Санкт-Петербургский университет
    1 - 2   3 - 4   5   6   7 
    8 - 9   10  11-12  С/В
   13  14-15  С/В  16  17
   18   19   20  С / В  21 
   22-23  24-25 26 27-28
   29  30
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3670), 6 мая 2004 года




Сказка ложь,
да в ней намек

Есть люди, которые стремятся, улучив хоть сколько-нибудь свободного времени, вместе с единомышленниками и друзьями быть полезными тем, кому больше всего это требуется. Студенческие педагогические отряды (СПО) – это юноши и девушки, объединенные общим желанием собираться вместе и заниматься воспитанием наших детей, когда нам недосуг.

Слева Михаил Тихонов, нынешний командир отряда  «Сказка».

Слева Михаил Тихонов, нынешний командир отряда «Сказка».

В этом году СПО «Сказка» исполнилось двадцать лет. Это серьезный стаж, учитывая события, происходившие в нашей стране в эти годы. Но все же, благодаря преемственности поколений и вере в собственные силы, ребята-сказочники сохранили свою «Сказку».

Этот педагогический отряд возник, как ни странно, на базе математико-механического факультета СПбГУ. Но, скорее всего, именно на матмехе сохраняется тот авантюрный и объединяющий дух альтруизма, благодаря которому мы имеем целый культурный пласт, так называемые КСП (физики-лирики), без которых понимание 60-х – 70-х годов не будет полным.

Так вот, в субботу, 17 апреля, эти ребята отмечали юбилей своей организации. Многое у них сохранилось еще с тех, доперестроечных времен – во главе отряда командир, ниже рангом комиссар, еще ниже – бойцы. Можно сказать, что кроме того, что у них появились сотовые телефоны, ничего, в общем-то, не изменилось. Эмблемой отряда является сова, символ мудрости. До этого каждый год эмблемы менялись, пока не взяли сову. Почему именно сова, ребята пояснили: где-то в начале 90-х один неутомимый «сказочник» нарисовал сову, взяв прототип из милновского «Винни Пуха и всех, всех, всех». Правда, из года в год эмблема продолжала видоизменяться, но сова была обязательным персонажем.

Нынешнему командиру «Сказки» восемнадцать лет, его зовут Миша Тихонов — довольно застенчивый юноша, но, судя по званию, упорный и ответственный. Он с удовольствием поделился со мной всем, что сам знает о «Сказке».

Чтобы стать персонажем «Сказки», не требуется никаких сверхъестественных усилий. Каждый февраль проходит набор новичков, желающих попробовать себя в педагогике. Никому не откажут. Все становится ясным, когда начинается обучение, которое включает в себя и актерское мастерство, и различного рода психологические тренинги, и игры, ну и, конечно, «лекции». Занятия ведут видавшие виды «Сказочники», а если сказать, сохраняя сказочную семантику, то учителями являются те, кто прошел огонь, воду и медные трубы. Их называют «старичками», имея в виду, наверное, что они, закончив университет, давно занимаются профессией, семьями, будущим, продолжают свою работу в отряде. Они делятся опытом с теми, кто только что попал в самый зачин сказки. Таким образом, занятия проходят в свободное от учебы время два раза в неделю вплоть до первого мая. Первого числа ребята выезжают закреплять полученные в теории навыки на практике. Три дня они проводят в летнем детском лагере под присмотром своих старших соратников, выкладываясь по полной, и вот здесь-то и становится понятно, насколько человек способен, может, а главное, хочет жить в «Сказке». Понять он должен это обязательно сам. Помимо педагогической практической работы в эти три дня юноши и девушки устраивают КВНы, придумывают или обновляют разные игры и конкурсы, играют в футбол. И уже стало традицией формировать две футбольные команды – новичков и «старичков», кто кого одолеет.

Те, кто остались в «Сказке», ждут только чудес.

Недавно отмечалось 45-летие студенческих отрядов России. И тогда же был утвержден главный штаб всех — и строительных, и педагогических студенческих отрядов. Региональные штабы существуют не в пример дольше. Получается такая иерархия зависимостей. Главный штаб, которому подчиняются региональные штабы, а уже им, в свою очередь, подчиняются линейные отряды. Я пишу это для того, уважаемые читатели, чтобы вы себе яснее представили диспозицию «Сказки» — это линейный отряд. Понимание этой иерархии нужно еще и потому, чтобы стало ясно, с кем и как ребята договариваются о поприще своих педагогических устремлений. Линейные отряды очень тесно связаны со своим региональным штабом, который помогает найти летний детский лагерь отдыха, договориться с его руководством.

Так вот, когда все выяснено и оговорено, «Сказочники» выезжают в условленный детский летний лагерь. Думаю, никому не надо пояснять, что летние детские лагеря работают в три смены (правда, есть некоторые, в которых проводятся по пять смен за лето). Прибывая на место, первое, что начинают делать наши «сказочники», это «рюхать», что (для непосвященных) означает определяться с программой игр, праздников, педагогических мероприятий и т.д. По общему убеждению «Сказочников» это, пожалуй, все, что нужно, чтобы работать с детьми. И не надо никакого специального образования. Надо только любить детей всем сердцем, стремиться к тому, чтобы они делали успехи, окружить их заботой и вниманием. «Сказочники» говорят, что за смену вожатый работает по двадцать четыре часа в сутки. Но без профессионалов, конечно же, не обойтись, воспитатель, работающий параллельно с ребятами, помогает не наделать ошибок. Каждый день после отбоя «сказочники» собираются на так называемый «вожатский чай», где обсуждаются дела минувшего педагогического дня и намечается программа действий на день будущий. А главное – все релаксируют: пьют чай, поют песни, встречают гостей, играют и шутят, репетируют… Сказка круглый год и двадцать четыре часа в сутки!  

Сергей Китов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2004 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков