом смысле слова создавался на пустом месте, не было ни одной комнаты, ни стола, ни стула. Спустя 9 месяцев с памятного сентября 1994 г. был объявлен конкурс на медицинский факультет, мы очень волновались – придут ли к нам абитуриенты. В нашем городе уже работали 4 широко известных высших медицинских заведения, среди них Военно-медицинская академия, Медицинский университет им. И.П.Павлова и другие. После объявления приема на 1-й курс (25 человек) прошла неделя, но не было конкурса, было сдано всего несколько заявлений. До сих пор помню обуревавшие меня весьма грустные чувства, когда надо было докладывать о числе поданных заявлений на заседании Центральной приемной комиссии. Но наконец появились поверившие нам абитуриенты, и конкурс достиг почти 3-х человек на место. В сентябре 1995 г. начались занятия 1-го курса студентов первого набора. Сегодня мы уже знаем, что состоялось несколько выпусков врачей с университетским дипломом, бывшие студенты имеют сертификаты специалистов, некоторые из них уже защитили кандидатские диссертации (фото 7, 8).

Год от года рос конкурс абитуриентов на медицинский факультет, вскоре он стал самым высоким в университете, достигнув в 1999 г. 10 человек на место, хотя в других медицинских вузах он не превышал 3. В чем же привлекательность университетского медицинского образования? Когда мы готовили новый учебный план, структуру преподавания, то стремились обеспечить возможность широкого общего образования, дать не только достаточное специальное клиническое образование, но и гуманитарное, естественнонаучное, максимально способствовать развитию интересов и способностей студентов, и главное – научить думать, мыслить, с 1-го курса привить навыки участия в дискуссии, умения читать книги, вести исследования. Проходили регулярно встречи с выдающимися личностями независимо от их профессиональных интересов. Они завершались чаепитием, сдвигали столы, был куплен большой чайный сервиз, чтобы все участники семинара могли обсудить в неформальной обстановке и доклад, и все проблемы факультета (фото 8а).

1 курс первого набора. 1995 год. Чаепитие после семинара

8a. 1 курс первого набора. 1995 год. Чаепитие после семинара

В основу обучения на нашем факультете мы считали очень важным заложить иные подходы, чем было принято в медицинских вузах, готовить студентов не по шаблону, а учитывать интересы каждого из них. Это было возможно, поскольку на курсе было всего 25 студентов, а не 400 – 500 человек, как в медицинском институте. На первом курсе в сентябре все студенты получили тему курсовой работы в зависимости от их пожеланий, их выбора. Я беседовал с каждым студентом, узнавал его интересы и предлагал тему курсовой работы, исходя из его подготовки и современного состояния исследований в этой области знаний. Важно было учесть интерес студента и научить его искать необходимую литературу, читать и правильно писать обзор литературы, дать грамотное библиографическое описание цитируемых работ. Мы стремились уже на первом курсе дать понимание многоликости биологических явлений, умение чувствовать, различать оттенки и при этом не упустить главного. Будь то физиологическая функция, болезнь, перевод текста с иностранного языка на русский, фотография или скульптура в их отношении к оригиналу – всегда имеются отличия. Существенно, когда речь идет об образовании, стремиться к его разнообразию при выполнении требований самого высокого стандарта.

Сходство образовательного стандарта отнюдь не означает тождества содержания курсов. Вполне эта ситуация отвечает мысли В.Шкловского, высказанной в книге «О теории прозы»: «...В параллелизме важно ощущение несовпадения при сходстве». Более глубокая подготовка в области фундаментальных наук, развитие физиологического подхода к анализу клинических ситуаций имеет ведущее значение в подготовке современного клинициста, врача, а не ремесленника. Что же такое несовпадение при сходстве? Известен максимализм молодости, а некоторые сохраняют его в течение всей жизни, не желая считаться с разнообразием форм, многогранностью явлений жизни. Университетская система медицинского образования была задумана как качественно отличающаяся от подготовки в медицинских институтах. Это не значит, что она лучше или хуже, она иная. Это касается не только подготовки врачей, чтобы обосновать эту мысль, сравним переводы с иностранного языка на русский. Такое сопоставление лучше показать на примерах переводов, сделанных выдающимися мастерами. Сравним с подлинником два перевода стихотворения Р.Киплинга «If». С.Маршак перевел его «Если...», М.Лозинский – «Заповедь».


If you can talk with crowds and keep your virtue,
Or walk with Kings – nor lose the common touch,
If neither foes nor loving friends can hurt you,
If all men count with you, but none too much;
If you can fill the unforgiving minute
With sixty seconds’ worth of distance run –
Yours is the Earth and everything that’s in it,
And – which is more you’ll be a Man, my son!

И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, —
Земля – твое, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты – человек!
(пер. С. Маршака)

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, –
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
(пер. М.Лозинского).

В университете есть все возможности для очень широкого и разностороннего образования, и так важно помочь студенту осознать себя и вырасти действительно творческой личностью. В историческом коридоре Главного корпуса, в аудиториях и залах со студентами встречаются, преподают математик Л.Д.Фаддеев, приоткрывший завесу тайн Карибского кризиса и смерти И.В.Сталина историк А.А.Фурсенко, маэстро В.А.Гергиев и актер и режиссер С.Юрский, и многие другие выдающиеся личности (фото 9-11). Поэтому с первых недель обучения мы стремились вовлечь студентов в многогранную жизнь университета, показать им роль в университетском образовании исследовательской работы, увлечь их ею, дать осознать на собственном опыте, что она способствует постоянному поиску, дисциплинирует мысль, заставляет видеть главное и не терять из виду деталей. Почему необходим и взаимовыгоден союз естествознания и медицины, в чем очевидная целесообразность создания медицинского факультета в классическом университете? В нем разносторонне представлены гуманитарные науки, имеется возможность вовлечь студентов с первых дней в исследовательскую работу в самом университете или в академических институтах, с которыми мы заключили договора. Каждый больной неповторим, клиника повседневно дает богатейший материал для физиологического анализа. В условиях патологии за внешней картиной болезни необходимо видеть общность и своеобразие ее течения, что позволяет понять истинную картину и механизм развивающегося процесса. В реальной картине жизни выявляется подлинная зависимость и взаимосвязь физиологии, патологии медицины с очевидным приматом физиологических подходов в их понимании.

Академик РАМН Т.Б.Дмитриева, министр здравоохранения РФ (1995 г.). Анастасия Боголепова. Кирилл Хрипун.

6. Академик РАМН Т.Б.Дмитриева, министр здравоохранения РФ (1995 г.).

7. Анастасия Боголепова.

8. Кирилл Хрипун.

Разностороннее образование врача, обширные знания в области фундаментальной науки – важное условие в системе университетской подготовки. В одной из повестей Д.Гранин процитировал древнюю поговорку, – “Врач не может быть хорошим врачом, если он только врач” (фото 4). При постановке диагноза, назначении лечения врач должен владеть точными физиологическими знаниями, пониманием особенностей отклонения от нормы молекулярных процессов обеспечения функций, что поможет назначить пациенту адекватную фармакотерапию. Огромное значение имеет творческая интуиция. Перефразируя слова, которыми начинается “Анна Каренина” – “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”(подчеркнуто авт.), – можно сказать, что здоровые люди похожи друг на друга по физиологическим механизмам работы их функциональных систем, но болеет каждый по-своему. Используя достижения современной науки, необходимо готовить врачей, которые были бы способны понять, раскрыть механизмы индивидуальных реакций организма. Физиологический процесс сравним с разветвленной химической реакцией, в которую вовлечены многие компоненты, раскрывающиеся во времени и определяющие конечный результат.

Сказанное выше требует объяснения, поскольку было много трудностей при утверждении учебного плана: необходимо было доказать, что разнообразие подходов не противоречит осуществлению единого государственного стандарта медицинского образования. Не нужно ни доказывать, ни обосновывать мысль о том, что требуется высокий стандарт подготовки врачей, в наше время требования выросли еще более. Особенностью медицинского образования всегда было стремление не к узкопрофессиональному подходу, а к широкому образованию, которое мог дать университет, где под одной крышей были представители самых разных областей знания. Современное университетское медицинское образование должно включать весь спектр естественнонаучных дисциплин: физику, химию, биологию, становление врача немыслимо без разностороннего гуманитарного образования, важны знания экономики и информатики, очень большое время должно отводиться собственно клиническим дисциплинам.

Академик РАН Л.Д.Фаддеев. Академик РАН А.А.Фурсенко. Маэстро В.А.Гергиев.

9. Академик РАН Л.Д.Фаддеев.

10. Академик РАН А.А.Фурсенко.

11. Маэстро В.А.Гергиев.

Вопрос о том, какой быть университетской медицинской клинике, трудный и требует обсуждения. Казалось бы, спору нет, есть факультет, должна быть своя клиника, в ней будут обучаться студенты, не надо ездить в разные концы города, в ней смогут лечиться сотрудники университета, что необходимо и с каждым годом становится все более значимым. Вначале предполагалось, что одна из многопрофильных мунициальных больниц станет университетской клиникой, была договоренность с мэром города А.А.Собчаком. Однако хочу поделиться с читателями и теми проблемами, которые при этом возникали, поскольку много раз об этом думал. Этих проблем несколько, какая важнее – сказать трудно. Современная медицинская клиника – дорогостоящее учреждение, государство стремится не финансировать ведомственные медицинские учреждения, следовательно, надо изыскивать очень большие средства для содержания клиники, аппаратуры, лекарств, реактивов. Даже при решении этой проблемы – и это очень важно – в клинике должен быть персонал высшей квалификации. Лечиться можно только у отличного врача. Но специалисты высшего класса уже работают в своих клиниках и привлечь их для работы очень непросто, мной был приобретен достаточный опыт, связанный с решением этих вопросов при создании медицинского факультета. В университетской клинической больнице должны быть представлены специалисты практически всех разделов медицины. А создавать клинику не высшего современного уровня по классу специалистов и имеющимися техническими возможностями вряд ли целесообразно. Учить студентов надо в условиях, максимально приближенных к реальным. Для демонстрации пациентов на клинических разборах и лекциях нужны не элитные пациенты, а те, кто нуждается в реальной помощи, в которой может участвовать студент, интерн, ординатор. Когда я взвесил эти и целый ряд иных факторов, то счел следующий вариант решения оптимальным на первом этапе построения факультета. Для факультета по каждой специальности были отобраны лучшие городские больницы, в которых могли работать наши кафедры, и где могли видеть и лечить тяжелых больных наши студенты. Кроме этого удалось получить согласие на создание кафедр в некоторых академических медицинских институтах, в клиниках, пользующихся лучшей медицинской репутацией. Существенно для нас, что в годы полного отсутствия бюджетного финансирования – а именно тогда создавался факультет – все десятки клинических баз были бесплатны для университета, более того, в случае необходимости в них оказывалась помощь сотрудникам университета.

В последние годы я смог сопоставить стандарты требований в области фундаментальной науки в академическом институте и в учебном процессе при преподавании тех же дисциплин в классическом университете. Противоречие между двумя этими формами деятельности очевидно. Исследователь может добиться успеха в узкой сфере профессиональной деятельности, педагог должен глубоко знать все разделы излагаемого курса. Об этом 21 октября 1900 г. написал И.П.Павлов в предисловии к учебнику физиологии Р.Тигерштедта (1901): «Огромное большинство учебников представляет сбор, склад многочисленных отдельных фактов и всевозможных имеющихся в науке, мнений. Едва ли может быть большой толк от такого изложения. Начинающий – а учебники и пишутся прежде всего для них – теряется в массе фактов и решительно не знает, на чем остановиться и чего, хотя для начала, придерживаться. Среди леса подробностей ускользает главное, и мысль остается без дела. Учебник проф. Тигерштедта написан иначе. Автор обо всем составляет личное мнение, приводя и обсуждая факты как за, так и против... Наконец, как хорошо продуманный труд, учебник этот во многих местах прямо изумляет простотою изложения».

Дом Гете в Веймаре.

12. Дом Гете в Веймаре.

Для университетского медицинского образования безусловное значение имеет весь комплекс наук о жизни, профессора обязаны дать студенту в достаточном объеме современные представления о механизмах каждого из процессов, протекающих в живом организме. Эта идея находит отражение в современных учебниках по физиологии человека, в одном из них, «Comprehensive human physiology» (Berlin, Springer. 1996), изданном под редакцией Р.Грегера и У.Виндхорста, имеется подзаголовок – «От клеточных механизмов к интеграции». Этот учебник по физиологии отражает основную тенденцию развития наук, относящихся к медицине как прикладному знанию, его содержание хорошо сопоставимо с основной идеей этой статьи, касающейся места и роли фундаментальной науки в современной медицине и высшем образовании. Я искренне верю, что врач с университетским образованием и дипломом должен иметь достаточно разностороннюю подготовку и естественнонаучное и гуманитарное образование, владеть навыками информатики, работе на компьютере, иностранные языки, но и студенты (думаю, и преподаватели, и сотрудники) других факультетов университета должны знать, как работает их организм, как устроена жизнь живого организма. Это нужно им самим, это имеет значение для сохранения здоровья и работоспособности, для возможности восприятия жизни во всех ее проявлениях. Понимание основ здорового образа жизни предполагает знание того, чем дышит и как дышит человек. Вспомним – Mens sana in corpore sano… Этот афоризм есть у Ювенала, его вспоминают Пушкин и Писарев, который при обсуждении «Физиологических писем» К.Фогта нашел удачный эквивалент перевода на русский язык: «в здоровом теле – здоровая мысль». Полагаю, что в нашем университете курс физиологии, построенный на достижениях всего комплекса наук о жизни и прочитанный талантливыми педагогами, был бы интересен и полезен многим. Это должен быть новый курс, основанный на достижениях фундаментальной науки, а не прикладной курс основ медицинских знаний. Мой призыв созвучен мысли, которую высказал Корнелий Цельсий – «Прежде всего пусть каждый узнает природу своего тела».

В нашей стране медицинское образование обеспечивают в основном медицинские институты (в настоящее время большинство из них стали университетами или академиями). Лишь в нескольких классических университетах существуют (или в последние годы были открыты) медицинские факультеты. Открытие медицинского факультета в университете, по моему мнению, может благотворно сказаться на развитии медицинского образования в стране. Речь идет не об изменении количества врачей в стране, набор на факультет классического университета очень мал и не должен возрастать, положительные сдвиги будут касаться содержания учебного процесса, структуры и качества образования.

Университетские свободы всегда были предметом огорчения для сиюминутной власти, но дух университета немыслим без свободы, это основа творчества, а оно источник развития. Поэтому так важна свобода духа, которую дает университет и студенту, и профессору, поэтому так важна свобода посещения лекций. Когда интересно, и студент, и слушатель всегда придут. Уже в первые годы существования медицинского факультета стала осуществляться наша программа разностороннего образования. Регулярно (после лекций и занятий!) проводились семинары и лекции по очень широкому кругу проблем, была совместная острая дискуссии о творчестве И.П.Павлова со студентами факультета журналистики, и аудитория всегда была переполнена. Потом были организованы клинико-физиологические разборы, они начинались вечером после 17 ч., и не хватало мест в аудитории, студенты сидели на подоконниках. Меня радовала активность молодежи – уже на первом курсе лес рук студентов, задававших вопросы, глубокие и интересные. Это огромная удача для нас – студентов удалось разбудить, у них проснулся интерес, и он не погас, об этом можно судить по тому, что недавние выпускники готовят и защищают диссертации, работают в прекрасных лабораториях и клиниках нашей страны, США, Германии.

Университетская свобода так необходима, она питает почву для взращивания истинной интеллигенции. Жизнь сплетает вместе разговоры Гете с Эккерманом (фото 12), размышления Д.С.Лихачева об интеллигенции и трудные перипетии наших дней, когда вновь обсуждают судьбу Академии наук и университетов. Внутренняя свобода важна из-за непредсказуемости творчества, никому не ведомо, где, когда и какая родится новая идея, будь то роль РНК, ДНК, художественное произведение. В 1806 г. Гете завершил «Фауста», 2 года спустя первая часть трагедии была опубликована. Но ею не был исчерпан замысел, который нашел отражение в «Прологе на небе». Лишь в 1931 г. Гете завершил труд, которому отдал 6 десятилетий жизни. Сцена встречи с Еленой была дописана в 1800 году, она не вошла в 1-ю часть «Фауста», в середине 20-х гг. он написал сцены I акта, затем переключился на последний акт. Такова судьба творчества.

Университетское образование, пример профессоров и преподавателей должны быть не менторскими, а способствующими пониманию радости познания, высшей радости обретаемой творчеством в самом широком смысле слова, умения быть (а не сохранить!) молодым всю жизнь. Мне довелось в Ереване быть гостем М.Сарьяна у него дома и слушать его рассказ о висевшей на стене картине «Три возраста человека» (автопортрет), где его кисть изобразила его юношей, мужчиной зрелого и преклонного возраста, видеть, как с годами менялся блеск и выражение их глаз. У Шекспира в одном из монологов речь идет о семи стадиях человеческой жизни, начинающейся «хнычущим младенцем». Применительно к жизни ученого американский профессор Ф.Пресс семь стадий представил в своем докладе «Становление ученого в Золотой век науки» на президиуме РАН следующим образом: «Сначала это неловкий аспирант, который в своем конспекте записывает даже приветствия профессора, когда тот, обращаясь к классу, говорит: «Доброе утро!»; затем это слишком усердный доцент, который день и ночь трудится для того, чтобы заслужить себе хорошую репутацию; затем это вновь испеченный самодовольный профессор, который начинает почивать на лаврах; затем это ученый, который становится философом или пишет автобиографию; ученый, который становится деканом или президентом; и завершающая стадия – ученый... который выступает на устроенных друзьями торжествах, посвященных выходу на пенсию...». Хотелось бы верить и сделать все возможное, чтобы сохранить преимущества тех лет, когда молодость духа в нас и наших студентах дает состояние ожидания радости нового, которое все ощущают 1 сентября, не потерять оптимизма входящих в мир знаний, науки, жизни.

Широкое и глубокое университетское образование должно иммунизировать студентов, делать их невосприимчивыми к псевдонауке, научить отличать науку от лженауки. На конгрессе «Человек и лекарство» 21 апреля 1998 г. М.А.Пальцев и И.Н.Денисов в докладе «Врач XXI века» привели ряд значимых цифр, важных в контексте этой статьи. Выше речь шла о необходимости для студентов всех факультетов знания физиологии человека как основы здорового образа жизни. Оказалось, что этот фактор в структуре здоровья составляет 48-50%, окружающая среда, о которой непрерывно говорят и пишут – 20-22%, генетические факторы – 18-20%, здравоохранение – только 8-14%! В зарубежных медицинских университетах 75% знаний студенты получают сами, а 25% усваивают от преподавателя, в наших вузах соотношение противоположное. Вряд ли есть сомнение в том, что наша задача – научить студента получать знания, уметь отличать хорошую книгу от плохой, привить умение читать и понимать прочитанное, главное – уметь думать. Оказалось, что профессиональные медицинские знания ежегодно обесцениваются на 20-30%, поэтому мне кажется столь важным организовать университетское постдипломное образование, сделав его открытым, доступным для всех специалистов города (может быть, Северо-Запада) на наиболее высоком уровне при участии самых квалифицированных профессоров нашего города, а не узко ведомственным. Такой опыт был реализован мною совместно с профессором А.В.Смирновым, директором НИИ нефрологии Медицинского университета им. И.П.Павлова. Завершился 1-й год обучения, семинар посещали около 80 – 100 человек, студенты, интерны, ординаторы, аспиранты, научные сотрудники, врачи, профессора разных учреждений города. Специальный цикл лекций был проведен с участием профессоров Германии.

Особое слово в заключение статьи следует сказать об очень существенном – нравственном значении университетского сообщества в жизни факультета и подготовке студентов. Не хотелось бы повторять библейские истины, но они – основа сути взаимоотношений между людьми. Мне повезло, и удача сопутствовала все годы, пока мы создавали медицинский факультет. Сотрудники факультета жили как одна дружная семья. Нас окружали и во всем помогали доброжелательные, приветливые сотрудники университета, мы все делали совместно, все годы ощущали помощь ректората, всех отделов и факультетов университета, без этого невозможно было за несколько месяцев в годы разрухи в стране создать сложный организм факультета, собрать единомышленников, за все годы не было ни одного случая напряженных отношений. Эта статья — не рассказ о факультете, но я не могу не поклониться и тем, кто создавал факультет, и тем, ради кого создан факультет – студентам, они поверили нам, создание факультета было совместной с ними работой. Важнейшее назначение университета – создание творческой обстановки, умение привлечь талантливых педагогов, дать студентам понять, ощутить радость общения с талантливыми людьми, счастье испытать радость открытия. Как важно помнить завет Экзюпери и беречь тех, кто тебе поверил, за кого ты в ответе, дарить улыбку и цветы (фото13).  

Тюльпаны весеннего Люксембургского сада.

13. Тюльпаны весеннего Люксембургского сада.

Академик Ю.В.Наточин
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков