Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3670), 6 мая 2004 года
основано на знаниях

Деньги плюс риск –
это не игра

Этой весной в Санкт-Петербурге ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» был создан отраслевой венчурный фонд с объемом активов $ 11 млн. В апреле управляющая компания этого фонда – ЗАО «Инвестиционно-финансовая компания ОПК» вступила в Российскую Ассоциацию венчурного финансирования. Интерес к «Инновационному венчурному фонду аэрокосмической и оборонной промышленности» велик, так как фонд отраслевой (специализированный), а не региональный, и с полностью отечественным капиталом, что тоже впервые. Корреспондент СПбГУ встретился с начальником Управления аналитики, инвестиций и развития корпорации Юрием Николаевичем Емелиным, чтобы получить информацию из первых рук.

– Юрий Николаевич, чем вызвано решение вашей корпорации создать венчурный фонд?

– Создание венчурных фондов крупными высокотехнологичными компаниями – общемировая тенденция. Это позволяет развивать наиболее перспективные, прорывные направления, которые открывают для бизнеса новые горизонты и делают его более устойчивым. Крупным холдингам проще поддерживать, финансировать и продвигать проекты, связанные с высокими технологиями. В качестве примера назову компанию Intel, французский авиаприборостроительный концерн THALES, корейскую судостроительную корпорацию Hyundai Heavy Industries, имеющие в своем составе венчурные фонды.

Наша корпорация и ее партнеры имеют опыт успешной реализации проектов венчурного характера с конца 90-х годов, эти проекты требовали значительных денежных вложений, продвижения на рынке. Например, более 15 млн долларов было инвестировано в проект «PayCash», более известный в России как «Яндекс.Деньги», – принципиально новую систему электронных платежей, которая сейчас завоевывает рынки Европы и США. Годовой оборот этого проекта сегодня составляет несколько миллионов долларов.

Нами профинансирован и реализован комплексный проект по разработке, производству и реализации электронных систем для грузовых автомобилей и автобусов российского и белорусского производства. Установка этих систем становится обязательной в связи с введением в Европе требований по безопасности и экологичности транспортных средств (стандарты Евро-2, Евро-3). Россия также будет поэтапно вводить у себя эти стандарты. В проекте (сейчас это единая программа на уровне Союзного государства) участвуют все производители грузового автотранспорта, он поддерживается правительствами России и Белоруссии. В 2003 году наши обороты по этому проекту составили 6 миллионов долларов, объем поставок на этот год – $12-14 млн, а через 3–4 года он увеличится до $100-150 млн.

Два года назад мы инвестировали в новое конструкторское бюро, специализирующееся в области микроэлектроники и оборудования для бронетанковой техники. За короткий период Научно-конструкторское бюро вычислительных систем (г. Таганрог) стало высокорентабельной компанией с оборотом около $3 млн, что в значительной степени обусловлено его включением в нашу систему кооперации.

Как правило, риск, связанный с инвестициями венчурного типа, оказывался оправданным, конечно, при условии серьезной предварительной проработки проекта и его отслеживания и продвижения после осуществления инвестиций. Однако основным предметом деятельности корпорации «Аэрокосмическое оборудование» является разработка и производство авионики. Финансирование же венчурных проектов – это весьма специфический бизнес, который во всем мире осуществляется через специальные структуры. Таким образом, создание корпорацией венчурного фонда – логичный шаг, позволяющий структурировать этот бизнес, придать ему общепринятую форму и привлечь средства сторонних инвесторов.

– Ваш фонд станет «одним из…» или будет иметь свое «лицо»?

– Практически все венчурные фонды, действующие сегодня в России (в основном это региональные фонды ЕБРР), не специализируются на том или ином секторе экономики, инвестируют в разные отрасли, не являясь экспертом ни в одной из них.

Оценка венчурных проектов, их финансирование и контроль за реализацией требуют высокого профессионализма от фонда не только как инвестора, но и как специалиста в той области, в которую он вкладывает деньги. Опыт корпорации как крупнейшего авиаприборостроительного холдинга позволяет нам уверенно чувствовать себя на этом рынке, видеть тенденции его развития и привлекать сторонние инвестиции под интересные проекты. Таким образом, «свое лицо» у фонда появилось уже при создании – это не новичок, а опытный инвестор, имеющий возможности продвигать свои продукты как в России, так и за рубежом – то, что очень востребовано на российском рынке венчурного капитала.

Наш фонд создан при участии Минпромнауки РФ. Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» выиграла конкурс, организованный ВИФ Минпромнауки (который является «фондом фондов»). Наш проект впервые предполагал создание венчурного фонда в приоритетной для государства сфере – аэрокосмической и оборонной промышленности, а также обеспечивал привлечение в эту сферу крупного отечественного капитала.

– Вы не исключаете участие в своих проектах иностранного капитала?

– Россия сейчас активно интегрируется в мировое сообщество. Мы понимаем, что такие отрасли, как авиация, не могут жить обособленно в отдельно взятой стране. Бывший вице-премьер, а ныне глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин полагает, что нужно снизить излишне строгие законодательные барьеры для поступления к нам иностранного капитала. Сегодня у нас действует положение, по которому доля иностранных инвестиций в уставном капитале авиастроительных предприятий не может превышать 25%. Наверное, стоит снизить эту планку, законодательно разрешив участие иностранного капитала в объеме до 49%. Иначе у многих международных проектов в авиастроении и ОПК не будет перспектив успешной реализации. А то, что за такими проектами будущее, – очевидно. Поэтому мы открыты для международного сотрудничества, если оно отвечает национальным интересам.

– Какие проекты наиболее привлекательны для вашего фонда?

– Прежде всего это проекты по отраслевой тематике – авиаприборостроение, электроника и прилегающие к ним сферы, в том числе связанные с конверсией и диверсификацией ОПК. Мы собираемся инвестировать деньги и в другие направления, находящиеся вне сферы прямых интересов корпорации «Аэрокосмическое оборудование», но могущие стать интересными для венчурного фонда из соображений доходности.

К сожалению, серьезным препятствием для широкомасштабного инвестирования в российские компании является острая нехватка опытного менеджмента. Мы не будем вкладывать деньги в фирму, у которой есть технология, но нет маркетингового плана и менеджеров, способных эффективно работать в рыночных условиях. В конце концов, интересную для корпорации технологию можно просто выкупить и развивать у себя, для нас это будет проще. А фонд заинтересован не просто в перспективных технологиях, а в перспективных бизнесах. И поддержка фондом таких бизнесов будет не только финансовой – помимо денег мы вкладываем свой авторитет, инфраструктуру, возможности по продвижению проектов, опыт своих специалистов.

– Каким образом будет организована деятельность фонда?

– Специалисты управляющей компании фонда будут проводить экспертизу и оценку проектов: техническую, экономическую, юридическую. На основании такой экспертизы будет решаться вопрос о размере, условиях и форме инвестирования (прямое участие, совместное предприятие, простое товарищество и т.д.).

Инвестиционный комитет фонда, формирующийся из представителей его инвесторов, на основании результатов экспертизы и заключения управляющей компании будет принимать окончательное решение.

На сегодняшний день идет конкурс проектов среди предприятий, входящих в корпорацию. Затем (возможно, это будет уже этим летом), нами будет объявлен открытый конкурс. На первом этапе объем финансирования, которое может предоставляться под один проект, ограничивается: минимальный размер устанавливается равным $50 тыс. и максимальный – $1 млн.

– Что вы думаете о таком проекте, как Наукоград в Петергофе?

– Практика создания «городов ученых», «наукоградов» показала свою эффективность во многих странах. С точки зрения инвестора, концентрация науки в определенной зоне, которая обеспечивается системой определенных налоговых преференций для hi-tech компаний, делает более простым и прозрачным сам процесс инвестирования. А государство таким образом подтверждает, что имеет желание и волю строить экономику, основанную на знаниях.

– Спасибо за интервью.  

Материалы подготовила
Ирина Словцова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков