Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14-15 (3671-72), 21 мая 2004 года
новое в учебном процессе

Информационные технологии
на экономическом факультете

Три года назад экономический факультет начал набирать студентов на новую специальность – «Прикладная информатика в экономике». А в начале 2003-2004 учебного года на факультете появилась новая кафедра – кафедра информационных систем в экономике (ИСЭ), которая теперь является выпускающей для этой специальности. Ее выпускники должны иметь определенные знания и навыки в области применения современных информационных технологий в различных сферах экономической деятельности. Появление новой кафедры можно объяснить тем, что за последнее время в области технологий произошел коренной перелом, что значительно повлияло на все сферы нашей жизни. Сейчас каждый месяц появляется что-то новое. Трудно себе представить, что несколько лет назад персональные компьютеры и сотовые телефоны считались редкостью и были привилегией деловых и богатых людей. Теперь же почти в каждом доме есть компьютер с выходом в Интернет, а у каждого второго школьника – мобильный телефон. Это быстрое развитие информационных технологий требует и все большего числа квалифицированных специалистов. Вслед за специалистами в области микроэлектроники, программного обеспечения становятся востребованными специалисты смежных профессий, поскольку использование компьютерных технологий происходит сейчас даже в сферах деятельности, изначально не имеющих никакого отношения к IT-индустрии. Особенно ярко это проявляется в бизнесе, промышленности, образовании.

Заведующий кафедрой информационных систем в экономике В.Г.Халин

Заведующий кафедрой информационных систем в экономике В.Г.Халин

Для подготовки профессионалов такого профиля необходимо наличие в учебном курсе, кроме общеэкономических, большого числа специальных дисциплин. Поэтому на кафедре ИСЭ работают много квалифицированных преподавателей в области информационных технологий. С появлением новой кафедры проблемам внедрения компьютерных технологий и телекоммуникаций в образование на факультете уделяется особое внимание, поскольку один из способов знакомства студентов со многими аспектами их будущей специальности состоит в том, чтобы активно использовать информационные технологии в процессе обучения. Одной из важных задач, стоящих сейчас перед всем факультетом, является совершенствование его информационной системы для организации более эффективной работы, что, главным образом, подразумевает под собой учебный процесс. Нужно отметить, что сейчас экономический факультет имеет достаточно развитую информационную систему и по обеспеченности компьютерами занимает одно из лидирующих положений в университете.

Но информационные технологии не стоят на месте. Они все время совершенствуются, появляются новые возможности, средства для воплощения ранее труднореализуемых идей. Недавно на базе факультета по инициативе заведующего кафедрой ИСЭ Владимира Георгиевича Халина был проведен открытый конкурс «Стратегическая программа развития информационной системы экономического факультета СПбГУ». Цель конкурса — выявление перспективных идей и объединение лучших интеллектуальных ресурсов для разработки стратегической программы и перспективного плана развития информационной системы экономического факультета СПбГУ. Таким образом, конкурс должен был определить наиболее перспективные направления развития существующей на данный момент информационной системы. Студенты экономического факультета разработали специально для конкурса сайт www.econ.spbu.ru/konkurs. Сейчас там опубликованы условия и результаты конкурса, а также программы участников. Всего на конкурс было представлено четыре проекта. Все они написаны квалифицированными специалистами в области информационных технологий, в том числе и ведущими преподавателями экономического факультета. В состав жюри конкурса под председательством декана экономического факультета И.П.Бойко входили: проректор СПбГУ по информатизации В.Ю.Сепман, директор Петродворцового телекоммуникационного центра В.И.Золотарёв, декан физического факультета СПбГУ А.С.Чирцов, директор НИИ информационных технологий СПбГУ А.Н.Терехов, заведующий кафедрой компьютерных технологий и систем факультета ПМ-ПУ Е.И.Веремей и другие известные в университете специалисты по информационным технологиям.

Студенты группы ПИ-2 на занятиях к учебном центре Международного благотворительного фонда им. Д.С.Лихачева.

Студенты группы ПИ-2 на занятиях к учебном центре Международного благотворительного фонда им. Д.С.Лихачева.

Обсуждение проекта стратегической программы развития информационной системы факультета на семинаре кафедры

Обсуждение проекта стратегической программы развития информационной системы факультета на семинаре кафедры

Первое место в конкурсе заняла «Стратегическая программа», разработанная коллективом преподавателей под руководством профессора кафедры ИСЭ Александра Васильевича Юркова. Одной из основных задач, обозначенных во всех проектах, является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс. Причем для этого кроме технических средств необходимо постоянное повышение квалификации как студентов, так и преподавателей. С этой целью в рамках «Стратегической программы» сейчас на экономическом факультете уже организованы курсы повышения квалификации для преподавателей. Разработаны два курса обучения: один рассчитан на начинающих, другой – на опытных пользователей. Здесь преподаватели могут получить как самые необходимые сведения для работы с компьютером, так и знания, призванные помочь им в их педагогическом труде, например, при разработке учебно-методических материалов или создании электронных мультимедийных презентаций.

Автоматизация учебного процесса является одним из очень перспективных направлений его развития. При этом очень важно, что под автоматизацией не подразумевается уход от традиционного способа обучения, исключение живого общения или максимальная замена его интерактивным. Учебный процесс можно сделать значительно проще и интереснее, если использовать вдобавок к давно зарекомендовавшим себя классическим методам современные информационные технологии. То, что информационные технологии позволяют сократить время, затрачиваемое на выполнение многих рутинных операций, сомнений нет. Имея доступ в Интернет, можно получить практически любую необходимую информацию. Словом, информационные технологии значительно сокращают время на образование, что уже немаловажно. Но как их внедрение может повлиять на качество? Способствуют ли они его улучшению? Специалисты говорят, что да! Создание электронных учебников, распространение систем online-консультирования позволит не только сэкономить время, но и повысить качество образования. В России сейчас уже существуют примеры активного использования информационных технологий в образовательном процессе. Разработаны мультимедийные учебные курсы, с помощью которых люди имеют возможность получать высшее образование через Интернет. Существующие примеры использования дистанционного обучения показывают, что дальнейшее развитие на факультете подобного рода систем может оказаться очень перспективным. Надо сказать, что уже сейчас многие преподаватели факультета успешно используют в своей работе различные компьютерные и телекоммуникационные средства.

На кафедре есть и другие примеры использования ресурсов Интернета для повышения эффективности учебной и исследовательской работы. По инициативе профессора А.В.Юркова, для общения со студентами на кафедре ИСЭ используются возможности информационного портала Yahoo http://www.yahoo.com, реализованные в так называемых Клубах (Groups). Этот портал и ряд российских порталов Yandex.ru, Hotmail.ru и некоторые другие обладают необходимой функциональностью для доставки контента учебных курсов через Интернет и разнообразными средствами организации взаимодействия участников дистанционного обучения.

В апреле этого года проходила международная научная конференция «Актуальные проблемы экономической науки и хозяйственной практики». 12 секций этой конференции проводились на экономическом факультете СПбГУ. Особое внимание хочется обратить на секцию «Проблемы применения информационных технологий в экономике», которая базировалась на кафедре ИСЭ и возглавлялась профессором А.В.Юрковым. На конференции выступили многие преподаватели кафедры, рассказывая, в основном, о своем опыте использования компьютерных технологий и телекоммуникаций в процессе обучения или о перспективах внедрения подобных систем в образовательный процесс. Особенно интересными с точки зрения рассматриваемого здесь вопроса могут показаться выступления доцентов А.А.Бабаева, ТА.Лёзиной, А.Н.Сивкова, старших преподавателей И.И.Комарова, А.Н.Порошина.

Доклад Александра Александровича Бабаева был посвящен технологии изучения и компьютерного собеседования по учебному материалу (ТИКСУМ), которую он использует уже в течение года для промежуточного контроля знаний студентов. Эта система является составной частью «Информационной системы промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов».

В ТИКСУМ включены процедуры, позволяющие студентам самостоятельно изучать материал и проходить тестирование в режиме самоконтроля, а потом в и режиме «контроль с оценкой». Компьютер сверяет ответы и выставляет оценку, которая автоматически выставляется в электронную ведомость, доступную только преподавателю. Это позволяет последнему быстрее и полнее представлять себе картину успеваемости всего курса и каждого студента в отдельности. Надо сказать, что проведение опросов и других видов оценки знаний в виде тестов используются уже давно и становятся все более популярными. Даже в соответствии с готовящейся реформой о едином государственном экзамене ЕГЭ будет содержать тестовую часть. Выполнение такого рода заданий на компьютере значительно упрощает и процедуру прохождения тестирования, а также процедуры проверки выполнения тестов и анализа результатов. Программа ТИКСУМ была разработана студентом II курса экономического факультета по специальности «Прикладная информатика в экономике» Андреем Кочетовым. Первый раз она была опробована при проведении конкурса по информатике в 2003 году, с тех пор она несколько раз совершенствовалась и адаптировалась для различного рода тестирований. Сейчас ТИКСУМ наполнена учебным материалом для изучения и аттестации по следующим дисциплинам: «Информатика», «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии управления» и «Алгоритмизация задач административного управления».

Ещё об одном примере использования ИТ на факультете рассказывали А.Н.Порошин и О.А.Полковникова: а именно, об учебном сайте http://study.econ.pu.ru, разработанном ими. Главной целью создания сайта являлась информационная поддержка ряда дисциплин информационно-технологического профиля. На сайте размещаются учебные материалы, задания для практических занятий, ведомости текущей успеваемости, а также ссылки на литературу и ресурсы Интернета. Сайт регулярно обновляется, на нем студенты могут прочесть важные объявления и найти расписания занятий, консультаций, экзаменов и другие необходимые им материалы. Для обеспечения обратной связи с посетителями сайта на нем есть гостевая книга, а также существует возможность отправки сообщений по электронной почте веб-мастеру (преподавателю) непосредственно с сайта. Существование такого комплексного информационного ресурса обеспечивает значительную экономию аудиторного времени.

Эти и другие работы по внедрению информационных технологий в образование ведутся под руководством заведующего кафедрой ИСЭ В.Г.Халина. Подводя итог, хочется сказать, что кафедра ИСЭ – это еще очень молодая, но перспективная кафедра. Перечисленные мной проекты представляют собой только несколько направлений деятельности, над которыми сейчас работают студенты и преподаватели кафедры. Хочется надеяться, что все задуманное осуществится, и мы сможем похвастаться своими традициями и опытом и в этой области знаний и методов обучения. И что самое главное – сможем гордиться выпускниками, получившими эту специальность.  

Наталья Тёмкина,
студентка 2-го курса экономического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков